ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Сущность и функции исторического знания. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. К функциям исторического знания относятся:
Сущность: История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества. Функции: познавательная (выявление закономерностей исторического развития),воспитательная (формирование различных качеств на основе исторических примеров), прогностическая (анализ прошлого для прогнозирования будущего), практически-рекомендательная (выработка политического курса на основе знаний истории) | 2. Методы изучения истории. Современная историческая наука опирается на целый комплекс методов научного анализа. Такой комплексный подход позволяет добиться максимальной объективности, избежать домыслов и псевдонаучности. Можно выделить следующие группы методов: 1. Общесоцилогические методы: системный, функиональный, сравнительный, психологический, историко-типологический, критический, генетический, бихевиористический (поведенческий) ценностный и др. 2. Общелогические методы: анализ и синтез, логический эксперимент, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, абстрагирование, математический, кибернетический и др. 3. Методы эмпирических исследований, т.е. получение первичной информации об исторических событиях (явлениях): получение статистических данных, опрос, лабораторные эксперименты, анализ документов, анкетирование, моделирование исторических ситуаций и др. Изучение прошлого человечества можно представить или реконструировать лишь с помощью различного рода исторических источников — другими словами, всего того, что непосредственно связано с деятельностью человека и дошло до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев, верований, особенностей языка и его структуры и т. д. Методы: проблемно-хронологический (изучение исторического материала в событийной последовательности и взаимосвязи событий) синхронный (одновременное изучение событий, происходящих в различных регионах или в различных сферах жизни общества экспериментальный (историческая реконструкция); сравнительный (сопоставление исторических объектов в пространстве и времени); типологический (классификация явлений и событий); ретроспективный (последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины событий); системный (рассмотрение объекта как системы); идеографический (описание) |
3. Понятие и классификация исторических источников. Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации). Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов. В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников. 1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности: - вещественные - письменные, - изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные), - фонические. Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников. 2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников. Так, источники периода феодализма можно разделить на 1) Публично-правовые акты: А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п. Б) договорно-законодательнеого вида - жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п. В) судебно-процессуального вида – с XV в. И т.п. 2) Частные акты: А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч. Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в. 3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида, 4) частные письма. | 4. Понятие историографии и основные научные подходы к изучению истории. Историография – наука по изучению того, как что-либо изучали до нас. Историография изучает изучение какой-либо проблемы, науки, техники, искусства (в т.ч. строительная сфера). Документы, которые поднимались при изучении истории российского государства: - Повесть временных лет - история России с древнейших времен до 17 века В.Н.Татищева - Первая учебная книга по русской истории М.В. Ломонсова. - «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Основные подходы к изучению истории: 1) теории «локальных цивилизаций» (Н.я. Данилевский, о. Шпенглер, А. тойнби), провозглашавшие одновременное существование «россыпи» отдельных, самодостаточных, изолированных историкокультурных типов, или «цивилизаций», каждая из которых развивается своим собственным путем, имеет свою систему ценностей и свои темпы развития; 2) «формационная» теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Маркузе), связывавшая исторические типы с функционированием определенных общественноэкономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Данный подход предполагал складывание формаций в определенной хронологической последовательности в процессе поступательного развития человечества. |
5. Факторы исторического развития России. Многофакторность исторического и цивилизационного процессов является общепризнанной истиной для современной науки. Основными группами факторов всемирного исторического процесса являются: геополитические, природно-климатические, демографические, национально-психологические, государственные, экономические, социально-политические, культурные, конфессиальные, реформационные и др. История России – это часть мирового исторического процесса. Каждая из перечисленных групп факторов в истории России проявляется с определенными особенностями, связанными с расположением России и Европе и Азии и многонациональным характером государства. При этом на разных этапах истории России проявление тех или иных факторов имело различное значение. Российское общество – особая, евразийская цивилизация. Занимая бескрайние пространства Восточной Европы и северной половины Азии, находясь между Востоком и Западом, Россия обладает неповторимой спецификой, обусловленной природно-климатическими условиями, геополитическим положением, демографическим и национальным составом населения, культурно-историческими и другими факторами и обстоятельствами. Все это наложило отпечаток на исторический процесс развития российского социума, экономики России, характеризующийся определенными особенно-стями: прежде всего, огромная территория России при относительно небольшой плотности населения затрудняла торговлю, увеличивала транспортные расходы и тем самым тормозила формирование общенационального рынка, обилие климатических поясов с преобладанием зон рисокванного земледелия обусловливало многоукладность экономики и ограниченность прибавочного продукта, холодные зимы предопределяли увеличение энергозатрат, что существенно снижало уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке, особенности геополитической ситуации, в частности многокилометровая протяженность границ со многими страна-ми, требовали содержания значительных вооруженных сил, что всегда оказывалось тяжелым бременем для российской экономики. Эти объективные факторы обусловили обсобую, гипер-трофированную роль государства в соединении разнородных регионов, не свойственную странам Западной Европы и США. В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории: 1) природно-климатический; 2) геополитический; 3) конфессиональный (религиозный); 4) социальной организации. | 6. Периодизация мировой и Отечественной истории. Возникновение древних цивилизаций. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. В настоящее время мировую историю принято разделять на следующие периоды: 1. Первобытное общество(начало 40 тысяч лет назад- конец 4-3 тысячелетие до н.э.) Каменный век – Неолит – последний этап каменного века. Человек использовал шлифованные орудия труда, появились ткатские станки, посуда из глины, обработка из дерева, появляется гончарный. Также рыболовля, собирательство и охота, появляются земледелие и скотоводство – все это послужило причиной революции. Бронзовый век – появляются орудия труда из бронзы, украшения, начинают формироваться языковые семьи(языковые семьи – этнос – народность – нации) Железный век – начинается с появления железного топора (1-е тысячелетие до н.э.), расселение народов, появление различных ремесел, появляется торговля, процесс имущественной дифференциации. С процессом разложение общества на слои начинается новый этап – Древний мир. 2. Древний мир(4-3 тысячелетие до н.э. по 5 век н.э) характеризуется с момента появления первобытного человека до 4 века нашей эры. Изучает древнейшие цивилизации (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим). Традиционно концом древнего периода истории считается падение Западной Римской империи (476г) Важнейшей новой чертой является появление государств. В эту эпоху сформировались основные типы исторического развития: -восточный (Китай, Индия, Ассирия, Египет – были сильно развиты до 6 века до н. э.) -западный( Др. Греция, Др. Рим – после 6 века имели более высокие темп исторического развития) 3. Средневековье(5-16 вв) с пятого века до шестнадцатого века нашей эры. Концом считается начало Нидерландской буржуазной революции (1566г). Характеризуется условиями феодализма в Европе. Кризис Запада – Лидерство Востока В результате арабских, монгольских и османских завоеваний сфера распространения западного типа резко сократилась. Период развития Византии. Появление и формирование христианской цивилизации. 4.Новое время(16 в-середина 20 в) характеризуется с шестнадцатого время до начала двадцатого века. Концом этого периода времени считается первая мировая война 1914-1918 годов. Характеризуется эпохой ренессанса в Европе, широкими географическими открытиями. Формирования национальных государств. Рассвет и влияние европейских цивилизаций, это связано с научными открытиями западных стран. Появление Европейской структуры на Востоке. 5.Новейшее время(середина 20 века и по сей день) Новейшее время с Первой мировой войны 1914—1918 гг. и продолжается до наших дней. Вступление в индустриальную эпоху. Господство капитализма. Следует – постиндустриальное общества. Сохраняется лидерство Западных цивилизаций в условиях дальнейших успехов так и нарастающего кризиса. Особенности периодизации российской истории. История России ведет отсчет с эпохи Средних веков. Историки выделяют в ней следующие этапы: – восточные славяне в древности (IX — начало XII вв.); – удельная Русь (XII — конец XV вв.); (распад киевской руси) – российское государство (XVI—XVII вв.); (иван 3 – органы центрального гос управления) – российская империя в Новое время (XVIII — начало ХХ вв.); – советское государство (1917—1991 гг.); – современная Россия (с 1991 г. по настоящее время). Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия, Древний Китай и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор был решающим, поскольку от него во многом зависела не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли. Но и развитие культурных связей между различными народами. Прародиной всех культур по праву считается Древний Египет, в истории которого выделяют следующие основные периоды: додинастический (IV тыс. до н. э), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н. э), Среднее царство (кон. III тыс. - 1-я пол. II тыс. до н. э), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н. э), а также послединастический период (кон. II тыс. - I тыс. до н. э). |
7. Средние века как этап в развитии мировой цивилизации. Возникновение мировых религий. Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры — это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать — «medium aerum» — «средний век». Внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять по крайней мере три периода: Раннее Средневековье — V в. — начало XI в. Высокое или классическое Средневековье — XI—XIV в. Позднее Средневековье — XIV в. — середина XVI в. Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох. Средневековое общество — это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основной экономической клеточкой этого общества является хозяйство непосредственного производителя — крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени — землю. Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия». Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. Основными цивилизационными регионами эпохи Средневековья были Азия и Европа. Возник Буддизм в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем Буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623-544 г.г. до н.э.), называемый Буддой – существом, достигшим состояния высшего совершенства (“просветления”). После смерти души людей переселяются в другие тела. Все живое подчинено закону кармы (посмертного воздаяния за поступки при жизни) и включено в цепь непрерывных воплощений – колесо Сансары. Следующее воплощение может быть высшим или низшим. Высшая цель этих верований – вырваться из колеса сансары и достичь Нирваны. Нирвана – это состояние вечного блаженства, когда душа все воспринимает, но ни на что не реагирует. Согласно буддизму, впасть в нирвану можно при жизни, но полностью она достигается лишь после смерти. Христианство появилось в I веке новой эры в Иудее – восточной провинции Римской империи. В основе его - учения о Боге человеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Он принял во искупление их грехов великие страдания и мученическую смерть на кресте. Христианство возникло как секта в иудаизме в условиях глубокого экономического, политического, социального и этнического неравенства и гнета народов на территории Римской империи. Ислам – третья и самая поздняя по возникновению мировая религия. Зародился на территории Аравийского полуострова в начале 7 века. В Исламе считается, что первым человеком и Посланником является Пророк Адам. Первая религия человечества - Ислам. Ислам - это покорность и поклонение Одному Единому Богу. Все Пророки от Адама до Исы (Иисуса) распространяли Ислам, религию Единобожия, и учили, как поклоняться Аллаху. Но основы веры со временем были изменены людьми и потеряли свою подлинность. Поэтому Аллах ниспослал последнего Пророка Мухаммада. Через Пророка Мухаммада вновь была передана всем людям истинная и совершенная религия - Ислам, религия всех Пророков. Мухаммад - это последний Пророк, распространявший религию Ислам. В исламе, как и в других мировых религиях, нет единства. Подтверждением тому служит существование в нем двух главных направлении - суннитского и шиитского. Численно преобладают сунниты, шииты живут преимущественно в двух странах - Иране и Ираке. | 8. Древние славяне, расселение восточных славян в VI-VIII вв. н.э., общественный строй, культура и быт. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н э. О них сообщают греческие, римские, арабский, византийские источники. Славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, жили в лесной и лесостепной зонах. Восточные славяне в 5-6 в н э населяли северные склоны Карпат и часть восточного побережья Балтийского моря. В течение последующих трех веков восточные славяне расселились по руслам рек (Днепр, Северная и Западная Двина, Волхов, Ока, верхняя Волга). Они стали соседями угро-финских, летто-литовских, тюркских, иранских племен. К началу 9 в у восточных славян сложились крупные племенные союзы (поляне, вятичи и др.). Во главе племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях. Существовало ополчение, особой военной организацией была дружина. В ноябре-апреле проходил сбор дани – полюдье (единицей обложения служил двор или земельный надел).Основными занятиями были земледелие (подсечно-огневое) и скотоводство (мелкий рогатый скот). Торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был главным стержнем экономической, политической и культурной жизни. Расселение восточных славян в 6-8 вв.н.э. каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы. В предгорьях Карпат жили «бе-лые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен – вятичи. Общественный строй. Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Из общины выделяется слой воинов-профессионалов («вои»), которые в летнее время занимались военными набегами на Византию и другие территории с целью грабежа и захвата рабов. Славяне были язычниками, главным божеством многих племен был Перун. Знать занималась содержанием табунов и кожевенным ремеслом. Скот у славян выступал одной из форм меновых денег, а казна называлась «скотницей» Быт. Основой экономики было земледелие, среди возделываемых культур в разных регионах преобладала пшеница либо просо, выращивались также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным занятием славян было разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, кур и уток. Населённые пункты были преимущественно не укреплённые, состоящие из 8—20 домов (до 92), в ряде регионов они располагались гнёздами на расстоянии 300—400 м. Гнёзда находились на удалении в несколько км друг от друга. Жилища — полуземлянки с дощатым или обмазанным глиной полом. Стены — либо срубы, либо столбовые конструкции. Крыши двускатные с деревянным каркасом, крытым соломой. Неотъемлемой частью дома был очаг на западе славянских земель и печь на востоке. |
1497 г. общерусского свода законов – Судебника Ивана III. Судебник содержит статьи о центральном и местных судах, а также статьи, определяющие основные нормы уголовного и гражданского права, нормы наказания за те или иные преступления. Впервые Судебник законодательно ввел правила перехода крестьян от одного владельца к другому, ограничив его двумя неделями в году – неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя после, – при условии выплаты определенной суммы («пожилого») прежнему хозяину.
В начале XVI века сын Ивана III Василий III завершил дело отца. В 1514 году в результате войны с Литвой русские войска взяли Смоленск, который входил в Литовское государство. Со взятием Смоленска завершилось объединение русских земель. Было создано единое русское государство со столицей в Москве. При Василии III самодержавие становится государственным строем России. Москва окончательно закрепляет за собой титул столицы.
"МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ", политическая теория, в которой столица русского государства - Москва рассматривалась как всемирный политический и церковный центр. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Складывалась в середине 15 - середине 16 вв. Сформулирована в письмах старца Филофея великому князю московскому Василию III. Теория «Москва — Третий Рим» сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства.
Теория «Москва — Третий Рим» способствовала усилению самодержавия в царстве Русском, а также сформировала идею о преемственности от Византии. Концепция нашла отображение в литературе XVI века.
Последствия церковного раскола:
1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;
2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;
3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;
4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.
Западное (европейское) направление характеризовалось участием России в подавлении революционных выступлений в Западной Европе.
Восточный вопрос занимал центральное место. Его сущность сводилась к борьбе европейских государств за преобладающее влияние в Турции. Некогда могущественная Османская империя потеряла былое могущество, усилилось ее экономическое отставание от европейских государств. Многонациональный состав империи вызывал многочисленные национальные движения. С конца ХVIII - начала ХIХ в. началось освободительное движение народов Балканского полуострова против османского ига. Эти народы, в основном славянского происхождения и христианского вероисповедания, в своей борьбе рассчитывали на помощь России. Политика России на Балканах носила двойственный характер. С одной стороны, самодержавие пыталось использовать народы Балканского полуострова и их национально - освободительное движение в своих интересах, опереться на них в борьбе против Турции. С другой, политика России в восточном вопросе диктовалась желанием помочь освобождению славянских народов.
Крымская война
4 (16) октября 1853 г. началась Крымская война, война России с коалицией Великобритании, Франции, Турции и Сардинии за господство на Ближнем Востоке.
К середине XIX в. Великобритания и Франция вытеснили Россию с ближневосточных рынков и подчинили своему влиянию Турцию. В то время Россия проводила активную политику, направленную на освобождение православных славянских народов из-под власти Турции. Чтобы ослабить Россию, Великобритания и Франция подталкивали Турцию на конфликт с Россией, обещая ей военную поддержку. Не без участия правительства Франции в 1850 г. возник спор между католическим и православным духовенством об обладании христианскими святынями в Святой Земле, которая находилась во владениях Турции. Провокацией, приведшей к началу войны, стала передача ключей от Вифлеемского храма Рождества Христова в руки католического духовенства. Этот акт был воспринят в России как оскорбление русского Императора.
В феврале 1853 г. Николай I направил в Константинополь чрезвычайного посла А. С. Меншикова, который ультимативно потребовал, чтобы православные подданные турецкого султана были поставлены под особое покровительство русского царя. Посольство оказалось безрезультатным. В ответ на это Россия 26 июня (8 июля) 1853 г. с целью оказать давление на Турцию ввела войска в Молдавию и Валахию, находившиеся под её протекторатом по условиям Адрианопольского мирного договора. В конце сентября 1853 г. Турция под угрозой войны потребовала вывода русских войск и, наконец, 4 (16) октября 1853 г. объявила войну России.