Файл: Системный подход.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бочарова В.В.

1. Раскройте общие положения системной теории. Дайте определение понятию «система». Определите набор факторов, влияющих на семейную систему, попробуйте показать, как они проявляют себя. Дайте общую характеристику семейной системы.

Системный подход - это особый способ восприятия реальности. Он отличается от представления о детерминированности мира, который предполагает возможность найти одну истинную первопричину. Причина и следствие могут меняться местами. В мире может существовать множество истин, справедливых в разных условиях и с определенной степенью вероятности. В системном подходе линейная следственно-причинная логика существовать не может. Она заменяется на круговую логику, в которой главный вопрос – «Зачем?»

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Семейная система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза гласит: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться. Это верно как по отношению к функциональным семьям, так и по отношению к дисфункциональным. На уровне индивидуального сознания закон гомеостаза реализуется в виде примерно таких мыслей и ощущений: перемены хуже, чем то, что есть; перемены пугают больше, чем то, что есть. Закон развития означает, что семья может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и прекращения существования.

Факторы, влияющие на семью

На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье.

К внешним факторам также могут быть отнесены: общество,государство,религия,национальные осбенности.

1.Общество(на примере российского)

Семья,как и все существующие социальные институты, испытывает на себе влияние тех процессов,которые определяют на данном историческом этапе характер развития общества.Масштабы,тенденции,глубина и особенности влияния трансформации общества на состояние современной семьи обусловлены общесистемными факторами.Наиболее важные из них связаны с:


-глубинными изменениями в экономической сфере, особенно в условиях кризиса;

-с коренными переменами в сфере занятости, распределения и использования рабочей силы, следствием которых стали высокий уровень безработицы, рост социальной и имущественной дифференциации;

-с социальной аномией и ростом социальной депривации среди значительных слоёв населения,проявлением которых является ограничение либо лишение доступа к материальным и духовным ресурсам,необходимым для удовлетворения собственных жизненных потребностей

Ухудшение экономической ситуации в стране всё заметнее отражается на состоянии семьи,приводя к её кризису,который выражается в том,что семья всё хуже реализует свою главную функцию-воспитание детей;снижение уровня семьи отрицательно сказывается на процессе социализации подрастающих поколений.

2. Государство

Так, например, в Древней Спарте(во имя военного благополучия государства) спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

3.Религия.

Брак и семья в еврейской традиции

Святость брака. Согласно Талмуду, вопрос “Выполнил ли ты свой долг в отношении создания семьи ?” будет задан одним из первых в Судный день. Создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения повседневных нужд человека, но и как реализация его Божественного предназначения. Тот, кто ещё не создал семью , не является в полном смысле человеком.

Пока человек не вступил в брак, он считается не до конца сотворенным, т.е.не раскрывшим все те возможности, которые заложены в нём с рождения и обнаруживаются только в том случае, если он себе пару. В сексуальной области иудаизм рассматривает две основные заповеди. Одна заповедь – это рождение детей, вторая – это доставление сексуального наслаждения партнёру. Женщина, как и пища, для ортодоксальных евреев может быть кошерной, то есть пригодной к употреблению, и некошерной. Более половины каждого месяца – за неделю до менструации и в течение недели после нее – ультраортодоксы, чтобы не поддаться соблазну, производят половое сношение через простыню с дырочкой. Когда же

период воздержания подходит к концу, супружеская близость приобретает особую прелесть.

Отмечается, что основы жизни иудаизма почти неизбежно приводят к сексуальным расстройствам. Учитывая огромное количество сексуальных расстройств в Израиле, главный ашкеназийский раввин официально разрешил евреям пользоваться услугами продажных женщин. При этом жены не имеют права осуждать мужей.

4.Национальные особенности

Рассмотрим их на примере мексиканской семьи.Система “амиго”. Специфику мексиканской семьи определяют два фактора: 1) относительно низкий статус института семьи и брака; 2 значительная разница в статусе полов в браке. Невысокий престиж супружества обусловлен традиционно низким социальным статусом женщины, а также существованием системы амиго – участия мужчин в неформальной группе сверстников-друзей. Амиго – мощный механизм социального контроля и эффективного влияния на мексиканских мужчин в течение всей жизни. В системе амиго участвуют 24% мужчин среднего класса и 41% – низшего. Среди амиго (друзей) бытует формула: “больше, чем брат”. Отношения между близкими друзьями являются высшей ценностью культуры. Юноша, опасающийся, что забеременевшая от него девушка обратится в суд, уверен, что друзья поддержат его, помогут поставить под сомнение его отцовство и избежать наказания. Мужская солидарность доходит до того, что друзья вынуждают истицу к половой близости с ними. Установки амиго подвержены влиянию мачизма. Мачо (букв. – “самец”, переносное “настоящий мужчина”) – это безоглядная приверженность к насилию без тормозов и управления. Это полная замкнутость, одиночество, пожирающее себя самое и все, к чему оно прикоснется. Мачизм делает упор на независимость, вулканическую импульсивность, физическую силу как единственный способ разрешения разногласий, жестокость и грубость в отношении с женщиной, насилие по отношению к слабым. Для мачо цель жизни сводится к смене женщин, к бесконечному повторению акта победы над женщиной и овладению ее телом. Вступление мужчины в брак оценивается как принесение себя в жертву. Хотя женитьба приносит лично ему немало благ, ощущение потери престижа холостяка достаточно велико. С точки зрения системы амиго ее член, женившись, теряет свою независимость и высокий социальный статус. Исследователи семейно-брачных отношений в Мексике определяют супружеские отношения некоторых пар как “одиночество в компании двоих”. По сообщениям жен, мужья предпочитают проводить свободное время с друзьями, а не с женой и детьми; тратят много денег с друзьями или так, что это не приносит пользы семье ; часто не ночуют и не бывают дома по независящим от работы причинам. Женщины указывают на феномен “отсутствующего отца” в мексиканской семье . Для мальчиков улица и друзья становятся главными институтами социализации. Лояльность к друзьям ценится выше родственных связей. В критический момент супружеской жизни муж обычно не ищет поддержки у своей жены (в силу ее низкого социального статуса) и стремится заполнить “вакуум статуса” возвращением в систему амиго. Однако жена открыто или тайно пытается противостоять этой системе. Такая борьба, особенно острая в первые годы супружеской жизни, не прекращается на протяжении всей жизни в различных формах и масштабах.


Внутренние факторы:

Действие и проявление внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений.

К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности супругов.

Особую значимость приобретают основные жизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров:

□ внутренний контроль — внешний контроль;

□ эгоизм — социоцентризм (альтруизм);

□ ориентация на общественные нормы — на себя;

□ принятие противоречий — их неприятие;

□ чувство собственного достоинства — неверие в себя.

К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят:

□ постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;

□ желание и способность партнеров к согласованным действиям на благо семьи;

□ инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела;

□ разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями;

□ стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению;

□ эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т. д.);

□ способность эмоционально согреть супруга, т. е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

Семья как система – это некоторое образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов, которые как единое целое взаимодействуют с внешней средой и реализуют общие функции.

Если члены семьи начинают смотреть в разные стороны, двигаться в разном направлении и с разным темпом- как правило эти семьи распадаются. Это не только про отношения мужа и жены, а также их родителей, детей, внуков.

Поэтому чем стабильнее будут предоставлены идеалы и ценности в семье при этом все будут придерживаться одно мнения по глобальным вопросам- семья останется целостоной и единой.

2. Великий голландский философ Б. Спиноза сформулировал оригинальный взгляд на любовь. Он писал, что если мы полюбим кого-либо, кого прежде ненавидели, то эта любовь будет сильнее, чем в случае, если бы ее не предваряла ненависть. Справедливо ли, на ваш взгляд, это утверждение?


Не совсем согласна с данным утверждением. Любовь держится на трех факторах - страсть, интимность и ответсвенность. Это каждодневная работа!

И если ненависть переросла в любовь - это либо созависимость ( люди соприкасаются общей травматикой) либо человек, которого ненавидели хотел любви и желал построить семью.( комплекс отвергнутого, ему нужно доказать, что достоин быть рядом с человеком) При этом он доказал поступками, что эти отношения будут гаромнично выстроены.

Из-за кипящей страсти любовь кажется сильнее, но необходимо учитывать, что если отношения не будут развиваться (не появится интимность и ответственность), то любовь будет неполноценной ( один будет любить- другой только принимать)

3. На основе анализа научной литературы составить описание причин семейных дисфункций, составить описание здоровой семьи, перечислить принципы взаимодействия в здоровой семье.

Причины семейных дисфункций кроются в том, что из поколения в поколение передается одна и та же модель поведения, которая не анализируется и не изменяется следующими поколениями.

Обычно в таких семьях царит автократия, выражение чувств не поощряется или находится под запретом. Царят функциональные отношения («накормить, обуть»), качественного времени и в целом времени члены семьи почти не уделяют друг другу. В таких семьях обычно держат секреты, образовывают треугольники и редко касаются деликатных тем, отбивают охоту и препятствуют духовному росту своих членов.

Нормально функционирующие, здоровые семьи – это те семьи, которые используют правила, способствующие росту и изменениям каждого члена семьи и всей семьи в целом. Эти семьи обладают изменчивостью, способностью развиваться при сохранении стабильности и стабильностью при сохранении изменений.

Принципы взаимодействия в здоровой семье:

• Проблемы признаются, обсуждаются и решаются
• Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)
• Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся
• Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности
• Родители делают то, что говорят (слова имеют вес)
• Ролевые функции выбираются, а не навязываются (любой член семьи может выбирать и менять свою роль в семейной системе)
• В семье есть место развлечениям и совместному отдыху
• Ошибки прощаются