ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а не является результатом его собственной основательной внутренней работы, когда оно, что называется, не выстрадано индивидом, не прошло через очистительный огонь сомнения, неизбежно влечет за собой серьезные издержки в нравственном развитии. А это особенно тревожно и опасно ныне, когда деятельность человека как в научно-техническом, так и в социальном плане становится столь масштабной по своим последствиям и потому требует особо ответственного к себе отношения.
Как видим, материалистическая философия не только не снимает вопроса о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, но, напротив, позволяет его поставить в наиболее острой, даже драматической форме, тем самым в полной мере выявляя его гуманистическое содержание.
50. Понятие ценности. Основные проблемы аксиологии.
"Ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм". По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но является "самым действительным из всего на свете". Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия "ценность" в круг основных категорий философии.
На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. Ее становление связывается с неокантианством, в особенности с именем В. Виндельбанда. Он подчеркивал, что Г. Лотце выдвинул вперед понятие ценности и поставил его во главе метафизики. На этом основании, по В. Виндельбанду, и возникает теория ценности "как новый вид философской основной науки". Ценность, пишет он, предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: "Высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство - становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение". Задача философии, указывает В. Виндельбанд, - постигать "общезначащие ценности", которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Но и эти ценности она будет описывать и объяснять лишь с тою целью, чтобы отдать отчет в их значении; она рассматривает их не как факты, но как нормы.
Основные проблемы аксиологии.
ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ ТРАКТОВОК ПОНЯТИЯ "ЦЕННОСТЬ"
В современной философской литературе понятие ценности употребляется в
различных значениях. При этом, наиболее распространенным оказывается
расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику
и содержание понятия.
При помощи понятийно-терминологического анализа, можно выделить четыре
специфических подхода к определению ценности. Однако все они весьма
противоречивы.
1. Ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве
индивидуального или социального ориентира.
Действительно ценность фиксируется и обозначается через определенные
жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного
комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена
с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие.
2. Ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или
представление, имеющее человеческое измерение.
Скорее всего, было бы неоправданно отождествлять ценность с
субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в
противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей
в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен
выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате
абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным
контекстом и содержат в себе некую нормативность.
3. Ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами.
Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями,
общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты
и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть
наличие в ней стойких ценностных ориентаций.
4. Ценность ассоциируется с типом "достойного" поведения, с конкретным
жизненным стилем.
Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как
прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят
прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и
умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться
реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном
стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность,
однако реальных добрых поступков не совершает.
Как видим, материалистическая философия не только не снимает вопроса о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, но, напротив, позволяет его поставить в наиболее острой, даже драматической форме, тем самым в полной мере выявляя его гуманистическое содержание.
50. Понятие ценности. Основные проблемы аксиологии.
"Ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм". По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но является "самым действительным из всего на свете". Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия "ценность" в круг основных категорий философии.
На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. Ее становление связывается с неокантианством, в особенности с именем В. Виндельбанда. Он подчеркивал, что Г. Лотце выдвинул вперед понятие ценности и поставил его во главе метафизики. На этом основании, по В. Виндельбанду, и возникает теория ценности "как новый вид философской основной науки". Ценность, пишет он, предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: "Высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство - становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение". Задача философии, указывает В. Виндельбанд, - постигать "общезначащие ценности", которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Но и эти ценности она будет описывать и объяснять лишь с тою целью, чтобы отдать отчет в их значении; она рассматривает их не как факты, но как нормы.
Основные проблемы аксиологии.
ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ ТРАКТОВОК ПОНЯТИЯ "ЦЕННОСТЬ"
В современной философской литературе понятие ценности употребляется в
различных значениях. При этом, наиболее распространенным оказывается
расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику
и содержание понятия.
При помощи понятийно-терминологического анализа, можно выделить четыре
специфических подхода к определению ценности. Однако все они весьма
противоречивы.
1. Ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве
индивидуального или социального ориентира.
Действительно ценность фиксируется и обозначается через определенные
жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного
комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена
с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие.
2. Ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или
представление, имеющее человеческое измерение.
Скорее всего, было бы неоправданно отождествлять ценность с
субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в
противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей
в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен
выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате
абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным
контекстом и содержат в себе некую нормативность.
3. Ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами.
Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями,
общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты
и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть
наличие в ней стойких ценностных ориентаций.
4. Ценность ассоциируется с типом "достойного" поведения, с конкретным
жизненным стилем.
Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как
прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят
прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и
умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться
реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном
стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность,
однако реальных добрых поступков не совершает.