Файл: Диагностика профессиональных ориентаций подростков и юношей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Кафедра истории и правоведения

Реферат по дисциплине

«Социально – педагогическое сопровождение обучающихся»

Тема: Диагностика профессиональных ориентаций подростков и юношей.

Выполнила: обучающаяся группы

Е/ПО-б-о 222 Ткачева О. В.

Преподаватель: доцент Габеркорн И. И.

Евпатория, 2023
Оглавление

Введение 2

Реалистичный (практический) тип личности 3

Интеллектуальный (исследовательский) тип личности 4

Конвенциональный (стандартный) тип личности 5

Список литературы и источников: 9








Введение

Профессиональное самоопределение молодого человека, по мнению Н.С. Пряжникова, представляет собой совокупность чередующихся выборов и имеет в качестве своей основы «Я-кон- цепцию» личности как относительно целостного образования, постепенно изменяющегося по мере взросления.

Американским психологом Дж. Холландом разработана теория профессионального выбора, суть которой заключается втом, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности условиям профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Холланд выделяет следующие профессионально ориентированные типы. [119,с. 11-12].

Реалистичный (практический) тип личности

Люди такого типа – практики, реалисты. Они ценят мастерство, опыт, эффективность; получение образования рассматривают как возможность научиться чему-то конкретному, полезному. Престиж для них роли не играет.

Люди такого склада ценят стабильность, надежность, материальную пользу, возможность видеть конкретные результаты своего труда. Они, как правило, рачительные хозяева; настоящее ценят больше, чем прошлое или будущее. Любят работать с предметами, техникой, растениями, животными.


Как правило, это физически сильные, выносливые люди с умелыми руками. Экономны. Мышление конкретное. Уважают факты, объективные законы, справедливость, опыт. Твердо отстаивают принятые решения. Начатое дело стараются довести до конца.

Круг друзей и знакомых — небольшой, но стабильный. Не стремятся к шумным компаниям, лидерству. Малоэмоциональны, серьезны, основательны. Не всегда разбираются в чувствах и отношениях других людей. Работать предпочитают индивидуально, не связывая себя зависимостью от коллектива.

Характерные черты реалистичного типа : деловитость, основательность, честность, скромность, экономность, упорство, объективность, стабильность.

Близкие типы: интеллектуальный, конвенциональный, противоположный тип — социальный.

Интеллектуальный (исследовательский) тип личности

Это люди мыслительного склада. Они больше всего ценят возможность познания, исследования. Их привлекают новые идеи, теории, факты, которым они стремятся найти собственное объяснение.Предпочитают умственный труд физическому. В любой деятельности, даже в простой физической работе, проявляют вдумчивость, изобретательность.Охотно и много читают, учатся, фантазируют. Ценят логику, анализ, объективные закономерности. Мышление абстрактное, теоретическое, критическое. Мнение продумано, обосновано.

Даже если профессия не связана непосредственно с наукой, стараются внести в свою работу новизну и творчество.Обычно видят много вариантов решений, альтернатив: выдвигают новые идеи и гипотезы.Стремятся к высокому уровню образования, рассматривают его как условие своего интеллектуального развития и как возможность заниматься исследованиями в каких-либо областях знаний.Руководящим постам предпочитают индивидуальность и самостоятельность. В коллективе обычно являются генераторами идей, экспертами или критиками.

При наличии целеустремленности, работоспособности, активности достигают профессиональных высот.Избегают задач, требующих лидерства, энтузиазма, риска. Если берутся за руководство, то предпочитают демократический стиль.

Характерные черты интеллектуального типа: аналитический, критический склад ума, осторожность, любознательность, изобретательность, объективность.

Близкие типы: реалистичный, артистичный, противоположный тип — предпринимательски.



Конвенциональный (стандартный) тип личности

Для людей этого типа характерны такие черты как педантичность, формализованность, практичность.Люди этого склада высоко ценят порядок, традиции, стабильность, законность.Предпочитают задачи с четко определенными целями, конкретными обязанностями. Избегают ситуаций неопределенности, требующих принятия неожиданных решений.С сотрудниками устанавливают тесные, стабильные взаимоотношения, поддерживают обычаи и традиции коллектива, помня, как правило, дни рождения каждого из своих коллег.Свое мнение формируют в зависимости от мнения своей среды. Официальную точку зрения воспринимают некритично.Знакомства предпочитают полезные.Уважают символы общественного престижа: звания, должности, льготы, материальные ценности.Высоко ценят опыт, высший образовательный уровень, принадлежность к высоким социальным слоям — все это придает им уверенность, в которой такие люди очень нуждаются и без которой чувствуют себя незащищенными.Чувство удовлетворения испытывают от хорошо организованной работы и ощущения своей причастности к ней.Логику фактов ценят выше субъективных предчувствий и пред- ставлений.Предпочитают профессии, связанные с документацией, финансами, статистикой. Как правило, развиты математические способности, память, внимание.На работе и дома заботятся о порядке, аккуратности, склонны контролировать домашних.Начатое дело обычно выполняют в срок и качественно. Порой им недостает гибкости, независимости и воображения.

Характерные черты конвенционального типа: сознательность, заботливость, умелость, обязательность, настойчивость, экономность, традиционность, зависимость, спокойствие, простота.

Близкие типы: реалистический, предпринимательский, противоположный тип — артистический.

Социальный, предприимчивый , артистичный тип личности

  • Социальный тип

Для людей этого типа главная ценность - общение, дружба, взаимопонимание, верность. Стремятся к работе с другими людьми: обучать, лечить, обслуживать, ухаживать, организовывать и т.п.


Хорошо разбираются в чувствах и отношениях. Имеют развитую речь, мимику, жестикуляцию. Ручные, особенно технические, навыки развиты слабее.

Проблемы предпочитают решать через взаимодействие, через социальные контакты. Проявляют гибкость и дипломатичность в общении, ориентируются на симпатии и антипатии. Им трудно удержаться в рамках объективности. Ценят коллективное мнение, традиции.

Образование рассматривают как возможность занять место в той профессиональной или социальной среде, которую высоко ценят и мнением которой дорожат. Предпочитают работать в коллективе, избегают одиночества.

Характерные черты социального типа: дружественность, великодушие. полезность, идеалистичность, доброта, терпеливость, ответственность, эмпатия, такт, теплота.

  • Предприимчивый тип

Люди такого типа высоко ценят статус, престижность, должность, льготы, признание людей, деньги, власть, любовь. Любят сам процесс добывания этих ценностей.Энергичны, решительны, настойчивы, склонны криску, азарту.

Мышление конструктивное, практическое, гибкое, логичное. Хорошо развиты речь, мимика. Умеют убеждать, вдохновлять.Умеют просчитывать много ходов и вариантов, легко ориентируются во времени, хорошо чувствуют момент. Способны оценить перспективность идеи, поддержать ее. Могут отказаться от сиюминутной выгоды ради потенциального выигрыша в будущем.Общительны, дипломатичны, оптимистичны. Дела предпочитают решать путем переговоров, стремясь к равной выгоде с равным партнером.Склонны клидерству, руководству. Инициативны. Принимают на себя ответственность за дело и коллектив в сложных ситуациях.Это люди скорее страстные, чем душевные. Они не чужды романтики, поиска, героики.Предпочитают свободный режим работы, не любят рамки, контроль, не интересуются наукой.Стремятся к расширению контактов, коллектива, бизнеса.Обычно подвижные, физически сильные.

Характерные черты предприимчивого типа: энергичность, отвага, импульсивность, оптимизм, самоуверенность, популярность, общительность.

Близкие типы: социальный и конвенциональный, противоположный — исследовательский.

  • Артистичный тип

Люди такого склада особенно ценят талант, вдохновение, творчество, свободу.Предпочитают задачи и ситуации
, в которых можно проявить себя какличность нестандартную, незаурядную.Интересуются литературой, искусством, философией. Стремятся к оригинальности в работе, поведении, одежде.Вносят в жизнь красоту, фантазию и гармонию; бытовые проблемы для них отходят на задний план.

Обычно эти люди эмоционально неустойчивые, чувствительные.Избегают руководящих, ответственных ролей, работы с бумагами, документацией, четких правил, норм, регламента.В общении гибки, но независимы, порой упрямы.Своим внутренним предчувствиям и представлениям доверяют больше, чем сухой логике фактов. Как правило, обладают художественными способностями, выразительной речью, мимикой.Предпочитают профессии творческого характера или же выражают себя в любительских видах творчества, прикладном искусстве.Стремятся к высокому образовательному уровню, но дисциплиной и прилежанием в учебе не отличаются.Болезненно реагируют на ограничение свободы.

Характерные черты артистичного типа: импульсивность, субъективность, независимость, оригинальность, интуитивность, самодостаточность.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный, противоположный тип — конвенциональный.






























Список литературы и источников:

1.     Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с.

2.     Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект, 2004. – 192 с.

3.     Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник / Е.А. Климов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

4.     www.dic.academic.ru

5.     www.inomir.ru

6.     www.bibliofond.ru

7.     www.letopisi.ru

8.     mk.sosh-15moilev.ru