Файл: Титульный лист Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Титульный лист

3.Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование.
Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»1.

 Государственный бюджет состоит из централизованного и местных бюджетов, которые включают бюджеты областей, районов, городов, поселков. Кроме государственного бюджета к централизованным государственным фондам относятся и внебюджетные централизованные фонды, перечень и условия формирования которых могут пересматриваться.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Бюджетное планирование – составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснования функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса2.

Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений.Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.[9]

Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам3.

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

- установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;

- организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

- осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Принципы бюджетного планирования:

-регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

-адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

-непрерывность планирования годового бюджета;

-стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); балансовый метод.

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

Бюджетное прогнозирование - обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Бюджетное прогнозирование ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. В отличие от финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год.4

Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой.

При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинноследственных связей; при нормативно-целевом определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.
13.Прогнозирование национальной безопасности.
Угрозы безопасности страны - это фактически любые внутренние или внешние условия и факторы, оказывающие негативное воздействие на процесс развития и требующие для повышения уровня социального развития снижения своих количественных характеристик.

Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес.

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Выделяют три группы интересов: личности, общества и государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении общественного согласия, повышении активности граждан в решении проблем развития страны.

Интересы государства направлены на защиту территориальной целостности страны, ее суверенитета, конституционного строя, на обеспечение политической, экономической и социальной стабильности, высокой исполняемости законов.

Для обеспечения национальной безопасности выявляются причины, факторы возникновения внутренних и внешних угроз безопасности РФ, осуществляется их мониторинг (непрерывное наблюдение и анализ) и прогнозируется их влияние.

Государственный мониторинг - это информационно-аналитическая постоянно действующая система наблюдений за динамикой показателей, характеризующих национальную безопасность страны. В условиях переходной экономики роль мониторинга особенно велика, так как имеют место высокая подвижность, неустойчивость социально-экономических показателей-индикаторов, наличие многочисленных диспропорций, требующих постоянного внимания.

Формирование системы мониторинга обеспечения национальной безопасности должно происходить на основным ее видам, что в целом совпадает с принятым выделением основных сторон жизнедеятельности общества - экономической, общественно-политической, военной, социальной, правовой, культурно-духовной и т.п.

Последние десятилетия ушедшего века в России явились временем формирования и реализации целого ряда опасностей и угроз стратегического характера, так называемых стратегических рисков: поражение в холодной войне, распад мировой сверхдержавы и последующие социально-экономические и политические трансформации. Возникновение и реализация стратегических рисков происходили без их глубокого предварительного и последующего научного анализа, что в значительной степени определило крайне негативное проявление опасностей, вызовов и угроз для страны в целом и для большинства ее граждан. Современное социально-экономическое и политическое состояние России, множественность различных угроз и сложность решения проблем противодействия им обусловили необходимость использования новых подходов в государственном управлении на основе показателей стратегических рисков5.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в экономической сфере являются ключевыми.
23.Экономико-математические методы в планировании и прогнозировании.
Качество разрабатываемых планов в значительной степени зависит от используемых методов планирования — конкретных приемов и способов определения и расчетов плановых показателей. Совокупность методов, приемов разработки и расчета планов всех уровней составляет методику планирования6.

В современных условиях в процессе планирования на предприятии могут быть использованы следующие методы:

1) балансовый;

2) экспертный;

3) экономико-математический;

4) нормативный;

5) расчетно-аналитический;

6) программно-целевой.

Балансовый метод планирования является основным и заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и, при отсутствии баланса (равновесия) между ними, определении источников их покрытия для выполнения намеченных целей. С помощью балансового метода обеспечивается пропорциональность в развитии, выявляются диспропорции и вскрываются внутренние резервы производства, обеспечивается необходимое экономическое равновесие. Балансы позволяют увязать натурально-вещественные и стоимостные показатели, согласовывать текущие и перспективные потребности предприятия.

Экспертный метод планирования основывается на прогнозах специалистов-экспертов по существу какой-либо проблемы планирования.

Прогнозирование (греч. prognosis — знание наперед) представляет собой процесс разработки прогнозов на основе научных принципов и методов. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Характер прогноза сильно зависит от времени упреждения событий. По этому признаку прогнозы подразделяются на оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и даль-несрочные (сверхдолгосрочные). В профессиональной среде наиболее распространено представление о том, что оперативные прогнозы имеют горизонт до года; краткосрочные — от 1 до 3 лет; среднесрочные — от 4 до 10 лет; долгосрочные — от 10 до 20 лет; дальнесрочные (или сверхдолгосрочные) — свыше 20 лет.

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста (индивидуальные экспертные оценки) или коллектива специалистов (коллективные экспертные оценки), основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. В характеристике эксперта важную роль играют уровень и качество его образования, жизненный и профессиональный опыт.

Экспертные методы применяют в основном при следующих условиях:

- объект, экономическое явление не поддается математическому описанию, формализации;

- отсутствует достаточно представительная статистическая выборка, которая позволяет сделать выводы;

- отсутствуют необходимые средства для проведения формализованных исследований;

- отсутствуют вычислительная техника, программное обеспечение, квалифицированные кадры;

- возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.

Экономико-математический метод планирования основывается на методах экономико-математического моделирования.

В настоящее время экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования социальных и экономических процессов. Она предполагает выделение существенных характеристик (компонент) объекта и детальную формализацию его элементов, т.е. экономическая модель является некоторым подобием исследуемого объекта7.

Использование экономико-математических методов при планировании позволяет рассчитать не только отдельные технико-экономические показатели (размер и структура стада, посевных площадей, объемы производства и реализации продукции, себестоимость и т.д.), но систему плановых показателей в различных вариантах.

Несмотря на преимущества этого метода относительно других, он имеет существенный недостаток: модели рассматривают взаимосвязи между элементами систем линейно, что не соответствует действительности. Поэтому методы экономико-математического моделирования применяются только в системе с другими методами.

Нормативный метод планирования — способ расчета технико-экономических показателей на основе установленных норм и нормативов, имеет широкое распространение на практике. Этот метод используется при планировании в совокупности с другими, чаще всего в сочетании с балансовым или с экономико-математическим моделированием.

Важнейшим инструментом планового регулирования должна служить научно-обоснованная система норм и нормативов, применяемая во всей воспроизводственной сфере, включая производство, распределение и потребление.

Прогрессивная технико-экономическая норма — это научно-обоснованная мера предельной или минимальной допустимой величины технико-экономического показателя плана конкретного хозяйства.

В отличие от норм под нормативом понимают регламентированные, обобщенные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов. Их устанавливают аналитическим или расчетным путем на укрупненные измерители, они регламентируются правительством, соответствующими министерствами и ведомствами.
Задача 1. По данным таблицы рассчитайте потребность в рабочей силе в сельском хозяйстве.

Вид

продукции

Объем производства с.-х. продукции, тыс. т

Затраты труда на 1т с.-х. продукции, чел.-дней

Зерновые

7560

1,95

Капуста

1760

2,5

Картофель

9060

2,5

Овощи

1460

6,4

Мясо

1260

46,5

Молоко

6060

9,0


Затраты труда на прочую продукцию с.-х. производства составят 112000 чел.-дн. Число дней, отработанных в сельском хозяйстве одним работником в год -250 дней. Количество прочих работников занятых в сельском хозяйстве, в том числе специалистов, составляет 15% от общей потребности.
Решение

Для расчета общих затрат труда на производство с.-х. продукции необходимо объем производства с.-х. продукции (Q) умножить на затраты труда на 1т с.-х. продукции (Тр):

Зтр= Q* Тр

Для определения численности работников, необходимых для производства с.-х. продукции, нужно полученное количество человеко-дней разделить на число рабочих дней, а именно на 250 дней:

Чраб= Зтр/nдн

Полученные результаты сведены в таблицу:

Вид

продукции

Объем производства с.-х. продукции, тыс. т

Затраты труда на 1т с.-х. продукции, чел.-дней

Общие затраты труда на производство с.-х. продукции, чел.-дней

Численность работников, чел

Зерновые

7560

1,95

14742

59

Капуста

1760

2,5

4400

18

Картофель

9060

2,5

22650

91

Овощи

1460

6,4

9344

37

Мясо

1260

46,5

58590

234

Молоко

6060

9,0

54540

218

Итого







164266





Численность работников, необходимых для производства прочую продукцию с.-х. производства, составит:

Чраб= 112000/250 =448 чел

Количество прочих работников занятых в сельском хозяйстве составит:

Чпр= Чраб*15% = (657+448)*0,015=17 чел

Итого потребность в рабочей силе в сельском хозяйстве составляет:

Чрс= 657+448+17=1122 чел

Ответ: 1122 чел.
Задача 2. ВНП в базисном периоде составил по вариантам: 64,1трлн. руб. Индекс цен – 108%. Рассчитать объем и темпы роста ВНП в прогнозном периоде. Отраслевая структура ВНП представлена в таблице.


Показатели

Процент

Темп роста

Валовой национальный продукт

В том числе:

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство

Транспорт и связь

Торговля и общественное питание

Прочие отрасли

100
27,4

7,5

7,0

9,0

9,7

39,4



110,4

109,3

109,7

107,3

119,4

102,6


Решение

Расчет объема и темпов роста реального ВНП представлен в таблице:

Показатели

Процент

Объем в текущем периоде, трлн. руб.

Темп роста

Объем в прогнозном периоде, трлн. руб.

В том числе:

100

64,1

107,8

69,1

Промышленность

27,4

17,6

110,4

19,4

Сельское хозяйство

7,5

4,8

109,3

5,3

Строительство

7

4,5

109,7

4,9

Транспорт и связь

9

5,8

107,3

6,2

Торговля и общественное питание

9,7

6,2

119,4

7,4

Прочие отрасли

39,4

25,3

102,6

25,9


Как видно из таблицы, реальный ВНП в прогнозном периоде составит 69,1 трлн. руб., а его темп роста составит 107,8%.

Номинальный ВНП составит:

ВНПнп=ВНПрп* Jр

где ВНПнп – номинальный валовой национальный продукт

ВНПрп – реальный валовой национальный продукт

Jр- дефлятор (индекс цен)

ВНПнп=69,1*1,08=74,6 трлн. руб.

Темп роста ВНП составит:

Тр= 100*ВНПнп/ВНПб

Тр=100*74,6/64,1=116,4%

Ответ: 74,6 трлн. руб., 116,4%.
Задача 3. Составить баланс по металлу, необходимому для производства оборудования и капитального с используются следующие исходные данные: объем промышленного производства оборудования по прогнозу 310млрд. руб., норма расхода металла на 1 млрд. руб. оборудования – 365т., прогнозируемый объем строительно-монтажных работ – 100 млрд.руб., норма расхода металла на 1 млрд.руб. строительно- монтажных работ – 295т., экспорт оборудования и металлоконструкций по прогнозу – 2,7 тыс.т., запасы на начало и конец производственного года - соответственно 5,7 и 9,4 тыс.т., пополнение госрезерва на прогнозируемый год – 2,3 тыс.т. Прочие потребности на прогнозируемый период – 3,4 тыс.т.
Решение

Баланс металла представлен в таблице:

Статьи расхода металла

Норма расхода металла на 1 млрд. руб.

Потребность металла, тыс. т

Промышленное производство оборудования

365т

113,15

Строительно-монтажные работы

295т

29,5

Экспорт оборудования и металлоконструкций




2,7

Запасы




3,7

Пополнение госрезерва




2,3

Прочее




3,4

Итого




154,75


Чтобы найти потребность металла для промышленного производства оборудования, необходимо объем производства оборудования умножить на норму расхода металла на 1 млрд. руб. оборудования:

П = Q*Нр

Аналогично рассчитывается потребность металла для строительно-монтажных работ.

Ппр= 310*365 = 113,15 тыс. т

Псм= 100*295 =29,5 тыс. т

Потребность металла для пополнения запасов рассчитывается как разница между объемом запасов на конец и начало периода:

Пз= 9,4-5,7 = 3,7 тыс. т

Задача 4. Объем перевозок в прогнозируемом периоде 119 млн. т Оборот локомотива – 1,4 сут., оборот вагона – 7.8 сут. Средняя загрузка вагона 40 т. Средняя масс нетто-грузового поезда – 1600 т. Резерв подвижного состава по вагонам составляет 5% от потребности в грузовых перевозках, а по локомотивам – 6%. Количество вагонов на капитальном ремонте – 2%, неработающий парк вагонов в прогнозируемом периоде составит 8% от общей потребности в вагонном парке. Наличие подвижного состава на начало года с учетом выбытия: локомотивов – 307 шт., вагонов – 70 тыс. шт. Определить, достаточно ли подвижного состава для выполнения запланированного объема грузоперевозок.
Решение:

Потребность в вагонах:

N=(Q*t/365*H)*K

где Q – объем отправления груза

t – среднее время оборота

H – статистическая нагрузка на вагон

K – коэффициент резерва вагона

N=(119 млн. т*7.8 сут/365*40 т)* 1,05= 66755 вагонов

Количество вагонов на капитальном ремонте:

Nкап.р=66755*2%=1336 вагона

Неработающий парк вагонов:

Nнераб= (66755+1336)*8% =5448 вагонов

Общий вагонный парк составит:

Nвп= 66755+1336+5448 = 73539 вагонов

Потребность в локомотивах:

М = Ол* Nпар сут /24

где Ол – оборот локомотива

Nпар сут – количество пар поездов в сутки:

Nпар сут = 119 млн т/365*1600 т = 204

М = 1,4*204/24=12 локомотивов

Потребность в локомотивах с учетом коэффициента резерва:

М = 12*1,06 = 12,72 = 13 локомотивов

Таким образом, наличие локомотивов на начало года с учетом выбытия превышает потребность в локомотивах: 307 > 13; а наличие вагонов меньше необходимого ванного парка: 70000 < 73539. Следовательно, для выполнения запланированного объема грузоперевозок наличного подвижного состава недостаточно.

Список использованной литературы

Основная

  1. Родина Г.А. Макроэкономика [Электронный ресурс] /Г.А. Родина. - Москва: Юрайт, 2014. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

  2. Невская Н.А. Макроэкономическое планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] /Н.А. Невская. - Москва: Юрайт, 2016. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru


Дополнительная:

  1. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. — М. : ИНФРА-М, 2017. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/851194

  2. Басовский Л.Е. Макроэкономика : <учебник>* / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская . - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 201с.

  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ

  4. Макроэкономика : учебник* для бакалавров / А. В. Аносова [и др.] ; ред. С. Ф. Серегина. - Москва : Юрайт, 2013. - 521с.

  5. Меньщикова А.Ф. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: методические указания [Текст]: методические указания / А.Ф. Меньщикова, М-во с.-х. РФ, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. – Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. – 36 с.

  6. Теньковская Л.И. Тенденции, состояние и перспективы развития сельского хозяйства экономических районов России: монография/ Л.И. Теньковская, Ф.З. Мичурина; М-во с.-х. РФ, федеральное гос. бюджетное образов. Учреждение высшего проф. Образов. «Пермская гос. с.-х. акад. Им. акад. Д.Н. Прянишникова». – Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2015. – 188 с.





1 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ

2 Невская Н.А. Макроэкономическое планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] /Н.А. Невская. - Москва: Юрайт, 2016. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

3 Невская Н.А. Макроэкономическое планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] /Н.А. Невская. - Москва: Юрайт, 2016. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

4 Макроэкономика : учебник* для бакалавров / А. В. Аносова [и др.] ; ред. С. Ф. Серегина. - Москва : Юрайт, 2013. - 521с.
5 Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. — М. : ИНФРА-М, 2017. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/851194



6 Родина Г.А. Макроэкономика [Электронный ресурс] /Г.А. Родина. - Москва: Юрайт, 2014. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

7 Родина Г.А. Макроэкономика [Электронный ресурс] /Г.А. Родина. - Москва: Юрайт, 2014. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru