Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1. Н азовите признаки литературного языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Группа 22Ю272
Студент
Н.Ю.Кузин.
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1.
Назовите признаки литературного языка.
Литературный язык - это наиболее развитая и сознательно обрабатываемая форма общенародного языка, которая обслуживает важнейшие сферы жизни человека и общества:культуру,науку,политику,искусство,делопроизводство,законодательство,официально-деловое,межнациональное и неофициальное общение.
Признаки:
1. Нормированность и кодифицированность
2. Наличие письменности
3. Многофункциональность и стилевое разнообразие
4. Наддиалектность
Назовите факторы, определяющие функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка
1. Нормированность
2. Неоднородность
Как вы понимаете, что такое функциональный стиль и функциональная разновидность?
Особые разновидности единого литературного языка, которые используются в той или иной сфере, выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми особенностями в отборе и употреблении языковых средств
Почему считается, что история русского литературного языка начинается с IX века?
Церковнославянская письменность, введённая Кириллом и Мефодием в 862 году, основывалась на старославянском языке, который в свою очередь произошёл от южнославянских диалектов. Литературная деятельность Кирилла и Мефодия состояла в переводе книг святого Писания Нового и Ветхого завета. Ученики Кирилла и Мефодия перевели на церковнославянский язык с греческого большое количество религиозных книг. По мере распространения церковнославянских религиозных текстов на Руси, постепенно стали появляться и литературные сочинения, которые использовали письменность Кирилла и Мефодия. Первые такие сочинения относятся к концу XI века. Это «Повесть временных лет» (1068), «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печорского», «Слово о законе и благодати» (1051), «Поучение Владимира Мономаха» (1096) и «Слово о полку Игореве» (1185—1188). Эти
произведения написаны языком, который представляет собой смешение церковнославянского языка с древнерусским.
В чем отличие литературного языка IX века от литературного языка ХХ века?
В xx веке происходит увеличение словарного состава за счет неологизмов, расширение активной части словарного состава, всеобщий интерес к языку, развивается языкознание, ведется языковая политика, активно развивается терминология, происходит расширение функций языка: он становится средством межнационального и международного общения.
Какой смысл вкладывается в понятие «литературный язык» независимо от времени его существования?
Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества.
Как соотносятся «язык художественной литературы» и «литературный язык»?
Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия. Литературный язык- достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы обычно ориентируется на те же нормы, но заключает в себе много индивидуального, необщепринятого.
Как соотносятся два понятия «национальный язык» и «литературный язык»?
Литературный язык – это то, посредством чего создается единство нации: народ становится нацией только тогда, когда он на определенной территории создает государственную форму общежития и литературный язык.
Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.
В речи наших современников имеют место многие негативные явления, связанные с нарушениями норм говорения. В их числе: чрезмерное, неуместное употребление заимствований; общение на жаргоне; канцеляризмы; речевые штампы; слова-спутники; многословие; неправильное словоупотребление; бедность словаря; использование слов-"паразитов"; сокращения; орфоэпические ошибки.
Расскажите об употреблении жаргонов в наши дни. Каково ваше отношение к жаргонам?
Современная молодежь упрощает и стремится минимизировать употребление сложных речевых конструкций, литературного языка, что ведет к обеднению и засорению словарного запаса молодежи. Именно поэтому проблема распространения жаргонизмов очень актуальна в наше время. Из-за специфики профессиональной деятельности мне часто приходится слышать и самому использовать жаргонизмы.
Задание.
Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по теме семинарского занятия № 2
Какова основная задача культуры речи?
Задача культуры речи – контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение.
Что понимается под кодификацией языка?
Кодификация языка - это эксплицитное (зафиксированное в словарях, грамматиках и т. п.) признание нормативности языкового явления или факта, целенаправленная разработка правил и предписаний, призванная способствовать сохранению литературных норм и их научно обоснованному обновлению.
Что такое языковая норма?
Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Как вы определите функции языковой нормы?
Языковые нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм – функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, – это функция отражения истории языка.
В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?
Язык существует только в головах людей, а поскольку мировоззрения людей со временем изменяются, изменяется и язык. Так что устанавливать жесткие нормы для языка - все равно, что пытаться установить жесткие нормы человеческого восприятия мира, что невозможно. Так что опасности никакой нет, люди все равно будут думать говорить по-своему. Другое дело, что необходимо учить правильно, пользоваться языком: соблюдать грамматику, знать нормативную сочетаемость слов и т. п., что и составляет суть культуры речи. Но только учить культуре речи - бесперспективно.
Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры?
Правила | Нормы |
постановки ударения | фонетическая |
произношения | фонетическая |
употребления слов | лексическая |
образования слов | морфологическая |
образования грамматических форм слова | морфологическая |
объединения слов в словосочетания и предложения | лексическая |
написания слов постановки знаков препинания | синтаксическая |
Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки?
1. Устойчивость и стабильность;
2.Общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил;
3.Литературная традиция и авторитет источников;
4.Культурно-эстетическое восприятие или оценка языка и его фактор;
5. Динамический характер, изменяемость;
6.Возможность языкового плюрализма – существования нескольких вариантов нормы.
Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности?
Существуют различные нормы. Нормы культурного общения, нормы-принципы, которые некоторые рассматривают как обычаи. Такие нормы не прописаны в законе, их соблюдают как традиции. Есть так же иные нормы, которые содержат в себе общеобязательные правила поведения, которые выполнять обязаны все неукоснительно, иначе понесут наказание в соответствии с законодательством (нецензурная брань в общественных местах). Поэтому важным вопросом должно быть не только владение нормами, а еще и их соблюдение.
Найдите ошибки в следующих высказываниях:
1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средстваА. -
На решение этой задачи необходимы дополнительные срЕдства.
2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. - Не могу согласиться
с тем, что говорил докладчик.
3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. - Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно она занимает большинство времени.
4. В современных переводах много языковых погрешностей. - В современном переводе много языковых погрешностей.
5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. - Такого разностороннего органа, как конференцию по разоружению, можно было бы использовать
по назначению.
6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. - Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно.
7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону - Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону…
8. Многие приняли участие в крёстном ходе. - Многие приняли участие
в крестном ходе.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по теме семинарского занятия № 3
Задачи.
Известный русский фонетист Р.И. Аванесов вспоминал, что в 20-е годы он со слуха воспринимал фамилию одной из студенток как Жиркова, позднее оказалось, что она Жаркова. Как вы объясните это?
Диалектное произношение.
Диалектные слова, или диалекты — это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Речь жителей называется диалектом. Она состоит из общеупотребительных слов и диалектов. Диалектные слова встречаются в художественной литературе для передачи особенностей речи жителей описываемой местности.
Практикум по качествам хорошей речи .
Определите, какие качества хорошей речи нарушены. Исправьте предложения.
1. А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями. Все слетаются к ней
в деревню, как саранча. - А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями,
и по-прежнему возвращаются к ней в деревню (неуместное сравнение).
2. Автор любит и восхищается своей героиней. - Автор любит свою героиню и восхищается ею. (Как однородные сказуемые выступают глаголы с разным управлением)
3. У процентщицы под кабалой находится множество людей. - В зависимости от процентщицы находится множество людей. (неверный предлог
и пароним).
4. Русские традиции прижились в этой семье. Они славятся дружелюбием. - Русские традиции прижились в этой семье, которая славится гостеприимством. (смысловая неточность)
5. Будущее представляется Гоголю в победе жизненной души над мертвецкими общественными порядками. - Будущее представляется Гоголю в победе жизни над устаревшими общественными порядками. (Неправильное употребление паронимов)