Файл: Программа среднего профессионального образования Право и организация социального обеспечения Дисциплина Налоговое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Открытый социально-экономический колледж»


Программа среднего профессионального образования

Право и организация социального обеспечения


Дисциплина: Налоговое право

Практическое задание № 4

Выполнил:

студент Губанова Марина Сергеевна

Преподаватель:

Сергеева Екатерина Владимировна

Задание № 1

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Объект, субъект, предмет налогового контроля?

2. Формы и виды налогового контроля?

1. Элементы налогового контроля

Контроль является важнейшим элементом системы управления. Налоговый контроль представляет собой относительно самостоятельную управленческую систему, которая состоит из совокупности элементов, функционирование которых определяет эффективность всей системы.

Структурно налоговый контроль можно рассматривать как совокупность контролирующих органов, деятельность которых регламентирована нормами налогового права. В целом налоговый контроль характеризуется как структурированный последовательный процесс контроля: вначале взятие на учёт потенциального плательщика, далее – принятие отчетности, уплата налогов в бюджет на основании определенных в отчетности налоговых обязательств и так далее. Таким образом, прослеживается зависимость функционирования элементов от структуры и организации налогового контроля.

Множество описаний дает возможность рассматривать налоговый контроль с точки зрения деятельности контролирующих органов или как проявление действий налогового, криминального и административного права, как описание контрольных методов и механизма проверочных действий или как определенную управленческую деятельность государства.

Для исследования системы налогового контроля целесообразно использовать комплексный подход, который означает исследование контроля как совокупности организационного, технического и социально-экономического аспектов деятельности субъектов контроля.

Для обеспечения эффективного функционирования всей системы налогового контроля необходимо обеспечить эффективное функционирование каждого элемента системы. Рассмотрим элементы системы налогового контроля, и начнем с таких как объект, предмет и субъекты.


В процессе налогового контроля принимают участие контролирующие органы, а также юридические и физические лица, которые подлежат контролю, и другие субъекты. Само понятие «субъект» трактуется как человек, который познает внешний мир (объект) и влияет на него в своей практической деятельности, или человек – носитель определенных свойств.

В налоговом контроле на предмет контроля с двух сторон активно влияют как подконтрольные субъекты, так и контролирующие органы. Вспомогательные субъекты (эксперты, свидетели, понятые, органы, которые предоставляют дополнительную информацию и др.) влияют косвенно и их влияние определяется через деятельность подконтрольных или контролирующих субъектов. Кроме того, налоговый контроль непосредственно определяется налоговым правом, а субъект права – это физическое лицо (человек) или юридическое лицо (организация, учреждение и т.д.), наделенная согласно закону какими-нибудь правами и способностью принимать на себя юридические обязательства.

Подконтрольные и контролирующие субъекты наделены определенными правами и обязанностями в процессе проведения налогового контроля. В то же время деятельность второстепенных субъектов, их права и обязанности определяются иными нормами права. Таким образом, с убъекты налогового контроля могут быть контролирующими и подконтрольными.

В отношениях между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов интересы государства представляют в первую очередь органы, которые осуществляют управление в сфере поступления налоговых платежей.

Фактически система органов, контролирующих поступления средств в бюджеты в форме налогов и сборов, представлена двумя службами – налоговой и таможенной (статья 41, глава 1, раздел 2 НКУ).

Однако для них разными являются место и значение полномочий, связанных с контролем за движением этих платежей от плательщиков до бюджетов среди всех их полномочий.

Налоговые органы реализуют соответствующую деятельность без каких-либо дополнительных условий. Они созданы специально для функционирования только в сфере налогообложения. Однако вышеуказанная статья 41 НКУ предусматривает возможность и необходимость реализации ними контроля за соблюдением также иного законодательства.

Это связано со спектром функций государственной налоговой службы, который включает отдельные вопросы в части обеспечения соблюдения субъектами хозяйствования порядка осуществления валютных операций, применения регистраторов расчётных операций (ЭККА), порядка получения, хранения, транспортировки и использования спирта этилового, технологической документации по производству алкогольных напитков, табачных изделий и иной спиртосодержащей продукции, и так далее.



Таможенные органы осуществляют управление в сфере налогообложения наряду со своей основной деятельностью. Они обеспечивают контроль за поступлениями налогов и сборов и получают статус, аналогичный налоговым органам, только при определённом условии. Таким условием является перемещение товаров через таможенную границу и возникновение при этом обязательства по уплате налогов и сборов (пошлины, акцизного налога, налога на добавленную стоимость, других налогов, которые в соответствии с налоговым законодательством взимаются в случае ввоза или вывоза (пересылки) товаров и предметов).

Деятельность контролирующих органов предусматривает необходимость тесного взаимодействия с другими государственными службами, функционирование которых может быть связано с налогообложением или может создавать информационные предпосылки для налогообложения, предупреждения незаконных действий плательщиков, установления обстоятельств и содержания налоговых правонарушений, реализации проверочных мероприятий и так далее.

Важно, чтобы при реализации полномочий не дублировались действия различных государственных служб относительно налогоплательщиков. В этом случае себя может проявить дестимулирующее влияние администрирования налогов на экономическую активность в стране.

Чтобы этого не происходило, Налоговым кодексом предусмотрен ряд мер:

• запрет (при любых условиях) на проведение проверок своевременности, достоверности, полноты начислений и уплаты налогов другими органами, кроменалоговых и таможенных;

• разграничение полномочий между контролирующими органами;

• концентрация компетенции по взысканию (осуществление мероприятий по обеспечению погашения налогового долга) практически полностью у налоговой службы, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством её реализуют государственные исполнители в пределах своих полномочий.

Таким образом, налоговым кодексом созданыпредпосылкиисключениядублированияфункцийразныхгосударственных служб и обеспечения взаимодействия контролирующих органов.

Подконтрольными субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и налоговые агенты, которые в отдельных вопросах приравнены налоговым законодательством к плательщикам налогов.

Согласно положений Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) плательщиками налогов признаются физические лица (резиденты и нерезиденты), юридические лица (резиденты и нерезиденты) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), которые являются объектом налогообложения, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов.


Налоговым агентом признается лицо, на которое НКУ возлагается обязанность по учету, расчету и удержанию с доходов, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечислению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств плательщика налогов.

Влияние контролирующих субъектов на объекты, предметы контроля посредством проведения контролирующих действий, оформленных в определенных формах контроля, определяет его результативность. Уровень профессионализма налоговых служащих, их морально-этические качества, а также организация совместной деятельности контролирующих органов определяет эффективность контроля. Так, достаточно суровый контроль в сочетании с высоким уровнем стимулирования, воспитания соответствующих качеств у контролирующих субъектов с одной стороны; и высокий уровень гражданской ответственности, принятие форм, методов и видов контроля подконтрольными субъектами, с другой стороны, являются ключевыми факторами достижения высокого уровня эффективности налогового контроля, его экономичности.

Обратимся к понятию «объект». Объект – это то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания; внешний мир, который является предметом познания, практического воздействия на субъекта.

Налоговый контроль – это определенные правоотношения между его субъектами. Поэтому определим, что объектом налогового контроля являются налоговые правоотношения субъектом налогового контроля по поводу выполнения ими обязанностей, предусмотренных действующим налоговым законодательством, которые оцениваются с точки зрения их законности, полноты, достоверности и своевременности выполнения.

Предложенное определение не конкретизирует субъектов налогового контроля, поскольку ими могут быть реальные и потенциальные плательщики налогов, которые только становятся на налоговый учет, налоговые агенты, а также, в отдельных случаях, - должностные лица контролирующих органов при повторной проверке плательщика налогов.

Следовательно, объект налогового контроля затрагивает сферы финансового, административного, криминального права, социально-психологические отношения в обществе, что только подчеркивает его сложность и многогранность. Так, эффективность контроля определяется целесообразным выбором объектов контроля, использованием комплексной, своевременной и достоверной оценки объектов и определенных мер влияния на их состояние.


Влияние объекта контроля на его эффективность определим по нескольким направлениям: какой объект поддается акцентированному контролю в определенный момент социально-экономического развития государства, кем осуществляется контроль объекта (круг контролирующих органов), каким образом осуществляется контроль (методы, формы, виды контроля), как оценивается контроль объекта (результаты контроля должны влиять на управленческие решения исполнительных и законодательных органов), каковы последствия контроля объекта (виды ответственности).

Понятие объекта тесно связано с понятием предмета, поскольку предмет выступает уточняющей категорией объекта. Следует помнить, что «предмет» - это явление или вещественный носитель, на которые направлена какая-либо деятельность».

Предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений субъектов контроля (или влияние на налоговые правоотношения в будущем – при превентивном налоговом контроле), подтвержденный документами, вещественными или иными носителями (цифровые, видео, аудио) информацию о базе налогообложения, суммах начисленных и уплаченных налогов и сборов, а также иную информацию, которые оцениваются с точки зрения соблюдения действующего законодательства.

На эффективность налогового контроля влияет дифференциация предметов, подпадающих под различные виды контроля с использованием соответствующих форм и методов, а также с возможностью использовать определенные носители информации при осуществлении контроля.

2. Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

- проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).