Файл: Практических заданий по дисциплине психология личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


Группа 21П171в

Студент
А.В. Гребенникова


МОСКВА 2023


ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

(практические (ситуационные) задачи)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ЗАДАНИЕ № 5

Человек, занимающий руководящий пост, на работе ведет себя как тиран по отношению к подчиненным, заверяя всех, что только таким образом от них можно чего-либо добиться. В семье же он превращается в мягкого отца и мужа – «подкаблучника».

Вопросы:

Можно ли считать такое поведение психопатическим? Как объясняет ортодоксальный психоанализ подобное поведение? Какие механизмы психологической защиты использует этот руководитель? Как бы Вы повели себя, если б работали под его руководством?

Ответ:

Данное поведение не психопатическое.
Ортодоксальный психоанализ, а именно Фрейд считал, что одна из основных проблем психики человека заключается в освобождении от тревоги — состояния, которое возникает в результате усиления напряжения или раздражения в любой ситуации, реальной или вымышленной. Тревога возникает тогда, когда это напряжение становится невыносимым, а игнорировать или избежать физической или психической угрозы невозможно. По Фрейду, защита — это психологический механизм противостояния тревоге, который, в отличие от конструктивных действий, направленных на решение проблемной ситуации, искажает или отрицает реальность. Т.е. ортодоксальный психоанализ говорит о том, что защитные механизмы выполняют определённую полезную функцию, снижая уровень тревоги, однако всё же являются средствами самообмана, искажая, отрицая и фальсифицируя восприятие реальности человеком.


Этот руководитель использует такой механизм психологической защиты как замещение - процесс, благодаря которому вместо одного появляется что-либо другое; иными словами, проявление некоторого импульса от более угрожающего объекта перемещается на менее опасный. Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении человека переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект. В данном случае, это смещение эмоционального переживания (гнева) от его первоначального источника (кого-то из семьи) на другую мишень (подчиненных).

ЗАДАНИЕ № 4

После смерти любимой жены 60-тилетний мужчина впал в глубокий кризис и подумывает о самоубийстве.

Вопросы:

В рамках какого психологического направления впервые был поставлен вопрос о подобных кризисах? Какие типы ценностей, выделенные данным направлением, существуют у людей? С каким видом ценностей Вы будете работать в данном примере? Что можно сказать этому клиенту в связи с его ситуацией? Насколько эффективен этот подход для решения подобных проблем? Почему?

В рамках экзистенциального направления впервые был поставлен вопрос о подобных кризисах. Например, В. Франкл описал три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества; ценности переживания и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Смысл уникален для каждого человека и каждого момента его жизни.
Ответ:

В данном примере имеет смысл работать с ценностями отношения.

В логотерапии используется такой прием как персональное осмысление жизни, прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для данного клиента смыслом жизни может стать воспитание внуков. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную,

осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.
При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к этим обстоятельствам и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными. Однако обращение к ним оправданно, когда все остальные возможности повлиять на собственную судьбу исчерпаны.


ЗАДАНИЕ № 3

На консультацию к психологу пришла семья: мама, папа и их 9-тилетний сын. Жалоба родителей: «Ребенок ленив, не выполняет домашние задания, плохо учится, хотя довольно умненький. Мы его, конечно, наказываем: и телевизор он у нас почти не смотрит, и отшлепаем, бывает, а результата никакого. Что нам делать и почему так происходит?»

Вопросы:

Какие виды контроля используют эти родители? Насколько эффективен такой контроль с точки зрения Скиннера? Объясните этим родителям так, как это сделал бы Скиннер, почему их воспитательные воздействия приводят именно к данному результату. Какие иные варианты поведения Вы могли бы предложить родителям этого мальчика? Дайте общую классификацию и оцените эффективность способов контроля поведения посредством различных видов стимулов.
Ответ:

Эти родители используют контроль поведения посредством аверсивных стимулов. С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля – это наказание и негативное подкрепление.
Скиннер боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как неэффективное средство контроля поведения. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные (невроз или депрессия) и социальные (правонарушения или конфликты) побочные эффекты. Тревога, страх, антисоциальные действия и потеря самоуважения и уверенности – это только некоторые возможные негативные побочные явления, связанные с использованием наказания и требующие помощи психолога. Угроза, внушаемая аверсивным контролем, и стресс могут также подтолкнуть людей к моделям поведения даже более спорным, чем те, за которые их первоначально наказали. Рассмотрим данный пример - родители, которые наказывают ребенка за посредственную учебу. Позже, в отсутствии родителя, ребенок может вести себя еще хуже – прогуливать уроки, ходить по улицам, портить школьное имущество. Вне зависимости от исхода ясно, что наказание не принесло успеха в выработке желаемого поведения у ребенка. Так как наказание может временно подавлять
нежелательное или неадекватное поведение, основным возражением Скиннера было то, что поведение, за которым последовало наказание, скорее всего вновь появится там, где отсутствует тот, кто может наказать.
Вместо аверсивного контроля поведения Скиннер рекомендовал позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений, связанных с аверсивными стимулами, они более пригодны для формирования поведения человека.

В идеальном случае лучше найти баланс между аверсивными и позитивными стимулами. Когда человек отдает себе отчет, что в случае его стараний он получит поощрение, а если его работа не будет достаточно усердной, его будет ждать наказание.

Если возвращаться к нашей ситуации, невозможно свести ее лишь к следованию теории Скиннера, сделал - поощрение, не сделал - наказание. В данной проблеме нужно рассматривать комплекс факторов, к которым относится и заинтересованность, вовлеченность родителей в процесс обучения ребенка. А также в его не учебную деятельность, чем занимается ребенок, если ему не интересна учеба и телевизор, что составляет сектор его интересов, почему он не учится, если, судя по их словам, его умственные способности это позволяют, нет ли дополнительных факторов влияющих на его нежелание.