Файл: Анализ результатов деятельности коллектива исполнителей Общая характеристика техникоэкономического планирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ результатов деятельности коллектива исполнителей
1. Общая характеристика технико-экономического планирования.
2.Содержание и показатели основных разделов Плана технико-экономического развития предприятия.
3.План производства и реализации продукции. Условия формирования товарной стратегии. Формирование ассортимента. Планирование нового продукта.
4.План реализации продукции. Товарная продукция.
1. Общая характеристика технико-экономического планирования.
Технико-экономическое планирование представляет собой систему расчетов по разработке планов технического, экономического, организационного и социального развития предприятий, направленная на выполнение в соответствующем плановом периоде государственных заказов и заказов потребителей.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Оно включает в себя совокупность планов по различным направлениям деятельности предприятия. Совокупность этих планов не является постоянной, а зависит от существующих отношений в обществе. В условиях командно-административной системы управления экономикой предприятия разрабатывали так называемый план комплексного экономического и социального развития. Такая система планов была хорошо обоснована и соответствовала существовавшей в то время системе управления экономикой страны. Применявшиеся принципы и решения по планированию ряда аспектов деятельности предприятия применимы и сегодня, хотя в целом эта система планирования устарела.
2.Содержание и показатели основных разделов Плана технико-экономического развития предприятия.
Технико-экономическое планирование:
-
1) является средством реализации стратегического плана; -
2) заключается в планировании деятельности предприятия в целом и его бизнес-единиц; -
3) определяет и организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия по всем направлениям его деятельности в их органичном сочетании и взаимодействии.
Технико-экономический план может разрабатываться на период от 1 до 5 лет (с разбивкой плана первого года поквартально). Период техникоэкономического планирования зависит от:
-
1) степени неопределенности внешней среды (чем больше степень неопределенности внешней среды, тем меньше горизонт планирования); -
2) возможностей предприятия (наличия ресурсов, возможности их адаптации, гибкого использования, степени финансовой устойчивости и т.п.); -
3) длительности жизненного цикла продукции.
Цель технико-экономического планирования заключается в реализации выработанной стратегии путем разработки плана развития предприятия.
Главными задачами технико-экономического планирования являются:
1) разработка на основе выбранного «бизнес-портфеля» ассортиментно-номенклатурных планов;
2) определение потребности в ресурсах (производственных мощностях, основных фондах, материальных, трудовых и финансовых ресурсах);
3) обеспечение пропорционального развития имущественно-производственного комплекса предприятия;
4) определение потребности в инвестициях;
5) обеспечение снижения издержек производства и себестоимости выпускаемой продукции;
6) обеспечение соответствующего «качества жизни» персонала предприятия (производительность труда, уровень
оплаты, условия труда и быта, социально-психологический климат, безопасность жизнедеятельности).
Важнейшей концепцией технико-экономического планирования в условиях рынка является его маркетинговая ориентация.
Предприятия разрабатывают перспективные технико-экономические планы, годовые или квартальные планы, причем объем показателей, плановых форм и подробность расчетов могут увеличиваться при сужении горизонта планирования.
Процесс составления плана содержит следующие
этапы:
-
1. Подготовительный этап - подготовка исходных данных (результаты SWOT-анализа внешней и внутренней среды предприятия, бизнес-портфель предприятия), разработка организационно-технических мероприятий, расчеты на их основе расходных и других норм, нормативов и расчеты производственных мощностей. -
2. Исполнительный этап - уточнение заданий, нормативов, заполнение форм и таблиц и проведение расчетов по всем разделам с их увязкой. -
3. Заключительный этап - доведение плановых заданий до цехов, учет, контроль и анализ хода выполнения плана.
План развития предприятия - это развернутая программа его производственной деятельности, направленная на реализацию стратегического плана при наиболее эффективном использовании требуемых ресурсов. Традиционный «План экономического и социального развития», составляемый предприятиями во времена плановой экономики, содержал следующие разделы:
-
1. План производства и реализации продукции, в том числе план развития производственных мощностей и основных фондов. -
2. План технического развития и организации производства. -
3. План по основным показателям повышения эффективности производства.
-
4. Нормы и нормативы. -
5. План капитального строительства. -
6. План материально-технического обеспечения. -
7. План по труду и заработной плате. -
8. План по себестоимости, прибыли и рентабельности. -
9. Финансовый план. -
10. План по фондам экономического стимулирования. -
11. План социального развития. -
12. План внешнеэкономической деятельности. -
13. План по обеспечению природоохранных мероприятий.
В рыночных условиях предприятия не привязаны к отчетности перед министерством или ведомством, объем и количество разрабатываемых разделов плана определяются ими самостоятельно, однако существуют определенные в государственном порядке формы статистической и финансовой отчетности и планы предприятий должны учитывать это обстоятельство.
В мировой практике планы развития фирм содержат обычно следующие разделы:
-
1. План по объемам продаж. -
2. План маркетинга. -
3. План по труду и заработной плате. -
4. Финансовый план.
С учётом того, что российскими предприятиями накоплен огромный опыт технико-экономического планирования в условиях централизованной плановой системы, можно рекомендовать следующую структуру техникоэкономического плана (назвав его
«Планом технико-экономического развития предприятия»), основанного на маркетинговой ориентации и адаптированного к рыночным условиям хозяйствования:
-
1. План производства и реализации продукции. -
2. План организационно-технического развития. -
3. План материально-технического обеспечения.
-
4. План по труду и его оплате. -
5. План по себестоимости и прибыли.
В данной структуре плана отсутствуют план маркетинга и финансовый план, поскольку технико-экономическое планирование охватывает внутрипроизводственный хозяйственный механизм. Маркетинговое и финансовое планирование обеспечивают связь с внешней средой и в этом смысле стоят особняком, так как их отличительной особенностью является органичное соединение процессов стратегического и тактического планирования. Схема увязки плана маркетинга и финансового плана с планом технико-экономического развития предприятия представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Схема взаимосвязи плана маркетинга и финансового плана с планом технико-экономического развития
-
- исследование рынков; -
- планирование ассортимента продукции (работ, услуг); -
- планирование сбыта; -
- ценообразование; -
- сервисное обслуживание;
-
- бюджет маркетинга.
Финансовый план содержит:
-
- финансовые результаты и распределение прибыли; -
- план по инвестициям; -
- баланс доходов и расходов; -
- финансирование и кредитование; -
- расчеты безубыточности производства; -
- прогнозный бюджет предприятия.
В рыночных условиях предприятия самостоятельно выбирают структуру планов, адаптируя её к своему стратегическому плану и своим особенностям. Перечисленные выше разделы плана могут при необходимости дополняться другими разделами с увязкой всех разделов плана в единое целое. Для согласования различных разделов плана могут применяться экономикоматематические методы и балансовая увязка разделов между собой и внутри каждого раздела.
Планирование развития предприятия представляет собой единый комплексный процесс, охватывающий все направления производственно-хозяйственной деятельности. Схема, иллюстрирующая логическую увязку разделов плана по основным показателям, представлена на рис. 2.
| | ||||||||
Рисунок 2. Балансовая увязка показателей плана |
3.План производства и реализации продукции. Условия формирования товарной стратегии. Формирование ассортимента. Планирование нового продукта.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ
Планирование производства
Основой планирования производства и сбыта (реализации) продукции являются маркетинговые исследования и технические возможности предприятия.
К задачам планирования производства и реализации продукции относятся:
-
выбор варианта технологического процесса и процесса производства, которые могли бы обеспечить должный уровень издержек производства и качества продукции и гарантировать ее реализацию, получение прибыли; -
планирование объема выпуска продукции, принятие решений о формировании портфеля заказов по отдельным номенклатурным позициям; -
планирование производственной мощности, принятие решений о сохранении уровня или увеличении производственной мощности за счет «расшивки узких мест» или путем установления дополнительного оборудования; -
планирование уровня кооперации, принятие решений о самостоятельном производстве полуфабрикатов и комплектующих изделий или закупки их у сторонних производителей; -
планирование материальных ресурсов, принятие решений о выборе поставщиков, количестве и качестве и т. д.; -
планирование реализации продукции, принятие решений о движении потоков изделий по всей распределительной логистической цепочке.
В процессе составления плана производства продукции необходимо правильно выбрать применяемые в расчетах измерители объема выпуска продукции.
На практике широко используются следующие измерители продукции: