Файл: Социальный институт образованияПонятие социального института.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальный институт образования
Понятие социального института
Любое общество при нормальном функционировании нуждается в социальной стабильности,
которая обеспечивается наличием общепринятой системы норм, правил и ценностей,
включающих идеалы, моральные нормы, веру, традиции и т.д.
Механизмом обеспечения целостности и устойчивости общества и социальных структур является социальный институт, который представляет собой комплекс ценностей и норм, с помощью которых осуществляется управление деятельностью людей в сферах жизнедеятельности.
Замечание 1
Таким образом можно сказать, что социальный институт – это организация, которая осуществляет удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Можно говорить об эффективной деятельности социального института при соблюдении некоторых условий, а именно:
наличия системы социальных норм и правил, которые осуществляют управление поведением людей;
внедрения деятельности института в ценностную структуру общества, что позволяет институту обеспечить свою деятельность правовой базой и осуществлять контроль над поведением членов общества;
наличие ресурсов и условий для его нормального функционирования
Сущность института образования
Для нормального функционирования общества и воспроизводства его структуры необходим социальный институт образования. Он позволяет передать накопленный социальный опыт,
знания, ценности, установки, идеалы от предшествующих поколений последующему поколению, а также способствует усвоению этих знаний и ценностей нынешним поколением.
Образование как социальный институт является самостоятельной системой, которая выполняет задачу последовательного обучения и воспитания индивидов, ориентированных на получение определенных знаний, ценностей, навыков, норм, сущность которых определяется обществом и его особенностями.
Современная социология выделяет формальное и неформальное образование.
Формальное образование включает в себя наличие в обществе системы образовательных учреждений, осуществляющих функцию обучения, а также предписанного государством образовательного стандарта, который предписывает минимальные объемы знаний и умений, требуемых обществом. Система формального образования зависит от принятых и приоритетных в обществе культурных стандартов и идеологии.
Неформальное образование является частью социализации личности человека, оказывая ему помощь в усвоении социальных ролей и статусов, норм и ценностей, а также

способствует духовному развитию, то есть неформальное образование – это несистематизированное усвоение человеком знаний и навыков, осваиваемых им стихийно в результате взаимодействия с окружающим миром.
Рассматривая образование как социальный институт, следует говорить, прежде всего, об институте формального образования.
Функции образования как социального института
Образование выполняет множество функций. В зависимости от направлений исследования,
выделяют различные функции, наиболее распространенными являются следующие функции:
Распространение культуры в обществе.
1.
Данная функция заключается в передаче культурных ценностей между поколениями.
Каждый народ имеет свои культурные особенности, поэтому институт образования является универсальным средством передачи и сохранения культурных традиций народов.
Социализация.
2.
Институт образования считают одним из основных институтов социализации, поскольку образование формирует мировоззрение молодого поколения. Благодаря усвоенным в процессе образования ценностям и установкам, молодое поколение становится частью общества, социализируется и вовлекается в социальную систему.
Социальная селекция.
3.
Данная функция подразумевает посредством образовательного процесса осуществление различного подхода к учащимся с целью отбора наиболее талантливых и способных, что позволяет молодежи получить статус, отвечающий ее интересам и способностям.
Замечание 2
Таким образом, результатом селективной функции образования, является распределение социальных позиций в социальной структуре общества, а также осуществление данной функции способствует социальной мобильности, поскольку получение той или иной ступени образования позволяет продвинуться выше по каналам социальной мобильности.
Функция социального и культурного изменения.
4.
Данная функция осуществляется посредством процесса научных исследований, научных достижений, которые вносят вклад и изменения в сам образовательный процесс,
технологии, экономику, в свою очередь, образовательный процесс также вносит изменения в процесс научных исследований. Таким образом, можно наблюдать взаимосвязь и взаимозависимость образовательного процесса и общества.


Структура системы образования
Система образования является сложной формальной организацией. В ней существует иерархическая система управления, возглавляет которую аппарат министерства.
Ниже располагается департаменты образования регионов, которые координируют и управляют школами и среднепрофессиональными учреждениями региона.
Следом идет руководство школ и образовательных учреждений среднепрофессионального звена – ректоры, деканы, директора и завучи.
Для системы образования также характерна специализация видов деятельности. Так,
например, учителя и преподаватели различаются по предметам, которые они преподают.
Высшие и среднепрофессиональные образовательные учреждения специализируются по своим профессиональным и образовательным программам.
В системе высшего образования существует также иерархия должностей преподавателей.
Замечание 3
Особенностью образования как системы является стандартизация образовательного процесса.
Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с обязательными учебными планами.
Преподаватель выступает в роли административного руководителя, который организует и управляет учебным процессом в группе.