Файл: Комплекс специальных упражнений для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
ГАПОУ РС(Я) Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева
Физкультурное отделение
Курсовая работа
по дисциплине: ПМ 02 Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры
на тему: Комплекс специальных упражнений для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом
(средний школьный возраст)
Допустить к защите: Зав. Физкультурным отделением: ___________/Сокольникова Л.В. «__»_________________2023 г. Работа защищена: «__»_________________2023 г. Протокол №________________ С оценкой__________________ | Выполнила: студентка 3 курса группы ФК-20 Давыдова Кристина Дмитриевна Специальность: 49.02.01 Физическая культура Руководитель: Васильева Э.П, Преподаватель ФО |
Якутск 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………….……………………………………...…3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность процесса развития физических качеств у детей среднего школьного возраста…………………………………………………………....
1.2. Специальные упражнения для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом (средний школьный возраст)……
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛЯЖНЫМ ВОЛЕЙБОЛОМ
2.1. Комплекс специальных упражнений для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом (средний школьный возраст)
2.2. Особенности развития физических качеств у детей среднего школьного возраста………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………...……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Пляжный волейбол - командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой и сложно-координационный характер. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Несмотря на универсализм, требуемый от волейболистов при выполнении технико-тактических действий, в настоящее время выделяют несколько специфических функций, в которых специализируются игроки.
В нашей республике пляжный волейбол является не так популярен как классический волейбол и п
В доступной отечественной литературе мы нашли только два методических пособия, посвященных данной проблеме. Это - А.В. Беляев и Ю.Д. Железняк «На наш взгляд этого не достаточно.
Все это, заставляет нас искать новые пути для развития физических качеств с использованием различных упражнений, которые были бы наиболее доступными, более интересными и сложными у детей среднего школьного возраста. Одним из них являются специальные упражнения, которые наиболее целесообразно развивают все физические качества, так как они позволяют решать двигательные задачи быстро, точно, наиболее рациональным способом, приспосабливать к ним свои действия, изменять условия и движения в игре.
Отсюда вытекают следующие противоречие: с одной стороны, как известно, существует множество упражнений для развития физических качеств волейболистов, а с другой стороны, не всегда уделяют должного внимания на подготовку …
Проблема: Как использовать специальные упражнения для развития физических качеств волейболе (средний школьный возраст)?
Объект исследования: Процесс развития физических качеств у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: Специальные упражнения для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом (средний школьный возраст).
Цель исследования: Разработать комплекс специальных упражнений для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом (средний школьный возраст).
Гипотеза исследования: Разработка комплексов специальных упражнений для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом (средний школьный возраст), возможна, если учесть особенности развития физических качеств у детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса развития физических качеств у детей среднего школьного возраста.
2. Рассмотреть специальные упражнения для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом (средний школьный возраст).
3. Разработать комплекс специальных упражнений для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом (средний школьный возраст).
4. Охарактеризовать особенности развития физических качеств у детей среднего школьного возраста.
Методологической основой работы являются научные труды Ю.Д. Железняка, А.В. Ивойлова, В.Н. Платонова, В.И. Ляха и других авторов.
Практическая значимость работы: результаты данной работы могут быть использованы тренерами по волейболу в детско-юношеских спортивных школах.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе раскрыта сущность процесса развития физических качеств учащихся среднего школьного возраста и рассмотрены специальные упражнения для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом.
Во второй главе разработаны комплексы специальных упражнений для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом, с учетом особенностей развития физических качеств у детей среднего школьного возраста.
В заключении даны выводы по результатам решения задач исследования.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
Сущность процесса развития физических качеств у детей среднего школьного возраста
Занятия волейболом – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Постоянное повышение требований к уровню спортивного мастерства волейболистов вынуждает тренеров к поискам путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Волейболист высокого класса – это всесторонне развитый атлет, обладающий силовой и скоростной выносливостью, «взрывной» силой, прыгучестью, гибкостью, умением ориентироваться в сложной игровой обстановке. При встрече равных по силе команд каждая партия (кроме 5-й) продолжается 25-30 мин. Общая продолжительность матча достигает 2-2,5 часов. За это время игрок совершает большую работу: 200-250 прыжков максимальной высоты, до 500 технических приемов, осуществляемых в самых различных сочетаниях, большое количество скоростных перемещений с внезапными остановками и сменой направлений, многократными падениями и бросками. Выдержать столь интенсивную нагрузку могут только игроки, имеющие высокий уровень физической подготовленности. Физическая подготовка есть и всегда будет основным условием достижения высоких спортивных результатов, являясь фундаментом технической и тактической подготовки. Поэтому наряду с совершенствованием технической, тактической и психологической подготовки важной задачей тренировочного процесса является повышение общей и специальной физической подготовки и улучшение функциональных возможностей волейболистов всех уровней [16, с 4].
Общая физическая подготовка направлена на разностороннее гармоничное развитие волейболиста, повышение уровня всех главных физических качеств, укрепления систем организма и органов, повышение функциональных возможностей и улучшение здоровья спортсмена. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, в которых нуждается каждый волейболист.
Физическая подготовка волейболиста тесно связана с тактической, технической и психологической подготовкой. Она способствует быстрейшему овладению и прочному закреплению тактических навыков и технических приемов.
Современный волейбол предъявляет к физическому развитию волейболиста очень высокие требования. Каждый волейболист обязан участвовать как в нападении, так и в защите, что предъявляет огромные требования к его скоростно-силовой подготовке, а многократное вариативное выполнение технических приемов и продолжительность игры требуют особой выносливости.
В течение одной игры каждый волейболист совершает до 200-250 прыжков, значительное количество бросков и падений, многократные перемещения на большой скорости с резкой сменой направления и с резкими остановками. Количество совершаемых технических приемов в одной игре доходит до 500, а иногда и более. Высокие требования, предъявляемые к волейболисту во время игры, приводят к тому, что за игру спортсмен теряет порядка 2-3 кг веса, а частота сердечных сокращений увеличивается до 200-220 ударов в минуту.
Правила по волейболу строго оценивают чистоту выполнения технических приемов, что требует огромного нервного напряжения и непрерывного внимания в течение всей игры.
Перед общей физической подготовкой волейболистов стоят следующие задачи:
- Разностороннее физическое развитие спортсменов.
- Развитие физических качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости и ловкости).
Общая физическая подготовка волейболиста должна быть направлена на высокое развитие всех основных физических качеств. Но не нужно ставить знака равенства между равномерным развитием всех физических качеств спортсмена и его разносторонним физическим развитием.
Разностороннее физическое развитие должно заключаться в пропорциональности развитии всех физических качеств, которые необходимы при игре в волейбол. Большая часть упражнений, используемых с целью повышения общей физической подготовки, оказывают разностороннее воздействие на организм спортсмена, но в тот же момент каждое из них в большей степени направлено на развитие того или иного качества. Так, к примеру, упражнения с большими отягощениями в большей степени направлены на развитие силы волейболиста. Длительный бег по пересеченной местности – на развитие выносливости. Ускорения на коротких отрезках – на развитие скорости, а акробатические упражнения направлены на развитие ловкости волейболиста. Занятия этими упражнениями преимущественно оказывают воздействие на какого-то одного качества, и в меньшей степени способствую развитию других физических качеств. В зависимости от преимущественной направленности физические упражнения для волейболистов предназначаются для развития силы, выносливости, скорости, гибкости и ловкости.
В волейболе все перечисленные физические качества тесно взаимосвязаны. Употребление целенаправленных упражнений даст возможность ликвидировать имеющиеся недостатки, имеющиеся в физическом развитии занимающихся.
В спортивной тренировке для развития физических качеств используются методы: «с ускорением», «до отказа», интервальный, максимальных усилий, равномерный, соревновательный и игровой.
Занимаясь другими видами спорта для повышения общей физической подготовки необходимо обращать внимание на правильное овладение техникой отдельных движений данных видов спорта, поскольку это будет способствовать более эффективному развитию физических качеств, необходимых волейболисту.
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами. Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие.
Для того чтобы стать волейболистом, необходимо овладеть соответствующими двигательными навыками.
К 13-15 годам двигательное развитие детей достигает высокого уровня. Профессор В.С. Фарфель пишет: « Трудно назвать какое-нибудь движение (если оно, конечно, не требует исключительной силы или выносливости), которому нельзя было бы обучить мальчика или девочку 12-13-14 лет. Здесь должна закладываться основа техники движений, которая в более старшем возрасте будет совершенствоваться, шлифоваться, обрастать новыми качествами, характеризующими мастерство».
В период от 11 до 14 лет наблюдается особенно большой рост показателей быстроты движений. В этом возрасте должны закладываться основы будущих высоких достижений в волейболе, где решающее значение имеет быстрота, тонкая координация и не требуется выносливости в монотонных действиях.
Рост интеллекта у детей школьного возраста позволяет им сознательно усваивать учебный материал, а не идти по пути механического подражания.
В возрасте 13-16 лет ярче проявляются черты индивидуальных особенностей детей, типы нервной системы, что заметно влияет на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, на уровень и устойчивость общей работоспособности. Это вызывает необходимость с самых начальных этапов обучения детей движениям широко использовать индивидуальный подход к ним.