Файл: Проверьте правильность следующих делений, в случае неправильного деления укажите ошибки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 33

  1. Проверьте правильность следующих делений, в случае непра­вильного деления укажите ошибки:

А) Пассажир: сидящий, стоящий, читающий, смотрящий в окно.

Деление не является правильным. Ошибка: члены деления не исключают друг друга.
Б) Банки: коммерческие, международные, государственные, частные.

Деление не является правильным. Ошибка: деление не по одному основанию.
В) Книга: иллюстрированная, красочная, хорошо оформленная, детек­тивная.

Деление не является правильным. Ошибка: деление не по одному основанию.


  1. Определите отношения между категорическими суждениями по логическому квадрату:

А) Ни один учебник не является исчерпывающим. — Не каждый учебник является исчерпывающим.

Первое суждение является общеотрицательным (Е). Второе суждение нуждается в преобразовании. В стандартной форме: «Некоторые учебники не являются исчерпывающими». Суждение является частноотрицательным (О).

Отношение между суждениями (Е) и (О) – подчинение.
Б) Любая книга имеет название. Некоторые книги не имеют названия.

Суждения даны в стандартной форме. Первое суждение общеутвердительное (А). Второе суждение частноотрицательное (О).

Отношение между суждениями (А) и (О) – противоречие (контрадикторность).
В) Некоторые певцы являются эстрадными исполнителями. Часть певцов не являются эстрадными исполнителями.

Первое суждение частноутвердительное (I). Второе суждение нуждается в преобразовании. В стандартной форме: «Некоторые певцы не являются эстрадными исполнителями». Суждение является частноотрицательным (О).

Между суждениями (I) и (О) отношение – подпротивоположность (субконтрарность).


  1. Произведите дихотомическое деление следующих понятий по указанным в скобках сложным признакам:

Преподаватель (строгий и доброжелательный).

Преподаватель:

Строгий и доброжелательный

Строгий и недоброжелательный

Нестрогий и доброжелательный


Нестрогий и недоброжелательный.



  1. Установите отношения между понятиями, изобразив их с помо­щью круговых схем:

А) Металл.

Б) Металлический блеск.

В) Ковкость.

Г) Электропроводность.

Д) Золото.




  1. Произведите противоположный субъект для следующих сужде­ний; проверьте правильность с помощью операций обращения и превра­щения. Запишите схему:

Некоторые русские книги не переведены на французский язык.
Запишем суждение в стандартной форме:

Некоторые русские книги не являются переведенными на французский язык. (О)

Противоположное (контрарное) понятие для субъекта данного суждения невозможно, т.к. понятие «русские книги» не отображает некое крайнее свойство какого-либо множества.
Превращение:

Схема: Некоторые S не есть Р (О)

Некоторые S есть не-Р (I)
Некоторые русские книги являются непереведенными на французский язык.
Обращение: невозможно, т.к. посылка является частноотрицательным суждением (О), а частноотрицательные суждения не обращаются.



  1. Определите тезис, аргументы и правильность следующих дока­зательств (или опровержений):

Преподаватель возражает на уверение студента, что он читал задан­ную книгу: «Если бы Вы действительно прочли эту книгу, то Вы бы могли указать ее структуру, пересказать ее содержание, назвать проблемы, ко­торые в ней обсуждаются. Но Вы не знаете ни того, ни другого, ни третьего. Значит, Вы ее не читали*.

Тезис: «Вы не прочитали заданную книгу»

Аргументы: «Если бы Вы действительно прочли эту книгу, то Вы бы могли указать ее структуру, пересказать ее содержание, назвать проблемы, ко­торые в ней обсуждаются.»



«Но Вы не можете указать ее структуру, пересказать ее содержание, назвать проблемы, которые в ней обсуждаются»

Доказательство построено по схеме косвенного апагогического доказательства: принят антитезис «Вы читали данную книгу», который взят в качестве основания условной посылки.

Из антитезиса выведено следствие «Вы бы могли указать ее структуру, пересказать ее содержание, назвать проблемы, ко­торые в ней обсуждаются», которое отрицается «Вы не знаете ни того, ни другого, ни третьего».

По отрицающему модусу условно-категорического умозаключения делается вывод о том, что принятый антитезис неверен. Следовательно, тезис признается доказанным.

Доказательство не является правильным, поскольку в условной посылке использовано контрфактическое высказывание «если бы…, то… бы». Между контрфактическими и категорическими высказываниями нет логической связи: основание условной посылки не является достаточным условием для ее следствия.

Конкретно, в данном случае, студент мог прочитать заданную книгу, но не мог указать ее структуру, пересказать содержание и выделить обсуждаемые проблемы по причине отсутствия необходимых для этого навыков.

  1. Постройте и проверьте вывод в следующих разделительно — ка­тегорических суждениях:

А) Всякий философ может быть либо материалистом, либо идеалистом. Платон был идеалистом. Значит...
Вывод: Платон не был материалистом.

Схема умозаключения: А В, В

¬ А

Умозаключение является правильным, т.к. соответствует правильному утверждающе-отрицающему модусу разделительно-категорических умозаключений.

Б) Либо человек произошел от других животных, вымерших уже, либо люди существовали вечно. Но последнее невозможно, столь же нелепо, что человек возник сразу. Следовательно...
Вывод: Человек произошел от других животных.

Схема умозаключения: А В, ¬В

А

Умозаключение является правильным, т.к. соответствует правильному отрицающе-утверждающему модусу разделительно-категорических умозаключений.



  1. Определите, заключены ли в следующих языковых выражениях суждения:


А) Светало.

В данном языковом выражении заключено суждение, т.к. в нем отображен факт, который может быть квалифицирован как истинный либо ложный.
Б) Показавшиеся на небе звезды.

В данном языковом выражении не заключено суждения. Это понятие.
В) Травы в поле пожелтели.

В данном языковом выражении заключено суждение, т.к. в нем отображен факт, который может быть квалифицирован как истинный либо ложный.



  1. Найдите заключения и посылки в следующих силлогизмах, оп­ределите фигуру и модус, проверьте правильность данных силлогизмов на круговых схемах:

Ни одна книга не является периодическим изданием.

Журнал периодическое издание.
Большая посылка: Ни одна книга (Р+) не является периодическим изданием (М+).

Меньшая посылка: Журнал (S+) – периодическое издание (M-).

Заключение: Ни один журнал (S+) не является книгой (P+).

Фигура: II

Модус: ЕАЕ (Cesare)

Круговая схема:



Вывод: силлогизм является правильным.

  1. Проверьте логическую состоятельность следующих умозаклю­чений, запишите схему вывода:

  1. Если эти дрова березовые (p), то они дадут много тепла (q). Эти дрова березовые. Значит...

Вывод: Эти дрова дадут много тепла.

Схема: p q, p

q
Умозаключение является правильным, т.к. соответствует правильному утверждающему модусу условно-категорических умозаключений.
Б) Если обвиняемый занимается мошенничеством
(p), то он должен быть привлечен к уголовной ответственности (q). Обвиняемый К. занимался мошенничеством. Следовательно...

Вывод: Обвиняемый К. должен быть привлечен к уголовной ответственности.

Схема: pq, p

q
Умозаключение является правильным, т.к. соответствует правильному утверждающему модусу условно-категорических умозаключений.



  1. Если бы не любил Вас самой преданной любовью (p), я бы тотчас же предложил Вам бежать со мной (q). Но я этого не предлагаю Вам. Значит, я люблю Вас самой преданной любовью (рассуждение Рудина в одноименном романе И. С. Тургенева).



Схема: pq, ¬ q

¬ p
Умозаключение является правильным, т.к. соответствует правильному отрицающему модусу условно-категорических умозаключений.