Файл: Эволюция системы бухгалтерских счетов в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время еще действует план счетов, изданный в 1992 году. Но он не отвечает новым требованиям и условиям формирования рынка, а также подходам и нормам, принятым в развитых странах. Поэтому, начиная с 1998г., одной из основных задач развития Российской бухгалтерской системы стали ее интеграция в международную систему и реформирование с целью максимального приближения бухучета в России и, соответственно, его Плана счетов к международным стандартам финансовой отчетности.

Переход с 1 января 2002 года всех российских предприятий на новый План счетов - это одновременно и финиш, и старт в организации бухгалтерской деятельности. Финиш - поскольку завершается процесс реформирования методологии путем разработки российских стандартов бухгалтерского учета, старт - поскольку впереди работа в новых, боле удовлетворяющих международным требованиям условиях.

Новый план счетов, безусловно, радикален: в нем меняется как идеологический подход так и форма группировки данных.

Главной идеологической новацией является заложенная в документе гибкость. В Инструкции по применению нового плана счетов дана лишь краткая характеристика синтетических счетов:

1) структура и назначение счета;

2) экономическое содержание;

3) отражаемые факты хозяйственной деятельности;

4) порядок записей для наиболее распространенных хозяйственных операций;

5) корреспонденция счета с другими счетами.

Ни сам План счетов, ни инструкция по его применению не устанавливают правил оценки, группировки, документирования, балансового обобщения и учетных процедур. Такие правила содержатся в иных нормативных документах, таких как стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания и другие. В таких условиях каждому бухгалтеру предстоит переоценить существующие подходы к организации бухгалтерского учета с точки зрения правильности классификации и идентификации объектов учета, соблюдения принципов их отражения на счетах.

В результате даже чисто формально меняются существовавшие десятилетиями, привычные представления об отражении объектов учета. Это касается практически всех активов, как внеоборотных, так и оборотных, а также всех процессов снабжения, производства и реализации.

Хотя вопрос о структуре нового Плана счетов при его подготовке был одним из наиболее дискуссионных, общепринятым стало решение сохранить в целом прежнюю структуру. Таким образом, основным признаком, положенным в основу группировки счетов и последовательности их расположения в новом Плане осталось экономическое содержание фактов хозяйственной деятельности, обобщаемых на синтетических счетах.


Новый план, как и план 1992г., содержит 9 разделов. Сначала приводятся счета по отражению активов и хозяйственных процессов, а затем счета по обязательствам и капиталу. Внутри разделов соблюдается привычная последовательность. Так, например, в разделе "Внеоборотные активы" регулирующие счета следуют за основными (счета 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация основных средств").

Наиболее значительные изменения коснулись раздела по учету финансовых результатов. Этими изменениями завершилось формирование новой методики учета доходов и расходов, которая предложена в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. В раздел финансовых результатов теперь помещены счета учета реализации (продажи) продукции, товаров, работ, услуг. Это сделано потому, что счета реализации больше соответствуют сути финансового результата, поскольку формируют информацию о доходах и расходах организации, которые являются элементами счета прибылей и убытков.

В новом плане счетов не предусмотрено использование ряда синтетических счетов. В то же время в план введено несколько новых счетов, например, 81 "Собственные акции ". Изменены наименования и номера некоторых счетов. Некоторые синтетические позиции стали более подробными, другие, напротив, - более обобщенными (см. приложение 3).

В целом, разрабатывая новый план счетов, специалисты стремились к тому, чтобы его применение помогало обеспечить:

1) более высокую степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности организации;

2) рационализацию порядка отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни;

3) снижение затрат на формирование финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Осмысливая трудности предстоящих событий как для организаций, так и для государственных органов, профессиональные объединения и бухгалтерская общественность уже на протяжении года подробно обсуждали переход на новый План счетов в открытой печати, специализированных изданиях, на конференциях и семинарах. Однако общее понимание - это еще не практическое использование. Совершенно очевидно, что работа по внедрению нового Плана счетов на конкретных предприятиях и организациях, устранению его мелких недостатков и совершенствованию должна продолжаться и дальше.

В тоже время следует учитывать, что новый План счетов не является по отношению к требованиям международных стандартов финансовой отчетности их зеркальным отражением. Следовательно, в условиях подготовки России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) развитие фондового рынка и повышение его инвестиционной привлекательности потребует и в дальнейшем серьезной работы по продолжению реформы в сфере бухгалтерского учета.


4.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Переход на рыночные рельсы экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения БУ в организации, а так же определения роли государственных органов в ее создании.

Новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов 4 уровней (см. таблицу №1).
Таблица № 1

4 уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Уровень

Виды документов

Организации, участвующие в принятии документов

Первый уровень - законодательный

Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ

Второй уровень - нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ

Третий уро­вень - методический

Методические указания, План счетов и Инструкция по его применению

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, Институт профессиональных бухгалтеров России

Четвертый уровень - организационный

Документы, формирующие учетную политику организации (организационно-распорядительная документация)

Организации независимо от организационно-правовых форм деятельности


Первый уровень документов составляют законы и иные законода­
тельные акты (указы Президента Российской Федерации, постанов­ления Правительства Российской Федерации), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации, а так­же представление бухгалтерской отчетности. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон "О бухгалтерском уче­те", где закреплен ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета, определена организационная основа регулирования бухгалтер­ского учета, изложены основы его ведения, начиная с первичных учетных документов и кончая бухгалтерской отчетностью.

Весьма важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части за­конодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного бухгалтерского баланса как необхо­димый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых об­ществ; порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц. Во второй части ГК РФ раскрыт механизм договор­ной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учетной документации, и заложены подходы к отра­жению конкретных хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

К этой же группе документов можно отнести Федеральные за­коны "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "Об акционерных обществах", "Об об­ществах с ограниченной ответственностью", в которых решаются важные вопросы, касающиеся отдельных моментов организации бухгалтерского учета в зависимости от особенностей организаци­онно-правовой формы юридического лица.

Особняком в первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Рос­сийской Федерации, появление которого связано с нормой Феде­рального закона "О бухгалтерском учете" в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологическо­го руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации. В целях реализации данной нормы оно возложило на Министерст­во финансов Российской Федерации основные функции общего методологического руководства бухгалтерским учетом и обязало
его разработать и утвердить указанное Положение.

В настоящее время поэтапно разрабатывается и вво­дится Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором определе­ны некоторые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом. Так, нало­гоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним. Тем самым законодательно не стоит вопрос об организации от­дельного налогового учета для целей налогообложения.

Второй уровень системы нормативного регулирования форми­руют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержда­емые только Минфином России. Они должны охватить требова­ния, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской от­четности, условно в разрезе трех групп: общие вопросы раскрытия информации; активы и обязательства организации; финансовые результаты ее деятельности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составле­нию бухгалтерской отчетности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики.

В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, обеспечивающие доступность и полезность финансовой информации; изложены основные понятия, относя­щиеся к отдельным участкам учета; приведены возможные бухгал­терские приемы без раскрытия конкретного механизма примене­ния их к определенному виду деятельности. Такое раскрытие дол­жно осуществляться в документах третьего уровня— методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструк­циях, рекомендациях и т. п. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькули­рованию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленно­сти, строительстве, сельском хозяйстве, науке и других отраслях; методические указания по инвентаризации имущества и финансо­вых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Важнейшими документами этого уровня являют­ся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его приме­