Файл: Титульный лист Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный лист
3.Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование.
Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»1.
Государственный бюджет состоит из централизованного и местных бюджетов, которые включают бюджеты областей, районов, городов, поселков. Кроме государственного бюджета к централизованным государственным фондам относятся и внебюджетные централизованные фонды, перечень и условия формирования которых могут пересматриваться.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Бюджетное планирование – составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснования функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса2.
Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений.Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.[9]
Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам3.
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
- установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
- организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
- осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
Принципы бюджетного планирования:
-регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;
-адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
-непрерывность планирования годового бюджета;
-стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); балансовый метод.
Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.
Бюджетное прогнозирование - обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.
Бюджетное прогнозирование ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. В отличие от финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год.4
Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой.
При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинноследственных связей; при нормативно-целевом определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.
13.Прогнозирование национальной безопасности.
Угрозы безопасности страны - это фактически любые внутренние или внешние условия и факторы, оказывающие негативное воздействие на процесс развития и требующие для повышения уровня социального развития снижения своих количественных характеристик.
Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Выделяют три группы интересов: личности, общества и государства.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении общественного согласия, повышении активности граждан в решении проблем развития страны.
Интересы государства направлены на защиту территориальной целостности страны, ее суверенитета, конституционного строя, на обеспечение политической, экономической и социальной стабильности, высокой исполняемости законов.
Для обеспечения национальной безопасности выявляются причины, факторы возникновения внутренних и внешних угроз безопасности РФ, осуществляется их мониторинг (непрерывное наблюдение и анализ) и прогнозируется их влияние.
Государственный мониторинг - это информационно-аналитическая постоянно действующая система наблюдений за динамикой показателей, характеризующих национальную безопасность страны. В условиях переходной экономики роль мониторинга особенно велика, так как имеют место высокая подвижность, неустойчивость социально-экономических показателей-индикаторов, наличие многочисленных диспропорций, требующих постоянного внимания.
Формирование системы мониторинга обеспечения национальной безопасности должно происходить на основным ее видам, что в целом совпадает с принятым выделением основных сторон жизнедеятельности общества - экономической, общественно-политической, военной, социальной, правовой, культурно-духовной и т.п.
Последние десятилетия ушедшего века в России явились временем формирования и реализации целого ряда опасностей и угроз стратегического характера, так называемых стратегических рисков: поражение в холодной войне, распад мировой сверхдержавы и последующие социально-экономические и политические трансформации. Возникновение и реализация стратегических рисков происходили без их глубокого предварительного и последующего научного анализа, что в значительной степени определило крайне негативное проявление опасностей, вызовов и угроз для страны в целом и для большинства ее граждан. Современное социально-экономическое и политическое состояние России, множественность различных угроз и сложность решения проблем противодействия им обусловили необходимость использования новых подходов в государственном управлении на основе показателей стратегических рисков5.
Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в экономической сфере являются ключевыми.
23.Экономико-математические методы в планировании и прогнозировании.
Качество разрабатываемых планов в значительной степени зависит от используемых методов планирования — конкретных приемов и способов определения и расчетов плановых показателей. Совокупность методов, приемов разработки и расчета планов всех уровней составляет методику планирования6.
В современных условиях в процессе планирования на предприятии могут быть использованы следующие методы:
1) балансовый;
2) экспертный;
3) экономико-математический;
4) нормативный;
5) расчетно-аналитический;
6) программно-целевой.
Балансовый метод планирования является основным и заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и, при отсутствии баланса (равновесия) между ними, определении источников их покрытия для выполнения намеченных целей. С помощью балансового метода обеспечивается пропорциональность в развитии, выявляются диспропорции и вскрываются внутренние резервы производства, обеспечивается необходимое экономическое равновесие. Балансы позволяют увязать натурально-вещественные и стоимостные показатели, согласовывать текущие и перспективные потребности предприятия.
Экспертный метод планирования основывается на прогнозах специалистов-экспертов по существу какой-либо проблемы планирования.
Прогнозирование (греч. prognosis — знание наперед) представляет собой процесс разработки прогнозов на основе научных принципов и методов. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.
Характер прогноза сильно зависит от времени упреждения событий. По этому признаку прогнозы подразделяются на оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и даль-несрочные (сверхдолгосрочные). В профессиональной среде наиболее распространено представление о том, что оперативные прогнозы имеют горизонт до года; краткосрочные — от 1 до 3 лет; среднесрочные — от 4 до 10 лет; долгосрочные — от 10 до 20 лет; дальнесрочные (или сверхдолгосрочные) — свыше 20 лет.
Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста (индивидуальные экспертные оценки) или коллектива специалистов (коллективные экспертные оценки), основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. В характеристике эксперта важную роль играют уровень и качество его образования, жизненный и профессиональный опыт.
Экспертные методы применяют в основном при следующих условиях:
- объект, экономическое явление не поддается математическому описанию, формализации;
- отсутствует достаточно представительная статистическая выборка, которая позволяет сделать выводы;
- отсутствуют необходимые средства для проведения формализованных исследований;
- отсутствуют вычислительная техника, программное обеспечение, квалифицированные кадры;
- возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.
Экономико-математический метод планирования основывается на методах экономико-математического моделирования.
В настоящее время экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования социальных и экономических процессов. Она предполагает выделение существенных характеристик (компонент) объекта и детальную формализацию его элементов, т.е. экономическая модель является некоторым подобием исследуемого объекта7.
Использование экономико-математических методов при планировании позволяет рассчитать не только отдельные технико-экономические показатели (размер и структура стада, посевных площадей, объемы производства и реализации продукции, себестоимость и т.д.), но систему плановых показателей в различных вариантах.
Несмотря на преимущества этого метода относительно других, он имеет существенный недостаток: модели рассматривают взаимосвязи между элементами систем линейно, что не соответствует действительности. Поэтому методы экономико-математического моделирования применяются только в системе с другими методами.
Нормативный метод планирования — способ расчета технико-экономических показателей на основе установленных норм и нормативов, имеет широкое распространение на практике. Этот метод используется при планировании в совокупности с другими, чаще всего в сочетании с балансовым или с экономико-математическим моделированием.
Важнейшим инструментом планового регулирования должна служить научно-обоснованная система норм и нормативов, применяемая во всей воспроизводственной сфере, включая производство, распределение и потребление.
Прогрессивная технико-экономическая норма — это научно-обоснованная мера предельной или минимальной допустимой величины технико-экономического показателя плана конкретного хозяйства.
В отличие от норм под нормативом понимают регламентированные, обобщенные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов. Их устанавливают аналитическим или расчетным путем на укрупненные измерители, они регламентируются правительством, соответствующими министерствами и ведомствами.
Задача 1. По данным таблицы рассчитайте потребность в рабочей силе в сельском хозяйстве.
Вид продукции | Объем производства с.-х. продукции, тыс. т | Затраты труда на 1т с.-х. продукции, чел.-дней |
Зерновые | 7560 | 1,95 |
Капуста | 1760 | 2,5 |
Картофель | 9060 | 2,5 |
Овощи | 1460 | 6,4 |
Мясо | 1260 | 46,5 |
Молоко | 6060 | 9,0 |
Затраты труда на прочую продукцию с.-х. производства составят 112000 чел.-дн. Число дней, отработанных в сельском хозяйстве одним работником в год -250 дней. Количество прочих работников занятых в сельском хозяйстве, в том числе специалистов, составляет 15% от общей потребности.
Решение
Для расчета общих затрат труда на производство с.-х. продукции необходимо объем производства с.-х. продукции (Q) умножить на затраты труда на 1т с.-х. продукции (Тр):
Зтр= Q* Тр
Для определения численности работников, необходимых для производства с.-х. продукции, нужно полученное количество человеко-дней разделить на число рабочих дней, а именно на 250 дней:
Чраб= Зтр/nдн
Полученные результаты сведены в таблицу:
Вид продукции | Объем производства с.-х. продукции, тыс. т | Затраты труда на 1т с.-х. продукции, чел.-дней | Общие затраты труда на производство с.-х. продукции, чел.-дней | Численность работников, чел |
Зерновые | 7560 | 1,95 | 14742 | 59 |
Капуста | 1760 | 2,5 | 4400 | 18 |
Картофель | 9060 | 2,5 | 22650 | 91 |
Овощи | 1460 | 6,4 | 9344 | 37 |
Мясо | 1260 | 46,5 | 58590 | 234 |
Молоко | 6060 | 9,0 | 54540 | 218 |
Итого | | | 164266 | |
Численность работников, необходимых для производства прочую продукцию с.-х. производства, составит:
Чраб= 112000/250 =448 чел
Количество прочих работников занятых в сельском хозяйстве составит:
Чпр= Чраб*15% = (657+448)*0,015=17 чел
Итого потребность в рабочей силе в сельском хозяйстве составляет:
Чрс= 657+448+17=1122 чел
Ответ: 1122 чел.
Задача 2. ВНП в базисном периоде составил по вариантам: 64,1трлн. руб. Индекс цен – 108%. Рассчитать объем и темпы роста ВНП в прогнозном периоде. Отраслевая структура ВНП представлена в таблице.
Показатели | Процент | Темп роста |
Валовой национальный продукт В том числе: Промышленность Сельское хозяйство Строительство Транспорт и связь Торговля и общественное питание Прочие отрасли | 100 27,4 7,5 7,0 9,0 9,7 39,4 | 110,4 109,3 109,7 107,3 119,4 102,6 |
Решение
Расчет объема и темпов роста реального ВНП представлен в таблице:
Показатели | Процент | Объем в текущем периоде, трлн. руб. | Темп роста | Объем в прогнозном периоде, трлн. руб. |
В том числе: | 100 | 64,1 | 107,8 | 69,1 |
Промышленность | 27,4 | 17,6 | 110,4 | 19,4 |
Сельское хозяйство | 7,5 | 4,8 | 109,3 | 5,3 |
Строительство | 7 | 4,5 | 109,7 | 4,9 |
Транспорт и связь | 9 | 5,8 | 107,3 | 6,2 |
Торговля и общественное питание | 9,7 | 6,2 | 119,4 | 7,4 |
Прочие отрасли | 39,4 | 25,3 | 102,6 | 25,9 |
Как видно из таблицы, реальный ВНП в прогнозном периоде составит 69,1 трлн. руб., а его темп роста составит 107,8%.
Номинальный ВНП составит:
ВНПнп=ВНПрп* Jр
где ВНПнп – номинальный валовой национальный продукт
ВНПрп – реальный валовой национальный продукт
Jр- дефлятор (индекс цен)
ВНПнп=69,1*1,08=74,6 трлн. руб.
Темп роста ВНП составит:
Тр= 100*ВНПнп/ВНПб
Тр=100*74,6/64,1=116,4%
Ответ: 74,6 трлн. руб., 116,4%.
Задача 3. Составить баланс по металлу, необходимому для производства оборудования и капитального с используются следующие исходные данные: объем промышленного производства оборудования по прогнозу 310млрд. руб., норма расхода металла на 1 млрд. руб. оборудования – 365т., прогнозируемый объем строительно-монтажных работ – 100 млрд.руб., норма расхода металла на 1 млрд.руб. строительно- монтажных работ – 295т., экспорт оборудования и металлоконструкций по прогнозу – 2,7 тыс.т., запасы на начало и конец производственного года - соответственно 5,7 и 9,4 тыс.т., пополнение госрезерва на прогнозируемый год – 2,3 тыс.т. Прочие потребности на прогнозируемый период – 3,4 тыс.т.
Решение
Баланс металла представлен в таблице:
Статьи расхода металла | Норма расхода металла на 1 млрд. руб. | Потребность металла, тыс. т |
Промышленное производство оборудования | 365т | 113,15 |
Строительно-монтажные работы | 295т | 29,5 |
Экспорт оборудования и металлоконструкций | | 2,7 |
Запасы | | 3,7 |
Пополнение госрезерва | | 2,3 |
Прочее | | 3,4 |
Итого | | 154,75 |
Чтобы найти потребность металла для промышленного производства оборудования, необходимо объем производства оборудования умножить на норму расхода металла на 1 млрд. руб. оборудования:
П = Q*Нр
Аналогично рассчитывается потребность металла для строительно-монтажных работ.
Ппр= 310*365 = 113,15 тыс. т
Псм= 100*295 =29,5 тыс. т
Потребность металла для пополнения запасов рассчитывается как разница между объемом запасов на конец и начало периода:
Пз= 9,4-5,7 = 3,7 тыс. т
Задача 4. Объем перевозок в прогнозируемом периоде 119 млн. т Оборот локомотива – 1,4 сут., оборот вагона – 7.8 сут. Средняя загрузка вагона 40 т. Средняя масс нетто-грузового поезда – 1600 т. Резерв подвижного состава по вагонам составляет 5% от потребности в грузовых перевозках, а по локомотивам – 6%. Количество вагонов на капитальном ремонте – 2%, неработающий парк вагонов в прогнозируемом периоде составит 8% от общей потребности в вагонном парке. Наличие подвижного состава на начало года с учетом выбытия: локомотивов – 307 шт., вагонов – 70 тыс. шт. Определить, достаточно ли подвижного состава для выполнения запланированного объема грузоперевозок.
Решение:
Потребность в вагонах:
N=(Q*t/365*H)*K
где Q – объем отправления груза
t – среднее время оборота
H – статистическая нагрузка на вагон
K – коэффициент резерва вагона
N=(119 млн. т*7.8 сут/365*40 т)* 1,05= 66755 вагонов
Количество вагонов на капитальном ремонте:
Nкап.р=66755*2%=1336 вагона
Неработающий парк вагонов:
Nнераб= (66755+1336)*8% =5448 вагонов
Общий вагонный парк составит:
Nвп= 66755+1336+5448 = 73539 вагонов
Потребность в локомотивах:
М = Ол* Nпар сут /24
где Ол – оборот локомотива
Nпар сут – количество пар поездов в сутки:
Nпар сут = 119 млн т/365*1600 т = 204
М = 1,4*204/24=12 локомотивов
Потребность в локомотивах с учетом коэффициента резерва:
М = 12*1,06 = 12,72 = 13 локомотивов
Таким образом, наличие локомотивов на начало года с учетом выбытия превышает потребность в локомотивах: 307 > 13; а наличие вагонов меньше необходимого ванного парка: 70000 < 73539. Следовательно, для выполнения запланированного объема грузоперевозок наличного подвижного состава недостаточно.
Список использованной литературы
Основная
-
Родина Г.А. Макроэкономика [Электронный ресурс] /Г.А. Родина. - Москва: Юрайт, 2014. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru -
Невская Н.А. Макроэкономическое планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] /Н.А. Невская. - Москва: Юрайт, 2016. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru
Дополнительная:
-
Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. — М. : ИНФРА-М, 2017. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/851194 -
Басовский Л.Е. Макроэкономика : <учебник>* / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская . - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 201с. -
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ -
Макроэкономика : учебник* для бакалавров / А. В. Аносова [и др.] ; ред. С. Ф. Серегина. - Москва : Юрайт, 2013. - 521с. -
Меньщикова А.Ф. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: методические указания [Текст]: методические указания / А.Ф. Меньщикова, М-во с.-х. РФ, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. – Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. – 36 с. -
Теньковская Л.И. Тенденции, состояние и перспективы развития сельского хозяйства экономических районов России: монография/ Л.И. Теньковская, Ф.З. Мичурина; М-во с.-х. РФ, федеральное гос. бюджетное образов. Учреждение высшего проф. Образов. «Пермская гос. с.-х. акад. Им. акад. Д.Н. Прянишникова». – Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2015. – 188 с.
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ
2 Невская Н.А. Макроэкономическое планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] /Н.А. Невская. - Москва: Юрайт, 2016. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru
3 Невская Н.А. Макроэкономическое планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] /Н.А. Невская. - Москва: Юрайт, 2016. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru
4 Макроэкономика : учебник* для бакалавров / А. В. Аносова [и др.] ; ред. С. Ф. Серегина. - Москва : Юрайт, 2013. - 521с.
5 Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. — М. : ИНФРА-М, 2017. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/851194
6 Родина Г.А. Макроэкономика [Электронный ресурс] /Г.А. Родина. - Москва: Юрайт, 2014. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru
7 Родина Г.А. Макроэкономика [Электронный ресурс] /Г.А. Родина. - Москва: Юрайт, 2014. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru