Файл: Евгений Максимович Костенко Сварочные работы Практическое пособие для.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 469
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
остывания генератора по истечении 2—3 ч и выпуска газа через горелку или резак. После окончания работы генератор необходимо разгрузить
Очистку корзины и корпуса от ила необходимо производить только скребками из цветных металлов или сплавов. Карбидный ил необходимо выносить в специально отведенные для него ямы или специальные ящики. Генератор после очистки должен быть установлен в такое место, чтобы исключить доступ к нему посторонних лиц. При выполнении газосварочных работ приходится иметь дело с баллонами со сжатыми, сжиженными и растворенными газами. В процессе эксплуатации этих баллонов во избежание взрывов следует соблюдать крайнюю осторожность. Наиболее частыми причинами взрывов баллонов являются механические удары. Опасность взрыва возникает также при нагреве баллонов до высокой температуры, вследствие того что внутри баллонов возрастает давление газа.
При эксплуатации баллонов необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
1. Не допускать падения баллонов, а также ударов их друг о друга или с различными предметами.
2. Тщательно закреплять баллоны на рабочем месте, чтобы они случайно не упали.
3. Хранить баллоны следует в вертикальном положении, с плотно навинченными предохранительными колпаками, вентилями вверх. Для хранения баллонов должны быть оборудованы специальные гнезда или клетки с барьерами, которые предохраняют баллоны от падения.
Рис. 111. Носилки для переноски одного баллона к месту работы
Очистку корзины и корпуса от ила необходимо производить только скребками из цветных металлов или сплавов. Карбидный ил необходимо выносить в специально отведенные для него ямы или специальные ящики. Генератор после очистки должен быть установлен в такое место, чтобы исключить доступ к нему посторонних лиц. При выполнении газосварочных работ приходится иметь дело с баллонами со сжатыми, сжиженными и растворенными газами. В процессе эксплуатации этих баллонов во избежание взрывов следует соблюдать крайнюю осторожность. Наиболее частыми причинами взрывов баллонов являются механические удары. Опасность взрыва возникает также при нагреве баллонов до высокой температуры, вследствие того что внутри баллонов возрастает давление газа.
При эксплуатации баллонов необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
1. Не допускать падения баллонов, а также ударов их друг о друга или с различными предметами.
2. Тщательно закреплять баллоны на рабочем месте, чтобы они случайно не упали.
3. Хранить баллоны следует в вертикальном положении, с плотно навинченными предохранительными колпаками, вентилями вверх. Для хранения баллонов должны быть оборудованы специальные гнезда или клетки с барьерами, которые предохраняют баллоны от падения.
Рис. 111. Носилки для переноски одного баллона к месту работы
Рис. 110. Тележки для транспортировки баллонов: а – для перевозки одного баллона к месту работы; б – для перевозки двух баллонов
4. Устанавливать баллоны следует на расстоянии не менее 5 м от очагов с открытым огнем. В летнее время их необходимо защищать от нагрева солнечными лучами.
5. Перемещать баллоны на небольшие расстояния разрешается путем перекатывания в слегка наклоненном положении, переносить баллоны на руках или на плечах запрещается.
6. Перемещать баллоны из одного помещения в другое только на специальных ручных тележках (рис. 110) или на специальных носилках
(рис. 111).
7. Отбор газа из баллона следует производить через редуктор, предназначенный для данного газа и окрашенный в соответствующий цвет.
8. Перед присоединением редуктора необходимо продуть штуцер вентиля, на короткое время открыв баллон поворотом маховичка на 0,5 оборота; при этом нельзя находиться напротив штуцера вентиля (рис.
112), а также пробовать струю газа рукой.
9. Открывать вентиль баллона рекомендуется плавно, без рывков.
Если открыть вентиль от руки не удается, следует пользоваться специальным ключом. Неоткрывшиеся баллоны следует сдавать на склад, предварительно прикрепив к ним этикетки с надписью
«Неисправен». Закрывать вентиль при помощи ключа не рекомендуется.
10. Если редукторы и вентили баллонов замерзли, их следует отогревать смоченной в горячей воде ветошью. Открытым пламенем отогревать редукторы и вентили категорически запрещается.
11. Особая осторожность требуется при эксплуатации кислородных баллонов. Необходимо защищать их от загрязнений и всегда помнить, что в струе кислорода горят многие вещества (включая некоторые металлы), а легковоспламеняющиеся жидкости, масла, жиры, нефть и т. д. горят или воспламеняются со взрывом, поэтому спецодежда сварщика или помощника должна быть чистой, на руках и на инструменте не должно быть даже следов масел и жиров.
12. При воспламенении кислородного вентиля или какой-либо части заградительного приспособления необходимо немедленно перекрыть кислородный вентиль, после чего тушить огонь при помощи огнетушителя и песка.
В процессе работы с аппаратурой для газовой сварки необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
1. Перед началом работы сварочная горелка или резак должны быть проверены на исправность работы и герметичность.
2. При зажигании пламени необходимо сначала открывать кислородный вентиль, а затем – ацетиленовый.
3. При гашении пламени необходимо первым закрывать ацетиленовый вентиль, а затем кислородный.
4. Шланги следует предохранять от попадания на них искр, огня, раскаленных или тяжелых предметов. Нельзя допускать перегибов и загрязнений шлангов масляными или жирными веществами. Сварку и резку необходимо производить обязательно в специальных очках с защитными светофильтрами, выбираемыми в зависимости от мощности пламени. Для газовой сварки используются I очки шоферского типа с защитными светофильтрами марок Г-1; Г-2; Г-3. Все сварочные работы следует производить только в спецодежде.
При работе с керосинорезом необходимо соблюдать ряд следующих требований безопасности:
1. Давление в бачке с керосином не должно быть выше давления кислорода после редуктора.
2. При перерывах в работе необходимо плотно закрывать вентиль подачи керосина в испаритель и вентиль для подогревающего кислорода, а резак керосинореза класть головкой вниз.
3. Для защиты кислородного шланга от обратных ударов пламени требуется применять предохранительный клапан, который устанавливается на кислородном ниппеле керосинореза.
4. Перед подкачкой воздуха в бачок следует открыть вентиль на пол-оборота. При этом вентили резака на линиях керосина и кислорода должны быть перекрыты, а инжектор керосинореза открыт. Зажигать пламя следует только убедившись в исправности резака. Сначала пускается горючее, затем подогревающий кислород, зажигается пламя; только после прогрева испарителя пускают режущий кислород.
5. Запрещается работать резаком с перегретым испарителем.
6. При прекращении работы сначала необходимо закрыть вентиль режущего кислорода, затем вентиль горючего газа, затем вентиль подогревающего кислорода. И только после этого открывают спускной кран на бачке для снижения давления в нем до атмосферного.
7. Для устранения хлопков пламени необходимо увеличить поступление в резак горючего и кислорода или прочистить мундштук, прекратив работу.
8. При обратном ударе пламени необходимо немедленно закрыть сначала вентиль подачи кислорода на резаке, затем перекрыть подачу кислорода от баллона, после чего закрыть вентиль подачи горючего на резаке и бачке.
9. При засорении сопла необходимо прекратить работу, вывернуть сопло из головки резака и прочистить канал медной проволокой.
10. Необходимо прочищать испаритель резака не реже 1 раза в неделю, промывая асбестовую оплетку в горячей воде.
11. Применять керосин как горючее целесообразно при окружающей температуре не ниже —15 °С и резке стали толщиной не более 200 мм. При более низких температурах окружающего воздуха и необходимости резать сталь большей толщины в качестве горючего можно использовать бензин А-66, соблюдая повышенные меры
предосторожности. Резак в этом случае должен иметь мундштуки, рассчитанные для работы на бензине. Следует помнить, что применение этилированного бензина запрещается.
12. Запрещается подходить с зажженным резаком к бачку с горючим.
13. Токоведущие провода следует располагать не ближе 3 м от места резки и открытого огня.
Контрольные вопросы:
1. В каких помещениях допускается устанавливать ацетиленовый генератор при газосварочных работах?
2. Какими инструментами разрешается вскрывать барабаны с карбидом кальция?
3.
Почему запрещается работать от генераторов без предохранительных затворов?
4. По истечении какого времени и при каком условии разрешается вскрывать неисправный заряженный генератор? . Какими инструментами разрешается производить очистку генератора после работы?
6. Какой порядок закрывания вентилей при зажигании пламени и гашении пламени?
7. Как необходимо обращаться с керосинорезом при перерывах в работе?
8. В каком порядке необходимо открывать вентили на керосинорезе перед зажиганием пламени?
9. Какой порядок закрывания вентилей керосинореза при обратном ударе?
10. При какой температуре окружающего воздуха можно работать керосинорезом?
2. Противопожарные мероприятия
Для предупреждения пожаров необходимо соблюдать следующие противопожарные мероприятия. Постоянно следить за наличием и исправным состоянием противопожарных средств (огнетушителей,
12. Запрещается подходить с зажженным резаком к бачку с горючим.
13. Токоведущие провода следует располагать не ближе 3 м от места резки и открытого огня.
Контрольные вопросы:
1. В каких помещениях допускается устанавливать ацетиленовый генератор при газосварочных работах?
2. Какими инструментами разрешается вскрывать барабаны с карбидом кальция?
3.
Почему запрещается работать от генераторов без предохранительных затворов?
4. По истечении какого времени и при каком условии разрешается вскрывать неисправный заряженный генератор? . Какими инструментами разрешается производить очистку генератора после работы?
6. Какой порядок закрывания вентилей при зажигании пламени и гашении пламени?
7. Как необходимо обращаться с керосинорезом при перерывах в работе?
8. В каком порядке необходимо открывать вентили на керосинорезе перед зажиганием пламени?
9. Какой порядок закрывания вентилей керосинореза при обратном ударе?
10. При какой температуре окружающего воздуха можно работать керосинорезом?
2. Противопожарные мероприятия
Для предупреждения пожаров необходимо соблюдать следующие противопожарные мероприятия. Постоянно следить за наличием и исправным состоянием противопожарных средств (огнетушителей,
ящиков с сухим песком, лопат, пожарных рукавов, асбестовых покрывал и т. д.). Нельзя хранить вблизи от места сварки легковоспламеняющиеся или огнеопасные материалы (паклю, ветошь, бензин, керосин, различные краски и растворители).
Пламя горелки или резака нельзя направлять в сторону газопитателя. Не разрешается перемещение рабочего с зажженной горелкой или резаком за пределами рабочего места. При перерывах в работе пламя горелки или резака должно гаситься, а вентили плотно закрываться. Заправка жидким горючим бачка керосинореза должна производиться в специальном помещении, надежно оборудованном и безопасном в пожарном отношении. При работе с керосинорезом бачок должен быть расположен так, чтобы на него не попадали искры. После окончания сварочных работ необходимо выключить электрические установки, перекрыть подачу газов и убедиться в отсутствии горящих или тлеющих предметов. При тушении горящих нефтепродуктов, помещений с карбидом кальция, электрических установок запрещается применять воду и пенные огнетушители. В этих случаях необходимо применять только углекислотные огнетушители или сухие порошковые огнетушители.
Контрольные вопросы:
1.
Какой противопожарный инвентарь должен быть в установленном месте для обеспечения пожаробезопасных мероприятий при производстве сварочных работ?
2. Как следует обращаться с горелкой или резаком в пределах рабочего места?
3. В каком помещении следует заправлять бачок керосинореза?
4. Какими средствами пожаротушения следует пользоваться при тушении очагов загорания, где имеются электроустановки, нефтепродукты и карбид кальция?
Пламя горелки или резака нельзя направлять в сторону газопитателя. Не разрешается перемещение рабочего с зажженной горелкой или резаком за пределами рабочего места. При перерывах в работе пламя горелки или резака должно гаситься, а вентили плотно закрываться. Заправка жидким горючим бачка керосинореза должна производиться в специальном помещении, надежно оборудованном и безопасном в пожарном отношении. При работе с керосинорезом бачок должен быть расположен так, чтобы на него не попадали искры. После окончания сварочных работ необходимо выключить электрические установки, перекрыть подачу газов и убедиться в отсутствии горящих или тлеющих предметов. При тушении горящих нефтепродуктов, помещений с карбидом кальция, электрических установок запрещается применять воду и пенные огнетушители. В этих случаях необходимо применять только углекислотные огнетушители или сухие порошковые огнетушители.
Контрольные вопросы:
1.
Какой противопожарный инвентарь должен быть в установленном месте для обеспечения пожаробезопасных мероприятий при производстве сварочных работ?
2. Как следует обращаться с горелкой или резаком в пределах рабочего места?
3. В каком помещении следует заправлять бачок керосинореза?
4. Какими средствами пожаротушения следует пользоваться при тушении очагов загорания, где имеются электроустановки, нефтепродукты и карбид кальция?
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Раздел четвертый
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ ШВОВ
Глава 1
Наиболее распространенные виды дефектов в сварных швах
Надежность эксплуатации сварных соединений зависит от их соответствия нормативно-технической документации, которая регламентирует конструктивные размеры и форму готовых сварных швов, прочность, пластичность, коррозионную стойкость и свойства сварных соединений.
Сварные соединения, выполненные в производственных условиях, могут иметь отступления от заданных размеров, формы и свойств. В процессе эксплуатации изделий эти отступления могут привести к разрушению сварных швов и даже всей конструкции. Каждое такое несоответствие требованиям, установленным нормативной документацией, называется «дефектом». Задача контроля сварки заключается в выявлении причин возникновения дефектов и разработке мероприятий, направленных на устранение этих причин.
Наиболее часто встречающиеся типы дефектов сварных соединений можно условно разделить на четыре группы: по их расположению – наружные, внутренние и сквозные; по форме – компактные и протяженные, плоские и объемные, острые и округлые; по размерам – мелкие, средние и крупные; по количеству – единичные и групповые. К наружным дефектам относятся нарушения формы, размеров и внешнего вида швов: неравномерная ширина шва по длине, неравномерная высота шва, неравномерные катеты угловых швов, подрезы, наплывы, прожоги, незаваренные кратеры, свищи. Подрезы – это дефекты сварного соединения, представляющие собой местные уменьшения толщины основного металла в виде продольных канавок. Подрезы относятся к наиболее часто встречающимся дефектам, чаще всего они образуются при сварке угловых швов в случае смещения электрода или при несколько завышенном напряжении дуги. Одна из кромок проплавляется глубже, жидкий металл стекает на горизонтально расположенную деталь и его не хватает для заполнения канавки. Обычно при повышенном напряжении дуги и завышенной скорости сварки на стыковых
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ ШВОВ
Глава 1
Наиболее распространенные виды дефектов в сварных швах
Надежность эксплуатации сварных соединений зависит от их соответствия нормативно-технической документации, которая регламентирует конструктивные размеры и форму готовых сварных швов, прочность, пластичность, коррозионную стойкость и свойства сварных соединений.
Сварные соединения, выполненные в производственных условиях, могут иметь отступления от заданных размеров, формы и свойств. В процессе эксплуатации изделий эти отступления могут привести к разрушению сварных швов и даже всей конструкции. Каждое такое несоответствие требованиям, установленным нормативной документацией, называется «дефектом». Задача контроля сварки заключается в выявлении причин возникновения дефектов и разработке мероприятий, направленных на устранение этих причин.
Наиболее часто встречающиеся типы дефектов сварных соединений можно условно разделить на четыре группы: по их расположению – наружные, внутренние и сквозные; по форме – компактные и протяженные, плоские и объемные, острые и округлые; по размерам – мелкие, средние и крупные; по количеству – единичные и групповые. К наружным дефектам относятся нарушения формы, размеров и внешнего вида швов: неравномерная ширина шва по длине, неравномерная высота шва, неравномерные катеты угловых швов, подрезы, наплывы, прожоги, незаваренные кратеры, свищи. Подрезы – это дефекты сварного соединения, представляющие собой местные уменьшения толщины основного металла в виде продольных канавок. Подрезы относятся к наиболее часто встречающимся дефектам, чаще всего они образуются при сварке угловых швов в случае смещения электрода или при несколько завышенном напряжении дуги. Одна из кромок проплавляется глубже, жидкий металл стекает на горизонтально расположенную деталь и его не хватает для заполнения канавки. Обычно при повышенном напряжении дуги и завышенной скорости сварки на стыковых
соединениях образуются двусторонние подрезы. Такие же дефекты могут образовываться в случае увеличения угла разделки при механизированной и автоматической сварке. Односторонние подрезы всегда образуются при сварке горизонтальных швов на вертикальной плоскости. Подрезы выявляют внешним осмотром, и если их глубина и протяженность превышают допустимые нормы, то эти дефекты зачищают и заваривают. Наплывы – дефекты сварного соединения, получающиеся, когда жидкий металл шва натекает (наплывает) на основной металл, но с ним не сплавляется. Чаще всего наплывы образуются при заниженном напряжении дуги, наличии на свариваемых кромках толстого слоя окалины, излишнего количества присадочного металла, который в расплавленном состоянии не умещается в разделке кромок или в зазоре.
При сварке кольцевых поворотных стыковых швов появление наплывов вызывается неправильным расположением электрода относительно оси шва. Наплывы не имеют большой ширины, но вдоль шва в некоторых случаях располагаются по всей длине. Прожоги – дефекты, которые заключаются в том, что жидкий металл сварочной ванны вытекает через сквозное отверстие в шве с образованием ярко выраженного углубления или отверстия.
Первопричиной появления прожогов является завышенный сварочный ток или внезапная остановка сварочного автомата. Кроме этого следует учитывать и другие причины: неоправданно увеличенный зазор между кромками, недостаточная толщина подкладки или неплотное прилегание ее к основному металлу вдоль кромок. При сварке поворотных кольцевых швов появлению прожогов способствует смещение электрода в сторону вращения изделия, что вызывает отекание жидкого металла из-под конца электрода и более активное прожигающее воздействие дуги. Дефектные места должны быть зачищены и заварены. Кратеры – это дефекты сварных швов. В местах неправильного обрыва дуги образуется углубление, в котором могут быть усадочные рыхлости, приводящие к образованию трещин. Поэтому эти дефекты чаще всего вырубают, зачищают и заваривают. При механизированных и автоматизированных процессах сварки применяют выводные планки, на которых начинают
При сварке кольцевых поворотных стыковых швов появление наплывов вызывается неправильным расположением электрода относительно оси шва. Наплывы не имеют большой ширины, но вдоль шва в некоторых случаях располагаются по всей длине. Прожоги – дефекты, которые заключаются в том, что жидкий металл сварочной ванны вытекает через сквозное отверстие в шве с образованием ярко выраженного углубления или отверстия.
Первопричиной появления прожогов является завышенный сварочный ток или внезапная остановка сварочного автомата. Кроме этого следует учитывать и другие причины: неоправданно увеличенный зазор между кромками, недостаточная толщина подкладки или неплотное прилегание ее к основному металлу вдоль кромок. При сварке поворотных кольцевых швов появлению прожогов способствует смещение электрода в сторону вращения изделия, что вызывает отекание жидкого металла из-под конца электрода и более активное прожигающее воздействие дуги. Дефектные места должны быть зачищены и заварены. Кратеры – это дефекты сварных швов. В местах неправильного обрыва дуги образуется углубление, в котором могут быть усадочные рыхлости, приводящие к образованию трещин. Поэтому эти дефекты чаще всего вырубают, зачищают и заваривают. При механизированных и автоматизированных процессах сварки применяют выводные планки, на которых начинают