Файл: Общесистемные требования требования к материальнотехническому, учебнометодическому обеспечению требования к психологопедагогическим, кадровым и финансовым условиям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:
Параметр сравнения | ФГОС ООО | ФГОС СОО |
Требования к условиям реализации программ обучения | Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Появился новый вид – общесистемные требования. Закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников, указаны способы формирования, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ: 1) предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули;2) разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов; 3) разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников. Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут. Детализированы требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий; обеспечение доступа к информационно- образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной. В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами. | Детализированы требования к условиям реализации ООП: Требования к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда). При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы. В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации. |
Требования к структуре основной образовательной программы | Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности. Программа ООО, в том числе адаптированная, включает три раздела: целевой; содержательный; организационный (не изменено). Целевой раздел включает: -пояснительную записку; -планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО; -систему оценки достижения планируемых результатов. В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями. Содержательный раздел включает программы (изменено), ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: -рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; -программу формирования УУД у обучающихся; -рабочую программу воспитания; -программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; -программа коррекционной работы. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать возможность использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание соответствует законодательству об образовании. Организационный раздел включает: -учебный план; -план внеурочной деятельности, календарный учебный график; -календарный план воспитательной работы; -характеристику условий реализации программы основного общего образования. В учебном плане изменены названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы». Также изменен перечень ряда учебных дисциплин. В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включен один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включены учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Каждая образовательная организации, учитывая ее ресурсы и пожелания родителей, самостоятельно решает вопрос о преподавании второго иностранного языка, родного языка и родной литературы на уровне среднего общего образования. Для внесения этих предмет учебный план необходимы письменные заявления родителей. Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6- дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ может быть увеличен на один год и не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет. При реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения: для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»; для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования; тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка; для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. План внеурочной деятельности не имеет направлений. | Программа СОО, в том числе адаптированная, включает три раздела: целевой; содержательный; организационный (не изменено). Целевой раздел определяет общее значение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; -планируемые результаты; -систему оценки достижения планируемых результатов. Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: -программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; -программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; -рабочую программу воспитания; -программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Организационный раздел включает: -учебный план; -план внеурочной деятельности, -календарный учебный график; -календарный план воспитательной работы; -характеристику условий реализации программы основного общего образования. В старшей школе изменили объем учебной нагрузки- сократили на 74 часа. Максимальный объем аудиторной нагрузки составит 2516 учебных часов. В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов. Обучающиеся всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В учебных планах АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру, учащиеся с ОВЗ всех профилей будут изучать восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию. Изменили подход к формированию учебных планов – в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов, из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно. В учебном плане изменены названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы». Также изменен перечень ряда учебных дисциплин. Исключены учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включен один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включены учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменен перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. |
Требования к результатам обучения | Требования к результатам в обновленных ФГОС сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода (не изменено). Требования конкретизированы, детализированы, введены некоторые новые. Личностные результаты (по направлениям воспитательной работы) – 36 конкретных формулировок. Метапредметные результаты(овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями) – всего 30/33 конкретных результатов. Предметные результаты – умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразование и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах, видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. По каждому предмету приведено 15 конкретизированных формулировок предметных результатов. Требования к личностным результатам освоения программы ООО включают: -осознание российской гражданской идентичности; -готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; -ценность самостоятельности и инициативы; -наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; -сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Личностные результаты представлены в соответствии с направлениями программы воспитания: -Гражданское -Патриотическое -Духовно-нравственное -Эстетическое -Физическое и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия -Трудовое -Экологическое -Ценности научного познания. Требования к метапредметным результатам освоения программы ООО включают: -освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); -способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; -готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; -овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические (8) Базовые исследовательские (7) Работа с информацией (6) Коммуникативные универсальные учебные действия Общение (8) Совместная деятельность (7) Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация (5) Самоконтроль (6) Эмоциональный интеллект (4) Принятие себя и других (5) Требования к предметным результатам освоения программы ООО включают: -освоение обучающимися научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; -предпосылки научного типа мышления; -виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях обеспечивают возможность изучения учебных предметов по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, преемственность и единство их содержания. Включают способность: -знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки; -характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса; -использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (свободно оперировать понятиями); -решать задачи более высокого уровня сложности. Особенности требований к результатам: -деятельностная форма представления результатов по предметам по каждому году обучения (исключение – история); -формулировка результатов в соответствии с программными документами в области социально-экономического развития страны; -предъявление требований к результатам в соответствии с гарантируемым минимумом содержания; -учет отечественной и мировой практики оценки достижения планируемых результатов как показателя качества общего образования (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ); -усиление акцентов на результаты изучения на современном уровне явлений и процессов в современной России и мире в целом. | Конкретизируют результаты освоения программы. В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системно- деятельностный подход (не изменено). Однако подробнее и конкретнее описаны результаты освоения– личностные, метапредметные, предметные. Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания: -гражданское; -патриотическое; -духовно-нравственное; -эстетическое; -физическое; -трудовое; -экологическое; - ценность научного познания. Школа должна формировать гражданскую идентичность и патриотизм, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку; воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление. Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям: -овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; - овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; -овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей. Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Регулятивное УУД «Самоорганизация», – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение; УУД «Эмоциональный интеллект» -умение понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты. Предметные результаты определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине: -по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов; -по литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века. Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология». В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору. Предметные области и предметы В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно. Еще изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты: -формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений; -формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования; -определяют минимум содержания среднего общего образования; -систематизированы; -конкретизированы. Особенности требований к результатам: -деятельностная форма представления результатов по предметам по каждому году обучения (исключение – история); -формулировка результатов в соответствии с программными документами в области социально-экономического развития страны; -предъявление требований к результатам в соответствии с гарантируемым минимумом содержания; -учет отечественной и мировой практики оценки достижения планируемых результатов как показателя качества общего образования (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ); -усиление акцентов на результаты изучения на современном уровне явлений и процессов в современной России и мире в целом. |
Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Б)«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».
Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | ||||||
География, 5-6 класс | Атмосферное давление | Диалогическое общение учителя с детьми Основными методами и приемами на уроке были: использование ИКТ технологии, словесный, проблемно-поисковый , наглядный. Учитель организует: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; | Учащиеся учатся изучать окружающий мир, анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, классифицировать, выделять главное из текста или видеоматериала, формулировать цели познавательной деятельности, определять проблему, искать наиболее эффективные пути ее решения. Дети овладевают навыками аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, подводят итог деятельности, оценивают свой труд. | Коллективная, фронтальная, индивидуальная. Экспериментальная беседа, работа в парах, | Выражение своих мыслей. Учебное сотрудничество. Соблюдение норм речевого этикета Слушают и понимают учителя и товарищей, строят речевые высказывания в соответствии с задачей. Взаимодействие в процессе работы. | Фронтальная, групповая. Диалог, обмен мнениями | Планирование и самоконтроль. Прогнозирование, работа с учебником, планшетами как планирование своей деятельности ( быстрый поиск информации), сличение своего высказывания с высказываем другого ученика с целью согласия или дополнения сведений.0 | Фронтальная, групповая, индивидуальная. Диспут, решение задач, самоконтроль, оценивание. | Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход, задания направляют обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах. Знания не даются в готовом виде. |