Файл: Активное слушание (искренний интерес, вопросы, относящиеся к передаваемой информации) способствует росту искренности, понимания и ощущения надежности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Умение слушать.

Умение слушать относится к той категории навыков, которые необходимы человеку во всех сферах его жизни. Речь идет про отношение с родственниками и друзьями, карьерные успехи и профессиональное развитие.

Обладание навыком слушания дает понимание того, кто вы сами, и кто тот человек, что обращается к вам.

Умение слушать – это восприятие информации от говорящих, при котором участник сдерживает свои эмоции; незначительное воздействие на говорящего, которое помогает развивать мысли говорящего; поощрительное отношение к говорящему, которое помогает ему продолжать общение.

Тот, кто не умеет слушать, никогда не сможет достичь высокого социального статуса и получить уважение, любовь и стабильность в семейных отношениях.

Особенно это затрагивает будни семейной жизни. Отсутствие желания выслушать точку зрения партнёра приводит к недопониманию, которое с годами перерастает в раздражение и приводит к разводу. Если нет интереса к интересам детей, то впоследствии уже не будет теплоты с их стороны.

Что дает умение слушать? Зачем оно нужно?

  • эффективно помогает собеседникам снизить уровень эмоцио­нального возбуждения и начать трезво и здраво рассуждать по пово­ду возникшей проблемы;

  • умение слушать как способ "приятия" собеседника часто по­вышает самооценку человека, как бы сообщая ему, что вы его цени­те и уважаете;

  • ослабляет воздействие стресса и психического напряжения;

  • активное слушание (искренний интерес, вопросы, относящиеся к передаваемой информации) способствует росту искренности, по­нимания и ощущения надежности;

  • умение слушать развивает у человека чувство уверенности в себе; -дает возможность человеку выговориться в момент упадка эмоций ("рассказанная беда - уже полбеды") и в то же время слу­шающий предоставляет ему небольшую, но действенную "подпитку", проявляя свое участие и внимание;

  • демонстрирует уважение к чувствам другого человека.

Всего специалисты выделяют два вида слушания –пассивное и активное.

Пассивное подразумевает умение внимательно молчать. Здесь важны оба слова. «Молчать» – так как собеседнику хочется быть услышанным, и его меньше всего интересуют наши замечания. «Внимательно» - иначе собеседник обидится, и общение прервется, иногда едва начавшись. Все, что нужно делать в этом случае, – это не мешать говорящему и поддерживать течение его речи, чтобы он смог полностью выговориться.


Способствовать собеседнику в его желании выговориться поможет соблюдение нескольких простых правил пассивного слушания.

При таком способе слушания главное – это минимум ответов (т.е. невмешательство в речь говорящего). Любая наша фраза в лучшем случае будет пропущена собеседником мимо ушей, в худшем - собьет его с мысли. Не к месту произнесённая фраза даже может вызвать агрессивную реакцию говорящего: ведь мы идем против его желания выговориться.

При пассивном слушании мы должны уподобиться губке, жадно впитывающей речь собеседника, не сортируя его слова, не отбирая главного до самого конца речи. Можно только мысленно ставить заметки, словно флажки, чтобы затем лучше оценить полученную информацию. Не надо быть судьёй сказанному собеседником, не надо быть врачом, ставящим ему диагноз. Надо просто слушать.

Однако, пока мы «внимательно молчим», необходимо постоянно давать собеседнику понять, что мы не надели маску внимательности, не витаем во время его речи в облаках собственных мыслей, а сосредоточены именно на его словах. Для этого используются короткие реплики: «Да», «Да-да», «Понимаю», «Понятно», «Это очень интересно». Эти реплики нейтральны по своей эмоциональной окраске, и гораздо более корректны, чем удивлённое «Да вы что?!». Но при этом они помогают собеседнику говорить, как бы приглашая его продолжать речь. Сигналом нашего внимания для собеседника может быть и кивок головы, и утвердительное «хмыкание», и даже легкое изменение выражения лица.

Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:

Говорящий горит желанием выразить свою точку зрения, отноше­ние к чему-нибудь

Говорящий хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции: обеспокоен, обижен чем-то, неудовлетворен;

Говорящему трудно выразить словами то, что его волнует, любое вмешательство в разговор создает еще большие трудности;

Говорящий застенчив, неуверен в себе, ему легче "общаться" с техникой, вещами, чем с себе подобными;

Активное же предполагает такой процесс организации коммуникации, при которой участники беседы друг друга лучше понимают. Все высказываются более осмысленно, уточняют и проверяют свое понимание, выясняют совместно степень его адекватности.

При данном виде слушания устанавливается активная обратная связь, позволяющая собеседникам понимать друг друга лучше. Для того, чтобы обеспечить понимание, слушающему необходимо дать понять говорящему какая его информация принята точно, а какая нет, чтобы говорящий свое сообщение мог скорректировать и сделать данное сообщение еще более понятным. Именно данный обмен сигналами прямой и обратной связи является процессом активного слушания. 



Существует множество способов превращения пассивного слушания в активное. Выделяют еще три техники активного слушания:

Эхо. Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией. Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.

Интерпретация. Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге. Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.

Перефразирование. Представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.

Основные ошибки активного слушания

На начальном этапе освоения техники активного слушания, некоторые слушатели воспринимают ее, как простой пересказ слов собеседника. Но это создает лишь иллюзию понимания, тогда как нам необходимо понимание истинного значения слов собеседника.

Другой распространенной ошибкой является игнорирование в процессе активного слушания эмоций, испытываемых собеседником. При этом подразумевается, что если не подтверждать негативное чувство собеседника, то оно пройдет. Однако то, что окружающие не понимают глубины переживаний и силы испытываемых человеком эмоций, только усиливает их, в то время как понимание и сочувствие, проявляемые через активное слушание, снимают и ослабляют напряженность.

Третьей ошибки можно избежать, если иметь в виду, что человек способен произнести примерно 125 слов в минуту, а услышать может 400 слов в минуту, то есть мы способны слушать в три раза быстрее, чем говорить. Именно поэтому многие люди отвлекаются от собеседника, начинают думать о чем-то другом, теряют нить беседы.

Вспомните, сколько раз вам доводилось сидеть, тоскливо смотреть на собеседника, улыбаться, утвердительно кивать, а самому в это время думать о предстоящем отпуске, грязном пятне на рубашке соседа или о следующей деловой встрече. Самое неприятное происходит, когда собеседник неожиданно спрашивает: "Ну, и что вы об этом думаете?" Вас застают врасплох, и единственным, на что вы оказываетесь способны, это воскликнуть: "А?"


Чтобы этого избежать надо стремиться полностью сосредоточиться на словах собеседника. Только так ваша беседа принесет желаемый результат. слушание выяснение перефразирование собеседник

Опасность невнимательности заключается в том, что вы можете пропустить важную информацию, которая была бы полезна для достижения желаемого вами результата.

Правильно интерпретировать невербальные сообщения еще труднее, чем понимать слова. Это происходит потому, что многие подобные сообщения, такие, как улыбка или скрещенные руки, могут выражать множество совершенно различных эмоций.

8 правил активного слушателя

  • Научитесь молчать

Марк Твен верно заметил: «Если бы мы должны были больше говорить, чем слушать, то у нас было бы два языка и одно ухо». Из этого следует, что необходимо научиться слушать, а не говорить много «о себе любимом». Будьте терпеливы и вежливы: не перебивайте собеседника, будучи полностью уверены в том, что уловили главную мысль его повествования. Дождитесь возможности задать уточняющий вопрос и проявить свою заинтересованность в разговоре.

  • Сконцентрируйте внимание на том, что слышите

Не напрягайтесь во время разговора: так вы сможете наверняка уловить его суть. Умение слушать заключается в том, чтобы направить внимание на то, о чём рассказывает собеседник. Телефон и планшет положите подальше, чтобы они не отвлекали вас от получения информации. Если вы хотите полного погружения в диалог, то сосредоточьтесь на теме разговора и собеседнике. Никаких мыслей о незаконченном докладе, подарке ко дню рождения сына или неожиданном приезде тёщи. Вы можете научиться концентрировать внимание, обратившись к специальным материалам на нашем сайте.

  • Будьте непринуждёнными

Расположите к себе собеседника. Ведите себя естественно и непринуждённо. Такая атмосфера разговора поможет избавиться от физической напряжённости и эмоциональных «зажимов». Установите зрительный контакт и всем своим видом показывайте неподдельную заинтересованность в разговоре.

  • Будьте терпеливыми

Если собеседник прервал своё повествование, это не значит, что рассказ завершён. Не суетитесь, не переводите разговор на другую тему. Держите паузу, дожидаясь продолжения. Дайте собеседнику выговориться. Умение слушать подразумевает терпение. Никогда не делайте вид, что вы читаете мысли собеседника и можете закончить его фразу. Такое поведение возможно только в кругу близких друзей.


  • Избавьтесь от личных предубеждений

Умение слушать имеет ещё одно качество – беспристрастность. Ведите себя спокойно, если собеседник имеет громкий голос, излишне жестикулирует или «зажимается», имеет дефекты речи. Абстрагируйтесь от всех этих несовершенств и сосредоточьтесь на сути разговора.

  • Улавливайте не слова, а идеи

Уловить смысл сказанного бывает не так уж просто. Вы можете зациклиться на непонятном для вас моменте и упустить основную мысль. Научиться собирать рассказ воедино и вычленять главную мысль – это не каждому под силу. Если вы не уверены в правильности понимания сути повествования, следует задать уточняющие вопросы.

  • Задавайте вопросы для лучшего понимания

Когда собеседник вам неприятен, то нет стремления докопаться до истины. Тогда вы можете задавать каверзные вопросы в надежде, что он не сможет дать исчерпывающие ответы. Выставить его некомпетентным или лжецом, не способным логически выстроить повествование. Однако такое поведение не принесёт вам те дивиденды, на которые вы рассчитывали. Ведь вы так и не приобретёте умение слушать собеседника.

  • Уделяйте внимание невербальной коммуникации

Вам следует научиться распознавать жесты, мимику, выражение лица и тон повествования. Что они несут: искренность или показуху, ложь, неестественность в поведении собеседника.

Для поддержания взаимодействия с собеседником важно выработать умение слушать его и слышать. Это прежде всего – минимум слов с вашей стороны и максимум внимания к собеседнику. И только после этого – переход к диалогу и активному слушанию.