ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 883
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.6. Индустрия программного обеспечения
Принято считать, что индустрия программного обеспечения нача- лась в начале 60-х годов прошлого века, когда университеты и фирмы первые начали использовать компьютеры и стали искать программы для решения различных вычислительных задач. Многие из этих программ были написаны для своих нужд штатными программистами. Некоторые были свободно распространены между пользователями машины кон- кретной марки бесплатно, другие были созданы на коммерческой осно- ве. Первые фирмы, создающие ПО, были созданы в Соединенных Шта- тах в 1959-1960 [12]. Индустрия программного обеспечения включает фирмы, занимающиеся разработкой, поддержкой и издательством про- граммного обеспечения, используя при этом любую бизнес-модель. Ин- дустрия включает также такие сервисы, связанные с программным обеспечением, как обучение, документирование и консультирование.
29
Индустрия программного обеспечения очень выросла с возникнове- нием персонального компьютера в середине 1970-х, который создала растущий рынок для игр, приложений и утилит. И постепенно утверди- лось понятие, что программное обеспечение должно покупаться и за него должно быть заплачено. Считается, что одним из самых ранних сторонников этого представления был Билл Гейтс, основатель Microsoft.
В первые годы 21-ого века возникла другая успешная бизнес-модель продаж программного обеспечения, называемая «программное обеспе- чение как сервис», или SaaS. Это было, по крайней мере, третий раз, когда эта модель была предпринята. SaaS уменьшает проблемы с пират- ством программного обеспечения, так как к нему можно только полу- чить доступ через сеть. Никакое клиентское ПО не загружается на ком- пьютер конечного пользователя по определению.
Самые большие и самые прибыльные компании-разработчики ПО расположены в Соединенных Штатах. Можно рассмотреть информацию обзора «Software 500 survey» в журнале «Software Magazine», для того чтобы измерить ценность коммерческой индустрии программного обес- печения. Программное обеспечение обзора состоит из данных от 500 самых больших публичных и частных компаний-разработчиков про- граммного обеспечения, по оценке журнала «Software Magazine». Сумма общемировых годовых доходов компаний «списка 500» бизнеса про- граммного обеспечения составила в 2007 году $451,8 миллиарда.
Считается, что на 2008 год индустрия клиентского программного обеспечения находится во власти Microsoft. Список 500-а журнала
«Software Magazine» 2005 года показал, что по общей сумме дохода компаний-разработчиков программного продукта самым высоким по доходам местом является Калифорния из-за Силиконовой Долины. Она же держит первое место и по количеству Fortune 500-компаний- разработчиков программного обеспечения, действующих в этой области
[2].
Есть несколько типов компаний в индустрии программного обеспе- чения. Самые большие и самые прибыльные издают горизонтальное закрытое ПО. Это такие компании как Microsoft, SAP AG, Oracle
Corporation и Adobe Systems. Другие компании разрабатывают про- граммное обеспечение для вертикального рынка. Такой программный продукт предназначен для специфического сектора или ниши в эконо- мике, таких как финансы, здравоохранение, страховка, розничные про- дажи, автомобильное производство, и так далее. Многие компании за- нимаются программированием по контракту, разрабатывая при этом уникальное программное обеспечение для одной специфической компа- нии-клиента, или фокусируются на том, чтобы конфигурировать и адаптировать пакеты от больших вендоров, таких как SAP или Oracle.
Ведущие аналитические ком-пании в области ИТ: Gartner и Forrester по-разному оценивают объем мирового ИТ-рынка в 2010 г. (рис. 1.8).
Прогнозы по затратам потребителей на ИТ выглядят следующим об- разом. Forrester прогнозирует падение на 11,4% по итогам 2010 г. в сравнении с 2009 г. и рост на 7,7% в 2011 г. Gartner оценивает падение
30 затрат на ИТ в 5,2% по итогам 2010 г. и рост в 2011 на 5,3%. Наиболее осторожные оценки изменения затрат на ИТ в 2011 г. дает Goldman
Sachs: рост на 4% при оценке падения рынка в 2010 г. на 8%.
Рис. 1.8
Прогнозы по затратам потребителей на ИТ выглядят следующим об- разом. Forrester прогнозирует падение на 11,4% по итогам 2010 г. в сравнении с 2009 г. и рост на 7,7% в 2011 г. Gartner оценивает падение затрат на ИТ в 5,2% по итогам 2010 г. и рост в 2011 на 5,3%. Наиболее осторожные оценки изменения затрат на ИТ в 2011 г. дает Goldman
Sachs: рост на 4% при оценке падения рынка в 2010 г. на 8%.
Таким образом, существует заметный разброс во взглядах на влия- ние кризиса на мировую ИТ-отрасль и на прогнозы дальнейшего её раз- вития. Так, например, агентство IDC ожидает, что мировая ИТ-отрасль будет расти в три раза быстрее всей экономики, с темпом в 12-15% го- дового роста на период 2010-2013 гг. В кризис сократились и расходы на компьютерное оборудование. Падение в 2009 г. достигло 10%, при этом расходы на ИТ-услуги упали на 4%, а на программное обеспечение
– на 2%.
Кризисный 2009 г. вызвал падение затрат на информационные тех- нологии в мире по средним оценкам на 8-9%. В прогнозах на 2010 г. мировые оценочные ИТ-агентства едины – ИТ-рынок будет расти, опе- режая темпы роста ВВП. Основными направлениями инвестирования становятся ИТ-инфраструктура, государственные проекты и поддержка бизнеса. Таким образом, правительства ведущих стран мира осознают значение ИТ-сектора в выходе из кризиса и серьезной финансовой под- держкой смягчают положение ИТ-компаний [3].
31
Антикризисные проекты развитых стран отмечены значительными расходами на поддержание и дальнейшее развитие ИТ-отрасли. В США в 2009 г. из $ 151 млрд., выделенных на реализацию закона ARRA (The
American Recovery and Reinvestment Act of 2009 – Закон о восстановле- нии экономики и реинвестициях, 2009), почти половина – $ 74,2 млрд. – была потрачена на ИТ. Исполнение закона позволило сохранить 600 тыс. рабочих мест и поднять ВВП на 5,7% в 2009 г. Федеральный ИТ- бюджет США на 2010 г. составляет порядка $ 78 млрд. Как ожидается, подобные меры поддержат рост объема ИТ-рынка США на 8% в 2010 г.
Чуть большая сумма в $ 79,4 млрд. заложена в проекте федерального бюджета США на 2011 г.
Общий ИТ-бюджет ЕС составляет 1 млрд. евро без учета самостоя- тельных внутренних бюджетов стран-участниц. С помощью ИТ некото- рые страны ЕС смогли добиться успехов в развитии госуслуг, доступ- ных через интернет. Сюда вошли налоговые структуры, образователь- ные организации, учреждения здравоохранения и пенсионного обеспе- чения. Затраты в области информационных технологий в Китае к 2013 г. достигнут $ 38,9 млрд.1. Таким образом мировые ИТ-лидеры инвести- руют значительные средства в дальнейшее развитие национального сек- тора информационно-компьютерных технологий (ИКТ).
Кризис замедлил развитие индустрии информационных технологий
(ИТ) во всем мире. Однако крупнейшие игроки индустрии сходятся в прогнозах, что в последующие годы глобальная ИТ-отрасль не только отыграет падение, но обретет еще более высокие темпы роста, превы- шающие темпы роста мирового ВВП. Ожидается, что мировые затраты на ИТ уже в 2010 г. достигнут $ 1,4 трлн., а к 2013 г. составят примерно
$ 2 трлн., превзойдя рынок энергоносителей [21].
Рост мирового ИТ-рынка сопровождается постоянными поглоще- ниями одних компаний другими, более мощными, стремящимися стать монопольным лидером в том или ином секторе ИТ-отрасли. Год 2010 не был исключением в этом отношении. Вот его наиболее интересные со- бытия на рынке программного обеспечения
2
Возможно крупнейшую сделку совершила корпорация Intel, объявив о решении купить McAfee за 7,68 млрд. долл. (даже покупка Sun
Microsystems стоила меньше: 7,3 млрд. долл.). Значение этого события выходит далеко за рамки выложенной суммы долларов. Как и покупка
Oracle-Sun, сделка Intel-McAfee служит еще одним доказательством, что граница между «вендорами оборудования» и «вендорами ПО» всё более стирается.
Microsoft со своей ОС Windows, пакетом Office и множеством дру- гих продуктов доминирует на рынке настольных ПК и является круп- ным игроком на рынке ЦОДов. Однако на мобильном рынке она все еще остается на вторых ролях. И это беспокоит компанию, поскольку, как признал Рэй Оззи (до недавнего времени главный архитектор ПО
2
http://www.crn.ru/news
32
Microsoft), мы движемся к «миру пост-ПК», и вендор рискует оказаться на обочине. Именно поэтому Windows Phone 7 – бесспорно, самый важ- ный для Microsoft продукт в этом году. Windows Mobile, прежняя ставка
Microsoft на рынке мобильных ОС, оказалась слаба в сравнении с Apple iPhone, Google Android и другими конкурентами. Так что Windows
Phone 7 – это попытка Microsoft сделать «перезагрузку» и начать заново.
Sun Microsystems была, во-первых, и прежде всего компанией обо- рудования. Но с ее покупкой (в январе 2010 г. за 7,3 млрд. долл.) Oracle получила также большой набор ПО, включая Java, Solaris и популярную open-source базу данных MySQL. Oracle и без того является мощным вендором рынка с самой продаваемой СУБД и прочным положением в прикладном и связующем ПО благодаря десяткам купленных компаний, от PeopleSoft до Siebel и BEA Systems. И всё же, базовое ПО, которое привносит с собой Sun, делает Oracle самой мощной компанией про- граммной отрасли.
К моменту объявления (22 ноября) о том, что Novell будет продана
Attachmate за 2,2 млрд. долл., компания была лишь тенью той, которую когда-то знал мир. Тогда это был один из основных вендоров ПО и серьезный соперник Microsoft: ее операционная система NetWare оспа- ривала первенство Windows. Гиганты Oracle и SAP, и компании- новички Salesforce.com и NetSuite давно обошли Novell по продажам и весу в отрасли.
Компания Hewlett-Packard достигла 126 млрд. долл. продаж в 2010 финансовом году. Но на долю ПО приходилось лишь 3% этой суммы.
Для сравнения у IBM, второй крупнейшей ИТ-компании, продажи ПО составляли почти 22% общего объема продаж за три первых квартала
2010 финансового года. (70,8 млрд. долл.). 1 ноября новым главным ис- полнительным директором HP стал бывший главный управляющий SAP
Лео Апотекер. По мнению обозревателей такой выбор был в значитель- ной степени продиктован необходимостью расширить продажи ПО в
HP.
Облако превратилось из концепции в нечто реальное. Согласно про- гнозу IDC, продажи SaaS будут расти более чем на 25% ежегодно и уве- личатся с 13,1 млрд. долл. в 2009 г. до 40,5 млрд. долл. в 2014 г. Показа- тельный пример решительных действий дала корпорация CA
Technologies, купившая в 2010 году пять компаний на рынке облака, а всего - шесть компаний на протяжении 14 месяцев, выложив за них бо- лее 1 млрд. долл. Google и Microsoft также состязаются на рынке облака.
Google выиграл тендер на создание облака для муниципальных служа- щих Лос-Анджелеса (правда, проект пока застопорился), а Microsoft подписала сделку на 50 млн. долл. с администрацией Нью-Йорка, обя- завшись предоставить облачные офисные приложения и средства кол- лективной работы для городских служб.
2010 год станет переломным, когда поставщики решений перейдут от продажи автономных пакетов ПО к продажам приложений в облаке.
NetSuite Inc. является компанией, предоставляющей услуги доступа к приложениям для среднего бизнеса на принципах SaaS и PaaS. Услуга-
33 ми NetSuite на начало февраля 2009 г. пользовалось 6,600 компаний по всему миру.
IBM потратит около 20 млрд. долл. на покупки в ближайшие пять лет. В одном лишь 2010 году IBM уже купила более 15 компаний. Две из них относятся к сфере оборудования и услуг, но остальные являются разработчиками ПО. Таким способом IBM хочет расширить свой спектр предложений. Самой крупной из этих покупок (пока) была компания
Sterling Commerce, разработчик ПО управления цепочкой поставок и
B2B-сотрудничества, купленная за 1,4 млрд. долл. Было также несколь- ко покупок в сфере онлайн-маркетинга, включая компании Unica (480 млн. долл.) и Coremetrics, и покупка Clarity Systems и OpenPages в сфере управления финансами и соблюдения регулятивных норм. Были также куплены Big Fix (управление безопасностью), Datacap (управление не- структурированными данными) и Storwize (сжатие данных в реальном времени).
В мае 2010 года представители SAP объявили о приобретении ком- пании Sybase – американского производителя программного обеспече- ния для бизнес-анализа. В июле SAP завершила свою покупку Sybase за
5,8 млрд. долл., которая дала ей широкий ряд новых технологий, вклю- чая мобильные приложения и ПО вычислений в памяти.
Эра онлайн-витрин продолжается. Идея не нова: Salesforce.com за- пустила свой AppExchange еще в 2005 году. Но в 2010 году онлайн- витрины приложений реально вышли на мейнстрим, став важной маги- стралью дистрибуции прикладных программ для бизнес-пользователей и потребителей. Самой большой новостью в мире app-store был запуск в марте витрины Google Apps Marketplace, где сторонние поставщики ПО по требованию могли выкладывать свои приложения, дополняющие собственный арсенал Google.
В заключение этого раздела приведем некоторые обобщенные дан- ные по результатам роста рынка информационных технологий в 2010 году и прогноз роста на 2011 год [1]. Согласно отчету аналитической компании IDC мировой рынок информационных технологий (IT) в 2010 года вырос на 8% до 1,5 трлн долларов по сравнению с 2009 года. По сообщению "Прайм-Тасс" рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая телекоммуникационные услуги, в 2010 году вырос на 6% до 3 трлн долларов.
Наибольший рост показали в 2010 году расходы на оборудование: компьютерные системы, периферийные устройства, память, мобильные устройства и сетевое оборудование. Данный вид расходов вырос в 2010 году на 16% до 661 млрд долларов. Это самые высокие темпы роста ин- вестиций в оборудование с 1996 года. Расходы на память выросли на
14%, на серверы – 9%, на ПК – 11%. Расходы на программное обеспече- ние и сервисы также выросли, хотя и не так значительно, как расходы на оборудование – на 4% и 2% соответственно. По мнению аналитиков, объем мирового IT-рынка в 2010 году вырастет на 7% до 1,650 трлн. долларов по сравнению с прошлым годом, при этом расходы на обору-
34 дование увеличатся на 10%, в то время как расходы на программное обеспечение и сервисы вырастут на 5% и 4% соответственно.
Американский ИТ-рынок вырос на 6% в 2010 году, и вырастет на 5% в 2011 году. IT-рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, исключая
Японию, в 2010 году вырос на 13% и в 2011 году вырастет на 10%. В
Центральной и Восточной Европе, Латинской Америке и Ближнем Вос- токе и Африке аналитики прогнозируют двузначный рост в 2011 году.
1.7. Современное состояние ИТ-индустрии в России
По итогам 2009 г. доля ИКТ в российском ВВП составила 4,6% (1,8 трлн. руб.), ИТ-рынок в объеме российских ИКТ – 28% (500 млрд. руб. или $ 15,8 млрд). Агентство IDC оценивает размер российского ИТ- рынка в 2009 г. на уровне $ 14,1 млрд. Таким образом, доля ИТ в ВВП
России составляет всего лишь 1,3%. Для сравнения, в США этот показа- тель достигает 5%, а в Китае – 9,5% [24].
В течение последнего десятилетия рост российского рынка был вы- ше мирового и описывался двузначными цифрами. Однако стоит уточ- нить, что эти цифры отражали известную степень незрелости на этапе формирования рынка. Кризис очень четко выявил этот факт: обвал рос- сийского ИТ-рынка оказался серьезнее, чем обвал и мировой компью- терной индустрии, и экономики России. По представленным в апреле
2010 г. данным компании IDC, российский ИТ-рынок сократился по результатам 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 37% (с $ 24,6 млрд. до
$ 15,6 млрд.). Важно отметить, что замедление темпов роста российско- го ИТ-рынка началось уже в 2008 г.: с 20% в 2007 г. до 9% прироста в
2008 г.
По графику на рис. 1.9 видно, что нынешний кризис намного серьез- нее того, что случился десять лет назад. Ожидается, что докризисный уровень продаж восстановится только лишь через четыре года.
Рис. 1.9. Российский ИТ-рынок
Из трех основных блоков российского ИТ-рынка наибольшие потери в 2009 г. понес софтверный сегмент (– 48%). Процент пиратства на рынке остается по-прежнему очень большим. Лучше всего пережило трудные времена направление средств виртуализации (рис. 1.10), пока- зав положительную динамику (+ 11%). Но стоит при этом учесть, что
35 это формирующийся сегмент, размер которого составляет не более 2% от общего объема продаваемого ПО.
Рис. 1.10. Динамика сегментов рынка
В целом объем рынка информационных технологий в 2009 г., по оценке министерства экономического развития (МЭР), составил 496,5 млрд. руб. (87% к уровню 2008 г. в сопоставимых ценах). К снижению объема ИТ-рынка привели спад объемов продаж оборудования и сопут- ствующих услуг в секторе, сокращение бюджетов потребителей услуг информационных технологий. В свою очередь, эти факторы являются производными от общеэкономической ситуации.
Сегмент услуг, по данным IDC, рухнул в два раза – с $ 5,2 млрд. до- ля $ 2,6 млрд., поставки оборудования сократились с $ 16,4 млрд. до $
9,5 млрд., сегмент ПО упал с $ 3,2 млрд. до $ 2,0 млрд.
Большую часть объема рынка информационных технологий, по дан- ным МЭР, составляет сегмент аппаратных средств – 51,4%. На рынок программных средств приходится 20%, на рынок услуг 28,6%.
Общее количество используемых в стране компьютеров достигло
52,3 млн. шт. (110,5% к 2008 г.), при этом большая часть из них (более
72%) подключена к интернету. Количество пользователей интернета в
России росло с каждым годом (рис. 1.11) и на 2009 г. составило 52,5 млн. человек – 37% от общей численности населения.
Рис. 1.11. Количество пользователей Интернета в России
Принято считать, что индустрия программного обеспечения нача- лась в начале 60-х годов прошлого века, когда университеты и фирмы первые начали использовать компьютеры и стали искать программы для решения различных вычислительных задач. Многие из этих программ были написаны для своих нужд штатными программистами. Некоторые были свободно распространены между пользователями машины кон- кретной марки бесплатно, другие были созданы на коммерческой осно- ве. Первые фирмы, создающие ПО, были созданы в Соединенных Шта- тах в 1959-1960 [12]. Индустрия программного обеспечения включает фирмы, занимающиеся разработкой, поддержкой и издательством про- граммного обеспечения, используя при этом любую бизнес-модель. Ин- дустрия включает также такие сервисы, связанные с программным обеспечением, как обучение, документирование и консультирование.
29
Индустрия программного обеспечения очень выросла с возникнове- нием персонального компьютера в середине 1970-х, который создала растущий рынок для игр, приложений и утилит. И постепенно утверди- лось понятие, что программное обеспечение должно покупаться и за него должно быть заплачено. Считается, что одним из самых ранних сторонников этого представления был Билл Гейтс, основатель Microsoft.
В первые годы 21-ого века возникла другая успешная бизнес-модель продаж программного обеспечения, называемая «программное обеспе- чение как сервис», или SaaS. Это было, по крайней мере, третий раз, когда эта модель была предпринята. SaaS уменьшает проблемы с пират- ством программного обеспечения, так как к нему можно только полу- чить доступ через сеть. Никакое клиентское ПО не загружается на ком- пьютер конечного пользователя по определению.
Самые большие и самые прибыльные компании-разработчики ПО расположены в Соединенных Штатах. Можно рассмотреть информацию обзора «Software 500 survey» в журнале «Software Magazine», для того чтобы измерить ценность коммерческой индустрии программного обес- печения. Программное обеспечение обзора состоит из данных от 500 самых больших публичных и частных компаний-разработчиков про- граммного обеспечения, по оценке журнала «Software Magazine». Сумма общемировых годовых доходов компаний «списка 500» бизнеса про- граммного обеспечения составила в 2007 году $451,8 миллиарда.
Считается, что на 2008 год индустрия клиентского программного обеспечения находится во власти Microsoft. Список 500-а журнала
«Software Magazine» 2005 года показал, что по общей сумме дохода компаний-разработчиков программного продукта самым высоким по доходам местом является Калифорния из-за Силиконовой Долины. Она же держит первое место и по количеству Fortune 500-компаний- разработчиков программного обеспечения, действующих в этой области
[2].
Есть несколько типов компаний в индустрии программного обеспе- чения. Самые большие и самые прибыльные издают горизонтальное закрытое ПО. Это такие компании как Microsoft, SAP AG, Oracle
Corporation и Adobe Systems. Другие компании разрабатывают про- граммное обеспечение для вертикального рынка. Такой программный продукт предназначен для специфического сектора или ниши в эконо- мике, таких как финансы, здравоохранение, страховка, розничные про- дажи, автомобильное производство, и так далее. Многие компании за- нимаются программированием по контракту, разрабатывая при этом уникальное программное обеспечение для одной специфической компа- нии-клиента, или фокусируются на том, чтобы конфигурировать и адаптировать пакеты от больших вендоров, таких как SAP или Oracle.
Ведущие аналитические ком-пании в области ИТ: Gartner и Forrester по-разному оценивают объем мирового ИТ-рынка в 2010 г. (рис. 1.8).
Прогнозы по затратам потребителей на ИТ выглядят следующим об- разом. Forrester прогнозирует падение на 11,4% по итогам 2010 г. в сравнении с 2009 г. и рост на 7,7% в 2011 г. Gartner оценивает падение
30 затрат на ИТ в 5,2% по итогам 2010 г. и рост в 2011 на 5,3%. Наиболее осторожные оценки изменения затрат на ИТ в 2011 г. дает Goldman
Sachs: рост на 4% при оценке падения рынка в 2010 г. на 8%.
Рис. 1.8
Прогнозы по затратам потребителей на ИТ выглядят следующим об- разом. Forrester прогнозирует падение на 11,4% по итогам 2010 г. в сравнении с 2009 г. и рост на 7,7% в 2011 г. Gartner оценивает падение затрат на ИТ в 5,2% по итогам 2010 г. и рост в 2011 на 5,3%. Наиболее осторожные оценки изменения затрат на ИТ в 2011 г. дает Goldman
Sachs: рост на 4% при оценке падения рынка в 2010 г. на 8%.
Таким образом, существует заметный разброс во взглядах на влия- ние кризиса на мировую ИТ-отрасль и на прогнозы дальнейшего её раз- вития. Так, например, агентство IDC ожидает, что мировая ИТ-отрасль будет расти в три раза быстрее всей экономики, с темпом в 12-15% го- дового роста на период 2010-2013 гг. В кризис сократились и расходы на компьютерное оборудование. Падение в 2009 г. достигло 10%, при этом расходы на ИТ-услуги упали на 4%, а на программное обеспечение
– на 2%.
Кризисный 2009 г. вызвал падение затрат на информационные тех- нологии в мире по средним оценкам на 8-9%. В прогнозах на 2010 г. мировые оценочные ИТ-агентства едины – ИТ-рынок будет расти, опе- режая темпы роста ВВП. Основными направлениями инвестирования становятся ИТ-инфраструктура, государственные проекты и поддержка бизнеса. Таким образом, правительства ведущих стран мира осознают значение ИТ-сектора в выходе из кризиса и серьезной финансовой под- держкой смягчают положение ИТ-компаний [3].
31
Антикризисные проекты развитых стран отмечены значительными расходами на поддержание и дальнейшее развитие ИТ-отрасли. В США в 2009 г. из $ 151 млрд., выделенных на реализацию закона ARRA (The
American Recovery and Reinvestment Act of 2009 – Закон о восстановле- нии экономики и реинвестициях, 2009), почти половина – $ 74,2 млрд. – была потрачена на ИТ. Исполнение закона позволило сохранить 600 тыс. рабочих мест и поднять ВВП на 5,7% в 2009 г. Федеральный ИТ- бюджет США на 2010 г. составляет порядка $ 78 млрд. Как ожидается, подобные меры поддержат рост объема ИТ-рынка США на 8% в 2010 г.
Чуть большая сумма в $ 79,4 млрд. заложена в проекте федерального бюджета США на 2011 г.
Общий ИТ-бюджет ЕС составляет 1 млрд. евро без учета самостоя- тельных внутренних бюджетов стран-участниц. С помощью ИТ некото- рые страны ЕС смогли добиться успехов в развитии госуслуг, доступ- ных через интернет. Сюда вошли налоговые структуры, образователь- ные организации, учреждения здравоохранения и пенсионного обеспе- чения. Затраты в области информационных технологий в Китае к 2013 г. достигнут $ 38,9 млрд.1. Таким образом мировые ИТ-лидеры инвести- руют значительные средства в дальнейшее развитие национального сек- тора информационно-компьютерных технологий (ИКТ).
Кризис замедлил развитие индустрии информационных технологий
(ИТ) во всем мире. Однако крупнейшие игроки индустрии сходятся в прогнозах, что в последующие годы глобальная ИТ-отрасль не только отыграет падение, но обретет еще более высокие темпы роста, превы- шающие темпы роста мирового ВВП. Ожидается, что мировые затраты на ИТ уже в 2010 г. достигнут $ 1,4 трлн., а к 2013 г. составят примерно
$ 2 трлн., превзойдя рынок энергоносителей [21].
Рост мирового ИТ-рынка сопровождается постоянными поглоще- ниями одних компаний другими, более мощными, стремящимися стать монопольным лидером в том или ином секторе ИТ-отрасли. Год 2010 не был исключением в этом отношении. Вот его наиболее интересные со- бытия на рынке программного обеспечения
2
Возможно крупнейшую сделку совершила корпорация Intel, объявив о решении купить McAfee за 7,68 млрд. долл. (даже покупка Sun
Microsystems стоила меньше: 7,3 млрд. долл.). Значение этого события выходит далеко за рамки выложенной суммы долларов. Как и покупка
Oracle-Sun, сделка Intel-McAfee служит еще одним доказательством, что граница между «вендорами оборудования» и «вендорами ПО» всё более стирается.
Microsoft со своей ОС Windows, пакетом Office и множеством дру- гих продуктов доминирует на рынке настольных ПК и является круп- ным игроком на рынке ЦОДов. Однако на мобильном рынке она все еще остается на вторых ролях. И это беспокоит компанию, поскольку, как признал Рэй Оззи (до недавнего времени главный архитектор ПО
2
http://www.crn.ru/news
32
Microsoft), мы движемся к «миру пост-ПК», и вендор рискует оказаться на обочине. Именно поэтому Windows Phone 7 – бесспорно, самый важ- ный для Microsoft продукт в этом году. Windows Mobile, прежняя ставка
Microsoft на рынке мобильных ОС, оказалась слаба в сравнении с Apple iPhone, Google Android и другими конкурентами. Так что Windows
Phone 7 – это попытка Microsoft сделать «перезагрузку» и начать заново.
Sun Microsystems была, во-первых, и прежде всего компанией обо- рудования. Но с ее покупкой (в январе 2010 г. за 7,3 млрд. долл.) Oracle получила также большой набор ПО, включая Java, Solaris и популярную open-source базу данных MySQL. Oracle и без того является мощным вендором рынка с самой продаваемой СУБД и прочным положением в прикладном и связующем ПО благодаря десяткам купленных компаний, от PeopleSoft до Siebel и BEA Systems. И всё же, базовое ПО, которое привносит с собой Sun, делает Oracle самой мощной компанией про- граммной отрасли.
К моменту объявления (22 ноября) о том, что Novell будет продана
Attachmate за 2,2 млрд. долл., компания была лишь тенью той, которую когда-то знал мир. Тогда это был один из основных вендоров ПО и серьезный соперник Microsoft: ее операционная система NetWare оспа- ривала первенство Windows. Гиганты Oracle и SAP, и компании- новички Salesforce.com и NetSuite давно обошли Novell по продажам и весу в отрасли.
Компания Hewlett-Packard достигла 126 млрд. долл. продаж в 2010 финансовом году. Но на долю ПО приходилось лишь 3% этой суммы.
Для сравнения у IBM, второй крупнейшей ИТ-компании, продажи ПО составляли почти 22% общего объема продаж за три первых квартала
2010 финансового года. (70,8 млрд. долл.). 1 ноября новым главным ис- полнительным директором HP стал бывший главный управляющий SAP
Лео Апотекер. По мнению обозревателей такой выбор был в значитель- ной степени продиктован необходимостью расширить продажи ПО в
HP.
Облако превратилось из концепции в нечто реальное. Согласно про- гнозу IDC, продажи SaaS будут расти более чем на 25% ежегодно и уве- личатся с 13,1 млрд. долл. в 2009 г. до 40,5 млрд. долл. в 2014 г. Показа- тельный пример решительных действий дала корпорация CA
Technologies, купившая в 2010 году пять компаний на рынке облака, а всего - шесть компаний на протяжении 14 месяцев, выложив за них бо- лее 1 млрд. долл. Google и Microsoft также состязаются на рынке облака.
Google выиграл тендер на создание облака для муниципальных служа- щих Лос-Анджелеса (правда, проект пока застопорился), а Microsoft подписала сделку на 50 млн. долл. с администрацией Нью-Йорка, обя- завшись предоставить облачные офисные приложения и средства кол- лективной работы для городских служб.
2010 год станет переломным, когда поставщики решений перейдут от продажи автономных пакетов ПО к продажам приложений в облаке.
NetSuite Inc. является компанией, предоставляющей услуги доступа к приложениям для среднего бизнеса на принципах SaaS и PaaS. Услуга-
33 ми NetSuite на начало февраля 2009 г. пользовалось 6,600 компаний по всему миру.
IBM потратит около 20 млрд. долл. на покупки в ближайшие пять лет. В одном лишь 2010 году IBM уже купила более 15 компаний. Две из них относятся к сфере оборудования и услуг, но остальные являются разработчиками ПО. Таким способом IBM хочет расширить свой спектр предложений. Самой крупной из этих покупок (пока) была компания
Sterling Commerce, разработчик ПО управления цепочкой поставок и
B2B-сотрудничества, купленная за 1,4 млрд. долл. Было также несколь- ко покупок в сфере онлайн-маркетинга, включая компании Unica (480 млн. долл.) и Coremetrics, и покупка Clarity Systems и OpenPages в сфере управления финансами и соблюдения регулятивных норм. Были также куплены Big Fix (управление безопасностью), Datacap (управление не- структурированными данными) и Storwize (сжатие данных в реальном времени).
В мае 2010 года представители SAP объявили о приобретении ком- пании Sybase – американского производителя программного обеспече- ния для бизнес-анализа. В июле SAP завершила свою покупку Sybase за
5,8 млрд. долл., которая дала ей широкий ряд новых технологий, вклю- чая мобильные приложения и ПО вычислений в памяти.
Эра онлайн-витрин продолжается. Идея не нова: Salesforce.com за- пустила свой AppExchange еще в 2005 году. Но в 2010 году онлайн- витрины приложений реально вышли на мейнстрим, став важной маги- стралью дистрибуции прикладных программ для бизнес-пользователей и потребителей. Самой большой новостью в мире app-store был запуск в марте витрины Google Apps Marketplace, где сторонние поставщики ПО по требованию могли выкладывать свои приложения, дополняющие собственный арсенал Google.
В заключение этого раздела приведем некоторые обобщенные дан- ные по результатам роста рынка информационных технологий в 2010 году и прогноз роста на 2011 год [1]. Согласно отчету аналитической компании IDC мировой рынок информационных технологий (IT) в 2010 года вырос на 8% до 1,5 трлн долларов по сравнению с 2009 года. По сообщению "Прайм-Тасс" рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая телекоммуникационные услуги, в 2010 году вырос на 6% до 3 трлн долларов.
Наибольший рост показали в 2010 году расходы на оборудование: компьютерные системы, периферийные устройства, память, мобильные устройства и сетевое оборудование. Данный вид расходов вырос в 2010 году на 16% до 661 млрд долларов. Это самые высокие темпы роста ин- вестиций в оборудование с 1996 года. Расходы на память выросли на
14%, на серверы – 9%, на ПК – 11%. Расходы на программное обеспече- ние и сервисы также выросли, хотя и не так значительно, как расходы на оборудование – на 4% и 2% соответственно. По мнению аналитиков, объем мирового IT-рынка в 2010 году вырастет на 7% до 1,650 трлн. долларов по сравнению с прошлым годом, при этом расходы на обору-
34 дование увеличатся на 10%, в то время как расходы на программное обеспечение и сервисы вырастут на 5% и 4% соответственно.
Американский ИТ-рынок вырос на 6% в 2010 году, и вырастет на 5% в 2011 году. IT-рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, исключая
Японию, в 2010 году вырос на 13% и в 2011 году вырастет на 10%. В
Центральной и Восточной Европе, Латинской Америке и Ближнем Вос- токе и Африке аналитики прогнозируют двузначный рост в 2011 году.
1.7. Современное состояние ИТ-индустрии в России
По итогам 2009 г. доля ИКТ в российском ВВП составила 4,6% (1,8 трлн. руб.), ИТ-рынок в объеме российских ИКТ – 28% (500 млрд. руб. или $ 15,8 млрд). Агентство IDC оценивает размер российского ИТ- рынка в 2009 г. на уровне $ 14,1 млрд. Таким образом, доля ИТ в ВВП
России составляет всего лишь 1,3%. Для сравнения, в США этот показа- тель достигает 5%, а в Китае – 9,5% [24].
В течение последнего десятилетия рост российского рынка был вы- ше мирового и описывался двузначными цифрами. Однако стоит уточ- нить, что эти цифры отражали известную степень незрелости на этапе формирования рынка. Кризис очень четко выявил этот факт: обвал рос- сийского ИТ-рынка оказался серьезнее, чем обвал и мировой компью- терной индустрии, и экономики России. По представленным в апреле
2010 г. данным компании IDC, российский ИТ-рынок сократился по результатам 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 37% (с $ 24,6 млрд. до
$ 15,6 млрд.). Важно отметить, что замедление темпов роста российско- го ИТ-рынка началось уже в 2008 г.: с 20% в 2007 г. до 9% прироста в
2008 г.
По графику на рис. 1.9 видно, что нынешний кризис намного серьез- нее того, что случился десять лет назад. Ожидается, что докризисный уровень продаж восстановится только лишь через четыре года.
Рис. 1.9. Российский ИТ-рынок
Из трех основных блоков российского ИТ-рынка наибольшие потери в 2009 г. понес софтверный сегмент (– 48%). Процент пиратства на рынке остается по-прежнему очень большим. Лучше всего пережило трудные времена направление средств виртуализации (рис. 1.10), пока- зав положительную динамику (+ 11%). Но стоит при этом учесть, что
35 это формирующийся сегмент, размер которого составляет не более 2% от общего объема продаваемого ПО.
Рис. 1.10. Динамика сегментов рынка
В целом объем рынка информационных технологий в 2009 г., по оценке министерства экономического развития (МЭР), составил 496,5 млрд. руб. (87% к уровню 2008 г. в сопоставимых ценах). К снижению объема ИТ-рынка привели спад объемов продаж оборудования и сопут- ствующих услуг в секторе, сокращение бюджетов потребителей услуг информационных технологий. В свою очередь, эти факторы являются производными от общеэкономической ситуации.
Сегмент услуг, по данным IDC, рухнул в два раза – с $ 5,2 млрд. до- ля $ 2,6 млрд., поставки оборудования сократились с $ 16,4 млрд. до $
9,5 млрд., сегмент ПО упал с $ 3,2 млрд. до $ 2,0 млрд.
Большую часть объема рынка информационных технологий, по дан- ным МЭР, составляет сегмент аппаратных средств – 51,4%. На рынок программных средств приходится 20%, на рынок услуг 28,6%.
Общее количество используемых в стране компьютеров достигло
52,3 млн. шт. (110,5% к 2008 г.), при этом большая часть из них (более
72%) подключена к интернету. Количество пользователей интернета в
России росло с каждым годом (рис. 1.11) и на 2009 г. составило 52,5 млн. человек – 37% от общей численности населения.
Рис. 1.11. Количество пользователей Интернета в России