Файл: Чувашская усадьба.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Чувашская усадьба.
    Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний двор (т. е. собственно двор) и задний — анкарти. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.
    Состоятельные крестьяне имели две избы, добротные двухэтажные амбары, целый комплекс помещений для хранения урожая, содержания скота. У зажиточных крестьян усадьба включала до 30 строений, у бедняков — лишь избу, сени, (заменявшие амбар), и хлев. Дворы огораживались дубовым забором или тыном.
    Во дворе под навесом лупасай хранился набор транспортных средств: телега (урапа), дроги (варам урапа), снопо-возка (карман) и сани (суна).
    Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи — тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой, свадебные кибитки (кёме) с обтянутым кожей полузакрытым кузовом.
    Распространенный тип избы — четырехстенник. В XIX в. у зажиточных чувашей появляются пятистенники, дома на каменных фундаментах. В ряде местнос-тей Среднего Поволжья и особенно При-уралья чуваши строили дома из самана, дерновых пластов, а также из камня. Крыши были в основном двускатными, у богатых встречались шатровые. Кровля делалась из коры, соломы, дранки, к концу XIX в. появляются крыши тесовые, железные и черепичные.
    Внешняя отделка и украшение домов в далеком прошлом почти не применялись. Только у зажиточных крестьян фризы домов украшались резьбой. Резьба (чаще солярный круг) накладывалась также на столбы ворот.

  • Самым древним занятием было плотничество, которое появлялось одновременно с жилищами. Плотники были в каждой деревне. Работали по 5-6 человек, которую обычно возглавлял наиболее опытный и искусный плотник. Хорошие плотники обычно занимались и столярным делом. Умения в области того или иного ремесла совершенствовались из поколения в поколение. Этому содействовало то, что отец обычно стремился все свои умения в излюбленном виде ремесла передать сыну. Пяти - шестилетний сын столяра был уже в состоянии подавать отцу инструменты без просьбы, соблюдая определенный порядок, усвоенный им раньше. Семи - восьмилетний сын столяра выполнял при отце подсобную работу. В последующем отец целенаправленно совершенствовал умения своего сына в столярном деле. Его основной задачей было осуществление цели -"Пусть превзойдет меня (в умениях, в мастерстве)". Об этом отец говорил малолетнему сыну, убеждая его в том, что совершенствования в любом ремесле можно добиться только долгим и упорным трудом с малолетства. Между прочим, до сих пор для чуваша-мастера высшим счастьем считался ученик, превзошедший своего учителя. Мужчина-наставник, подготовивший ученика, превосходящего его самого в знаниях и умениях, становился легендарной личностью. До сих пор среди чувашей сохранилась заповедь: "Воспитай себе ученика лучше себя, что бы было, у кого учиться. Это уже идеал совершенного человека. Учитель совершенного человека, - идеальный человек. Столярное ремесло имеет неограниченные возможности - это постоянно внушалось детям, перед ними раскрывались перспективы этого труда. Чувашские столяры производили не только прекрасную мебель, но были мастерами резьбы по дереву, некоторые с успехом выделывали модели птиц, животных, домов и других построек. Поговорка "Касна-лартна" ("точь-в-точь"), характеризующая предельное сходство, первоначально означала "Вырезано и выставлено", т.е. оценивала именно качество работы резчиков по дереву. Возможно, что в ней имелось в виду качество изготовления деревянных скульптур. Чувашские столяры выполняли и такую тонкую работу, как производство изящных скрипок, и особенно - гуслей.

    Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю утварь (чашки, ковши для пива, солонки, кадушки для хранения белья, деревянные емкости для продуктов и т. д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные постройки. Орнамент резьбы в основном был геометрическим и включал отдельные линии, которые составляли различного типа четырехугольники. Встречались розетки, концентрические круги. Tак называемые "русские" ворота, появившиеся у чувашей с конца ХIХ в., украшались рельефной резьбой, идущими из глубины веков болгарскими солярным кругом и "веревочкой". Распространены были у чувашей, в основном уже под влиянием русских, глухая барельефная резьба с растительным орнаментом, а также профильная резьба.

  • Жизнь среди лесов определила основной вид ремесел у чувашей. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево становилось предметом творчества. «От добрых рук ничего не уходит», - говорит пословица. Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки. Резьба по дереву использовалась чувашами для изготовления предметов быта, орудий труда, деталей жилища. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства.

    Образцы чувашской резьбы по дереву можно разделить на пять основных групп:

    ¾ мебель, столы, скамьи, стулья, полки, шкафы);

    ¾ домашняя утварь (ритуальная, праздничная и повседневная посуда);

    ¾ орудия труда и приспособления для хозяйства (ткацкие станки, прялки, хомуты, дуги);

    ¾ архитектурная резьба (наличники для окон, украшения для ворот, крыльца и. т.д.);

    ¾ резные деревянные памятники ЮПА.

  • Чувашская резьба по дереву не копировала природные формы (листья, птиц, цветы), а отражала древнее представление чуваш о Вселенной. По мнению предков, такой орнамент имел защитное значение. Массовые бытовые предметы не покрывались сплошной резьбой, ведь повседневная посуда и приспособления для хозяйства должны быть удобными для использования, чистки, мытья, хранения. Их художественная ценность заключается в красоте материала, форме. Например, большие ковши для варки пива АЛТАР, бытовые ковши КУРКА ведра и маслобойки украшались резьбой минимально. Лаконичные узоры выполнялись и на приспособлениях для женского труда: прялках, челноках, ткацких станках. Все эти предметы украшали магическими узорами-знаками.

  • В чувашской резьбе были распространены следующие элементы узора (орнамента):

    ¾ точка - простой узор, интересный при ритмичном повторении;
    ¾ линия - самостоятельный элемент, служил для разграничения участков узора;
    ¾ крест - простой узор из линий, символ Солнца и Вселенной;
    ¾ квадрат - фигура, ограничивающая поверхность, служит рамкой для узора;

  • ¾ ромб - вариант квадрата;
    ¾ круг, полукруг - фигуры, символизирующие Солнце;
    ¾ зигзаг - символ воды, бесконечности, движения;
    ¾ меандр - линия, изломанная под прямым углом;
    ¾ скобка – полукруглый элемент, получаемый с помощью стаместки;
    ¾ вязь или плетенка – непрерывная фигура с завитками, соединения округлых элементов.



  • Плетение из лыка и лозы.

    Во все времена наши предки охотно обувались в лапти— причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. До начала ХХ века крестьянская Россия носила лапти. Практиковалось и «подковыривание» (подшивание) лаптей кожей. Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко – в эту пору оно легко снималось с деревьев. Лыко драли, пока не распустились листья. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. На пару лаптей обдирали три молоденьких (4-6 лет) липки. А нужно было лаптей немало – и про свой обиход, и на продажу. За многие века устоялись приемы лапотного промысла. Лыко отмачивали в теплой воде, а потом, как правило, оставляли в запруде, чтобы легче снималась кора и получался луб. Плели лапти на колодке, пользуясь железным (или костяным) крючком – кочетыком: называли его еще свайкой или швайко. Им же сдирали кору с деревьев. Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла. О глубокой древности лаптей свидетельствует, между прочим, такой эпизод. Старообрядцы-«кержаки», жившие на Урале в XIX веке, лаптей не носили. Зато мёртвых хоронили исключительно в лаптях. Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, – то были пятерики; сплетенные в шесть строк – шестерики и в семь – семерики. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок— кожаных «поворозов» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи. Но лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. (ред.)



  • Вязание. Валяние из шерсти.
    Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами. В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наряду с вышивкой чуваши занимались узорным тканьем поясов, сурпанов, тесьмы, витьем шнуров. Вероятно, под влиянием башкирского и татарского населения среди чувашей Приуралья прочно утвердилась традиция узорного тканья занавесей (чаршав) и многоцветных шерстяных ковров (палас). Широкое распространение получило шитье бисером, монетами, раковинами-ужовками (хуртпусси), особенно при изготовлении головных уборов и украшений.

    Прежде чем приступить к прядению шерсти или валя­нию, её разбирают руками, расчесывают и бьют. Шерсть че­шут, чтобы разрыхлить и придать одно направление. Существует два способа чесания шерсти: расчесывание деревянным гребнем (турахуп) и битье лучком со струной – ручной шерстобойкой. Она состояла из простого деревянного лука – (укçу) с тетивой (хирлÿ), которую в старину делали из овечьей или собачьей кишки, позднее натягива­ли покупную металлическую струну. Разрыхленную руками шерсть взбивали тетивой. Тетиву оттягивали пальцем или специальным битком. При ее спуске грубые части шерсти отбрасывались в сторону, основная масса получалась рыхлой и чистой. Обработанную таким образом овечью шерсть в дальней­шем использовали для прядения из нее шерстяной пряжи для вышивок, изготовления сукна, вязаных, валяных и вой­лочных изделий. Для изготовления войлока (кĕççе) шерсть расстилали ровным слоем, обдавали кипятком, прикрывали холстом и мяли. Затем сворачивали и продолжали мять, пока не получался рыхлый войлок, который опускали в корыто, ошпаривали кипятком и толкли пестами. Готовый войлок рас­стилали, растягивали, разравнивали. В древности предки чувашей войлок использовали для покрытия юрты и других нужд. Чуваши изготовляли из войлока одежду (войлочную шляпу, стельки, чулки-вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (до­рожки для подстилки перед женихом на свадьбе, для покрытия нар во время праздников, подстилки для ночлега), предметы упряжи (потник хомута, седелки, верхового седла и др.). Из шерсти валяли валенки, шляпы, онучи, сукно (тăла). В чувашском быту широко применялись вязанные из шерсти варежки (алсиш), чулки (чăлха), носки (чăлхапуç), шапочки (пухча, калпак) и др.



  • Традиционная пища и напитки.

    Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Потребление мяса и животных жиров значительная часть крестьян рассматривала как признак близкого к роскоши состояния. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки - хура сакар.
    В повседневном питании чувашей чередование блюд отсутствовало. Первые блюда составляли суп с клецками (салма яшки, самах яшки), суп с крупой, щи, борщ из репы, с начала ХIХ в. - картофельный 1711. Весной варили зеленые щи из сныти, крапивы, борщевики (пултаран яшки).
    В качестве вторых блюд употреблялись каша (пата) из полбенной, ячневой, овсяной и изредка пшеничной крупы, толокно, кисель (нимер) из овсяной, гороховой и ржаной муки. С ХIХ в. видное место в рационе чувашей занимает картофель. Блюда запивали пахтой (уйран), кислым молоком (турах), а также эмульсией из конопляных семян. Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс.
    К праздничному столу чувашки готовили хапарту - пышный пшеничный хлеб, хуплу - круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, пўремеч - большие ватрушки с различной начинкой, йава - печеные без начинки шарики из пшеничной муки, хуран кукли - небольшие пирожки типа пельменей (их варили в котле).
    Пережитки скотоводческих традиций предков чувашей находят выражение в стойком культивировании традиции приготовления при забое скота мясной похлебки аш (какай) шўрпи, вареной колбасы тултармаш, особого рода колбасы шарттан (др. иран. ширдан) и творожного сыра чакат.
    В прошлом все праздники и обряды чуваши устраивали только с пивом сара (др. иран. шире). Одновременно пиво было и повседневным напитком. Изготавливалось оно из ячменного солода и хмеля. Состоятельные чуваши пили сим пыл (выдержанный медовый напиток) и карчама (медовую бражку).