Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время еще действует план счетов, изданный в 1992 году. Но он не отвечает новым требованиям и условиям формирования рынка, а также подходам и нормам, принятым в развитых странах. Поэтому, начиная с 1998г., одной из основных задач развития Российской бухгалтерской системы стали ее интеграция в международную систему и реформирование с целью максимального приближения бухучета в России и, соответственно, его Плана счетов к международным стандартам финансовой отчетности.
Переход с 1 января 2002 года всех российских предприятий на новый План счетов - это одновременно и финиш, и старт в организации бухгалтерской деятельности. Финиш - поскольку завершается процесс реформирования методологии путем разработки российских стандартов бухгалтерского учета, старт - поскольку впереди работа в новых, боле удовлетворяющих международным требованиям условиях.
Новый план счетов, безусловно, радикален: в нем меняется как идеологический подход так и форма группировки данных.
Главной идеологической новацией является заложенная в документе гибкость. В Инструкции по применению нового плана счетов дана лишь краткая характеристика синтетических счетов:
1) структура и назначение счета;
2) экономическое содержание;
3) отражаемые факты хозяйственной деятельности;
4) порядок записей для наиболее распространенных хозяйственных операций;
5) корреспонденция счета с другими счетами.
Ни сам План счетов, ни инструкция по его применению не устанавливают правил оценки, группировки, документирования, балансового обобщения и учетных процедур. Такие правила содержатся в иных нормативных документах, таких как стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания и другие. В таких условиях каждому бухгалтеру предстоит переоценить существующие подходы к организации бухгалтерского учета с точки зрения правильности классификации и идентификации объектов учета, соблюдения принципов их отражения на счетах.
В результате даже чисто формально меняются существовавшие десятилетиями, привычные представления об отражении объектов учета. Это касается практически всех активов, как внеоборотных, так и оборотных, а также всех процессов снабжения, производства и реализации.
Хотя вопрос о структуре нового Плана счетов при его подготовке был одним из наиболее дискуссионных, общепринятым стало решение сохранить в целом прежнюю структуру. Таким образом, основным признаком, положенным в основу группировки счетов и последовательности их расположения в новом Плане осталось экономическое содержание фактов хозяйственной деятельности, обобщаемых на синтетических счетах.
Новый план, как и план 1992г., содержит 9 разделов. Сначала приводятся счета по отражению активов и хозяйственных процессов, а затем счета по обязательствам и капиталу. Внутри разделов соблюдается привычная последовательность. Так, например, в разделе "Внеоборотные активы" регулирующие счета следуют за основными (счета 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация основных средств").
Наиболее значительные изменения коснулись раздела по учету финансовых результатов. Этими изменениями завершилось формирование новой методики учета доходов и расходов, которая предложена в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. В раздел финансовых результатов теперь помещены счета учета реализации (продажи) продукции, товаров, работ, услуг. Это сделано потому, что счета реализации больше соответствуют сути финансового результата, поскольку формируют информацию о доходах и расходах организации, которые являются элементами счета прибылей и убытков.
В новом плане счетов не предусмотрено использование ряда синтетических счетов. В то же время в план введено несколько новых счетов, например, 81 "Собственные акции ". Изменены наименования и номера некоторых счетов. Некоторые синтетические позиции стали более подробными, другие, напротив, - более обобщенными (см. приложение 3).
В целом, разрабатывая новый план счетов, специалисты стремились к тому, чтобы его применение помогало обеспечить:
1) более высокую степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности организации;
2) рационализацию порядка отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни;
3) снижение затрат на формирование финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.
Осмысливая трудности предстоящих событий как для организаций, так и для государственных органов, профессиональные объединения и бухгалтерская общественность уже на протяжении года подробно обсуждали переход на новый План счетов в открытой печати, специализированных изданиях, на конференциях и семинарах. Однако общее понимание - это еще не практическое использование. Совершенно очевидно, что работа по внедрению нового Плана счетов на конкретных предприятиях и организациях, устранению его мелких недостатков и совершенствованию должна продолжаться и дальше.
В тоже время следует учитывать, что новый План счетов не является по отношению к требованиям международных стандартов финансовой отчетности их зеркальным отражением. Следовательно, в условиях подготовки России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) развитие фондового рынка и повышение его инвестиционной привлекательности потребует и в дальнейшем серьезной работы по продолжению реформы в сфере бухгалтерского учета.
4.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Переход на рыночные рельсы экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения БУ в организации, а так же определения роли государственных органов в ее создании.
Новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов 4 уровней (см. таблицу №1).
Таблица № 1
4 уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Уровень | Виды документов | Организации, участвующие в принятии документов |
Первый уровень - законодательный | Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ | Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ |
Второй уровень - нормативный | Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету | Министерство финансов РФ |
Третий уровень - методический | Методические указания, План счетов и Инструкция по его применению | Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, Институт профессиональных бухгалтеров России |
Четвертый уровень - организационный | Документы, формирующие учетную политику организации (организационно-распорядительная документация) | Организации независимо от организационно-правовых форм деятельности |
Первый уровень документов составляют законы и иные законода
тельные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации, а также представление бухгалтерской отчетности. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон "О бухгалтерском учете", где закреплен ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета, определена организационная основа регулирования бухгалтерского учета, изложены основы его ведения, начиная с первичных учетных документов и кончая бухгалтерской отчетностью.
Весьма важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного бухгалтерского баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ; порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц. Во второй части ГК РФ раскрыт механизм договорной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учетной документации, и заложены подходы к отражению конкретных хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
К этой же группе документов можно отнести Федеральные законы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", в которых решаются важные вопросы, касающиеся отдельных моментов организации бухгалтерского учета в зависимости от особенностей организационно-правовой формы юридического лица.
Особняком в первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, появление которого связано с нормой Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации. В целях реализации данной нормы оно возложило на Министерство финансов Российской Федерации основные функции общего методологического руководства бухгалтерским учетом и обязало
его разработать и утвердить указанное Положение.
В настоящее время поэтапно разрабатывается и вводится Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором определены некоторые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом. Так, налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним. Тем самым законодательно не стоит вопрос об организации отдельного налогового учета для целей налогообложения.
Второй уровень системы нормативного регулирования формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые только Минфином России. Они должны охватить требования, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, условно в разрезе трех групп: общие вопросы раскрытия информации; активы и обязательства организации; финансовые результаты ее деятельности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики.
В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, обеспечивающие доступность и полезность финансовой информации; изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета; приведены возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня— методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т. п. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, науке и других отраслях; методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его приме