Файл: Сущность, источники, основные тенденции экономического роста 1 Понятие, сущность, типы и факторы экономического роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Таблица 2 - Лидеры рейтинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации


Позиция


Регион

Комплексная оценка, балл

1

Москва

78.49

2

Санкт-Петербург

71.197

3

Ханты-Мансийский автономный округ

67.676

4

Республика Татарстан

67.531

5

Ямало-Ненецкий автономный округ

66.62

6

Московская область

65.856

7

Тюменская область

59.678

8

Свердловская область

58.911

9

Ленинградская область

58.494


Пространственная картина социально-экономического развития в переходный период стала чрезвычайно мозаичной, а именно приняла новые характеристики (открытые и закрытые для глобальных связей регионы с унаследованными территориальными типами регионов (староразвитые промышленные районы, ресурсодобывающие районы новых развитие, южные аграрно-промышленные регионы)), усилились межрегиональные центро-периферийные различия, особенно между Москвой и другими регионами. Рост центро-периферийного неравенства происходит и в регионах. Районные центры и города экспортных филиалов адаптируются к новым условиям значительно быстрее, чем города с меньшей численностью населения и сельская местность. Региональное неравенство увеличивается в доходах, доступности образования и других социально значимых услуг.

Значительную роль для экономического развития регионов России играет внедрение и активное использование инноваций. Возрастающая роль инноваций обусловлена характером рыночных отношений, а также необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике регионов с целью выхода из кризиса и выхода на траекторию неуклонного подъема. Можно сказать, что социально-экономическое развитие регионов России обусловлено совокупностью множества факторов, анализ и систематизация которых имеет высокую актуальность для создания инновационной экономики России на современном этапе развития исходя из вышеописанные тенденции в региональном росте России.


Описанный выше алгоритм определения драйверов экономического развития региона осуществлен на примере Челябинской области в сравнении с другими регионами Уральского федерального округа.

Таблица 3 - Данные показателей первой группы

Индикаторы

Уральский федеральный округ

Челябинская область

Территория, кв.км

1818500

88529

Население, человек

12308100

3500700

Плотность населения, чел. на кв.км

7

40

Среднегодовая численность занятых в хозяйстве, чел.

60623000

3366000

Далее дана сравнительная оценка некоторых показателей второй и третьей группы показателей Челябинской области по отношению к другим регионам Уральского федерального округа (рисунки 04-05).

Рисунок 1 - Рейтинг субъектов Уральского федерального округа по объему ВРП в 2022 г., млн руб.

Источник: Росстат (2022 г.)

Валовой региональный продукт является обобщающим показателем экономической деятельности региона, определяет ее эффективность и характеризует вновь созданную стоимость товаров и услуг, производимых на территории региона. Челябинская область среди типологически близких регионов по этому показателю занимает третье место, уступая Свердловской и Тюменской областям.



Рисунок 2 - Инвестиции в основной капитал 2013-2022 гг., млн руб. Источник: Росстат (2022 г.)

Инвестиции в основной капитал любого предприятия являются главной движущей силой, прямолинейно влияющей на рост объемов производства и экономической платежеспособности. А в масштабах страны состояние инвестиционной сферы определяет темпы экономического и социального развития страны, технологический уровень производства и его эффективность, конкурентоспособность на мировых рынках и, как следствие, качественные характеристики уровня жизни населения. . Челябинская область среди типологически близких регионов по этому показателю занимает также третье место, уступая Свердловской и Тюменской областям (рисунки 06-07). Относительно небольшой объем инвестиций в основной капитал может служить в Челябинской области причиной технической нехватки техники у ведущих предприятий региона, так как несвоевременное обновление усугубляет физический и моральный износ основных фондов предприятий региона.





Рисунок 3 - Оборот розничной торговли 2013-2022 гг., млн руб. Источник: Росстат (2022 г.)

Важным звеном товарного рынка является розничная торговля, предназначенная для обслуживания населения и оказания услуг покупателям. В условиях рыночной экономики обращение товаров становится доминирующим, поэтому возрастает роль торговли как связующего звена между сферой производства и сферой потребления. Челябинская область среди типологически близких регионов по этому показателю занимает также третье место, уступая Свердловской и Тюменской областям.

По количеству среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций Челябинская область занимает четвертое место, она меньше средней по Уральскому региону Доходы бюджета Челябинской области в 2022 году составили более 144 млрд рублей, а на счету более 137 миллиардов. Впервые за несколько лет область закончила календарный год с профицитом бюджета в 7 миллиардов рублей, что, безусловно, является положительной тенденцией.

На основании проведенного анализа выделенных показателей регионального роста можно сказать, что экономика Челябинской области по многим показателям находится на третьей позиции в пределах Уральского федерального округа. Несомненно, одной из ключевых точек роста региона является агропромышленный комплекс, который показывает устойчивые темпы роста в последние годы. Но для устойчивого развития одного-двух драйверов роста недостаточно, поэтому необходимо ранжировать перспективные направления развития (потенциальные драйверы экономического роста) в зависимости от их мощности и соответствия стратегическим задачам развития региона, провести инвентаризацию. все имеющиеся в регионе ресурсы, в частности административные, политические, финансовые, интеллектуальные, социальные и мобилизовать их для создания этих новых драйверов экономического роста.
2.2 Государственная политика по формированию и поддержанию экономического роста в РФ
Основной целью региональной экономической политики является такая общая цель в управлении любой экономической системой: экономический рост за счет повышения эффективности и использования имеющихся в регионе ресурсов (природных, трудовых, капитальных и финансовых) [2]. Безусловно, главной задачей региональной экономической политики является укрепление экономической базы регионов и сохранение территориальной целостности и стабильности государства в целом. Российская Федерация – уникальное государство. Уникальность в том, что он состоит из множества предметов. При одинаковом статусе субъектов между ними существуют глубокие различия по географическому положению и природным ресурсам, историческому и социально-экономическому развитию и др. Сохраняются также различия в отношениях с федеральным центром в имущественной, земельной, финансово-кредитной и налоговой сферах; есть особенности в подходах к военно-промышленному комплексу. Очевидно, что приравнивать их друг к другу неправильно. Фундаментальной причиной экономического неравенства является концентрация экономической деятельности на территориях,
обладающих конкурентным преимуществом, то есть обеспеченностью природными ресурсами, выгодным географическим положением, уровнем человеческого капитала [3]. Развитие экономики регионов в 2019–2020 годах, безусловно, продолжится, хотя и не высокими темпами. По прогнозам финансового университета при Правительстве, наибольший экономический рост в 2019 году можно ожидать в Республике Крым и в Севастополе. Амурская область, Чеченская Республика, Самарская область, Республика Саха (Якутия) также входят в число лидеров по темпам роста ВРП [1]. Следует отметить, что ожидать в 2019–2020 годах резкого подъема экономики регионов не стоит. По мнению экспертов, в 2019 году государство начнет ориентировать население на очередной кризисный виток. Это связано с тем, что исчерпаны ресурсы резервного фонда и к 2020 году фонда национального благосостояния. Следовательно, правительство будет искать варианты пополнения бюджета. Основными направлениями при этом будут: - новая волна приватизации; - увеличение налогов; - сокращение социальных расходов. Для спасения экономики регионов и страны в целом необходимо ориентироваться на малый и средний бизнес. Положительные прогнозы рынка нефти регионов обусловлены обеспечением существенного увеличения доходной части бюджета в 2019 году. В результате аналитики прогнозируют увеличение основных показателей: - прирост ВВП на 1,5% в 2019 году; - ускорение экономического роста в 2019 году на 2,9%; - ВВП прибавит 1,0-1,5%. Прогноз также сохраняет стоимость нефти на уровне 65-70 долларов за баррель. При этом спрос на «черное золото» будет увеличиваться, что связано с оживлением мировой экономики [14]. Эксперты считают, что дальнейшее усиление геополитической напряженности может привести к изоляции отечественной (региональной) экономики. В отличие от зарубежных аналитиков, прогноз роста экономики страны (регионов) на 2019-2020 годы составляет не более 0,3-0,4%. В целом большинство экономистов прогнозируют медленный подъем российской экономики. Но, учитывая нестабильную внешнеполитическую ситуацию вокруг государства, можно предположить, что показатели могут кардинально измениться [13].

Стратегия экономического развития региона – это деятельность, направленная на реализацию долгосрочных проектов с учетом вклада регионов в их решение. Она может варьироваться в зависимости от социально-экономической и политической направленности региона на конкретном этапе развития [7]. В последние годы в связи с ростом самостоятельности регионы сами несут ответственность за результаты экономического развития. Развитие экономики региона сегодня – это не столько количественный рост, сколько качественные изменения, то есть деятельностная сущность региона. Если обратить внимание на доступность ресурсов, то основным фактором является не наличие ресурсов. И эффективность их использования. В связи со сложностью социально-экономических процессов, являющихся предметом региональной экономики, можно выделить основные проблемы на современном этапе [6]: - экономика отдельного региона; - экономические связи между регионами; - региональные системы (национальная экономика как система взаимодействия регионов); - региональные аспекты экономической жизни. Обобщая многочисленные программы и стратегии, принятые правительством России по развитию экономики на период до 2025 года, можно сказать, что темпы роста в ближайшие семь лет не будут удивительно высокими, но ситуация будет постепенно улучшаться. В ближайшие три года он составит 3,3% и
превысит среднемировые, а в 2021-2025 годах темпы роста будут опережать почти 5% в год. Совет при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам рассмотрел программу «Цифровая экономика». По предложению Президента в 2024 году в России появится не менее десяти высокотехнологичных и конкурентоспособных на мировых рынках предприятий, десяти «промышленных цифровых площадок разделения экономической деятельности». области создания цифровых технологий» должны успешно работать в стране, вузы будут выпускать 120 тыс. ИТ-специалистов в год, должно быть реализовано не менее 30 научно-исследовательских проектов в области цифровой экономики с бюджетом не менее 100 млн рублей и т.д. основные идеи «Принципов Стратегии экономического развития России до 2025 года», представленных общественности, требуют пересмотра. В связи с этим был организован ряд мероприятий по обсуждению вышеуказанного документа с предпринимателями и представителями региональных палат. Обсуждение документа рядом организаций-членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, экспертным и научным сообществом как на федеральном, так и на региональном уровнях позволит более глубоко проанализировать особенности социально-экономического развития страны, ее регионах и реализации промышленной политики. Комплекс мер в рамках этого документа направлен на выравнивание конкурентных условий отечественных и зарубежных производителей, снижение общей налоговой нагрузки, снижение стоимости кредитов и энергоресурсов, развитие экспорта, стимулирование регионального развития, обеспечение продовольственной безопасности страны. Цифровизация экономических процессов становится комплексным трендом, охватывающим не только информационно-коммуникационную отрасль, но и все сферы предпринимательской деятельности. В этих условиях отдельные регионы страны начинают активно включаться в процесс формирования и реализации стратегических решений в сфере цифровой экономики.