Файл: Становление социального страхования в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доклад

по дисциплине «Социальное страхование»

на тему

«Становление социального страхования в России»

Содержание
Введение

1. История развития социального страхования.

2. История Социального фонда России.

Заключение

Список литературы

Введение.

Любое развивающееся государство должно обеспечивать защищенность своего населения. Это экономическая, правовая, политическая, в том числе и социальная защищенность граждан.

Социальная защита населения, в широком смысле слова, представляет собой множество социально-экономических мероприятий, которые проводятся государством и обществом, и обеспечивается предоставление приемлемых условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание стабильного осуществления жизни и деятельного существования личности различным социальным категориям, а также комплекс мер, направленных на предотвращение ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет группу мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения во время экономических преобразований.

Система социальной защиты населения на современной стадии включает в себя:

- социальное обеспечение;

- социальное страхование;

- социальную поддержку (помощь)

Реализовывается социальная защита граждан за средства государственного и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Социальное страхование является объективной необходимостью. На определенной ступени развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут позаботиться о себе в пропитании и в материальных средствах. Система социального страхования выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

  1. История развития социального страхования.


Становление системы социального страхования в России прошло ряд исторических этапов, которые раскрывают предпосылки
, тенденции и закономерности его развития.

Так в становлении социального страхования России можно выделить ряд периодов: возникновение социального страхования (1861-1917); социальное страхование в условиях социализма (1917-1990); социальное страхования с начала развития рыночной экономики и по настоящее время. Особенностью социального страхования России на любом этапе развития – это главенствующая роль государства.

Развитие этой сферы в нашей стране началось гораздо раньше, чем в других странах. Впервые этот вопрос был поднят ещё в десятом веке, когда был принят князем Владимиром церковный устав. Он установил обязанность духовенства и имущих слоёв Киевской Руси осуществлять надзор за медиками, а также содержать больницы и богадельни. Церковь и княжество должны были выделять для этих целей одну десятую от своих доходов.

Уже в 1581 году в России был принят Аптекарский приказ, среди полномочий которого определённое место занимало проведение судебно-медицинских и врачебных экспертиз.

Социально-экономические реформы 60-х годов девятнадцатого века стали своеобразным толчком для окончательного законодательного закрепления вопроса о социальном страховании. Предпосылками этого явились: появление центров фабричного производства; увеличение числа промышленных рабочих, формирование и развитие финансовых институтов.

В 1861 году был принят Закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». Это дало возможность объединения всех работников завода в единое товарищество. Страховые взносы включали в себя отчисления из заработной платы рабочих в размере 2-3%, а также отчисления заводоуправлений, которые также составляли 2-3%. Формами страховых выплат были пособия по болезни, пенсии по инвалидности и по потере кормильца.

В начале двадцатого века Россия начала перенимать опыт европейских государств, в частности опыт Германии, которая в 80-90-х годах девятнадцатого века ввела систему социального страхования. В России разработкой этого вопроса занимались К.В. Берви-Флеровский, Н.Е. Введенский, Н.А. Вигдорчик, М.М. Туган-Барановский, Г.Б. Хлопин.

15 мая 1901 года был принят немаловажный для внедрения социального страхования Законодательный акт «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 году уже был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях.

Однако в начале двадцатого века рассчитывать на «вспомоществование» могли далеко не все рабочие. Помощь выдавалась заводоуправлением в зависимости от срока службы на предприятии, личных заслуг, исполнительности в работе.



В результате сложившихся условий 1912 года Третьей Государственной Думой был принят ряд законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»,  «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». Этими законами регулировалась бесплатная медицинская помощь наёмным работникам, а также выплата пенсий при полной потере трудоспособности в размере 2/3 от заработка.

Обязательному страхованию подвергались наёмные работники фабрично-заводской и горной промышленности, железнодорожного транспорта и судоходства.

Страхование в России этого времени было несовершенно, так как оно имело низкие страховые выплаты, не учитывало многие социальные риски, и самое главное – охватывала лишь определённый круг рабочей силы, исключая при этом работников других областей народного хозяйства (80% от всего рабочего класса). 

Однако уже к 1917 году социальное страхование абсолютно точно стало неотъемлемой частью государственной политики России того времени. С 1917 года начался новый этап в развитии социального страхования – этап в условиях социализма.

Советская власть достаточно критически оценила законы, принятые Третьей Государственной Думой. Сразу после революции большевики попытались воплотить в жизнь программу страхования, разработанную Лениным. С 1917 по 1931 года были изданы 15 декретов, касающихся этого вопроса. Их содержание  носило довольно противоречивый характер: от реформирования до отмены социального страхования.

До 1921 года система страхования всё же основывалась на финансировании из государственного бюджета. Но в условиях новой экономической политики промышленность не являлась собственностью лишь государства, а потому 15 ноября 1921 года был введён новый декрет «О социальном страховании лиц, занятых наёмным трудом».  С этого времени финансирование социального страхования основывалось на обязательных взносах предприятий, использующих труд наёмных работников. Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам были в размере фактического заработка лица. При рождении ребёнка представлялось два вида пособия: на предметы ухода и на кормление новорождённого до 9 месяцев в размере 25% от средней заработной платы. Пособие по безработице зависело от стажа работы и квалификации работника и варьировало от 1/6 до 1/2 от средней заработной платы.


Правительство самостоятельно утверждало тарифы страховых взносов, которые сильно варьировали для государственных и частных предприятий. Так государственные предприятия имели минимальные взносы в размере 12-16%, частные же – максимальные в размере 21-28,5%. Кроме того существовали льготный и поощрительно-карательный тариф в зависимости от степени вредности предприятия и условий труда.

В это время система социального страхования приобрела профилактический характер: активно создавались санатории, профилактории, дома отдыха.

В 1933 году все средства социального страхования были преданы Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов, а руководство этими средствами осуществляли профсоюзные органы. В их полномочия входили контроль за социальными пособиями (обоснованность и своевременность их выплаты), обеспечение работников путёвками на предприятиях, вопросы охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

В 1938 году бюджет системы обязательного социального страхования был включён в единый государственный бюджет СССР, и социальное страхование преобразовалось в социальное обеспечение.

С 1964 года социальное обеспечение было распространено на новые категории работающих. Изначально в социальное страхование были включены только рабочие и служащие. В 1964 году право на страхование получили руководители ведущих должностей колхозов (председатели, специалисты и механизаторы). В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников система социального страхования получило распространение на все рабочие классы колхоза.

Таким образом, в социалистическом периоде были устранены недостатки предыдущего времени. Государство  выступало гарантом доступности и стабильности социального страхования. 

Система государственного социального обеспечения, действовавшая в СССР, не могла существовать в условиях нового экономически ориентированного времени. Поэтому система социального страхования требовала создание внебюджетных фондов.

Поэтому в 1990 году были созданы два государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

16 июня 1990 г. принимается Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», который окончательно закрепил основы социального страхования, права и обязанности всех его субъектов. До настоящего времени государственное обязательное социальное страхование осуществляется через Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.


Сегодня государство является гарантом устойчивости обязательного социального страхования, так как существует система дотаций из федерального бюджета (при нехватке денежных средств для обеспечения выплат).



  1. История Социального фонда России


В 1827 году был принят первый российский Пенсионный устав. Тогда же в стране был основан единственный Пенсионный фонд – часть пенсий покрывалась отчислениями от жалования, хотя большую часть расходов на пенсии по-прежнему несла казна. В те годы и вплоть до революции 1917 года размер пенсии зависел от того, к какому разряду был причислен гражданский или военный служащий.

Позже в 1889 году возникла идея об обязательном страховании рабочих в России. В Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

В конце XIX века в стране активно развивались негосударственные пенсии: открывались горнозаводские и страховые товарищества, пенсионные кассы, сберегательно-вспомогательные кассы. Даже крестьяне, работая на производстве, могли заработать себе пенсию. Работодатель делал вычеты из их заработка в сберегательно-вспомогательную кассу, закрепляя средства на лицевых счетах работников.

2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Закон вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Созданию цельной и стройной системы пенсионного и социального страхования помешала Первая Мировая война и Октябрьская революция, которые полностью изменили ситуацию в стране.

После 1917 года с установлением советской власти был взят курс на то, чтобы сделать пенсии массовыми, обязательными для всех. Получилось это не сразу, хотя с первых лет после революции начали выплачиваться пенсии по инвалидности и потере кормильца. В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных», а в 1918 году — постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.