ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Кафедра профилактической медицины и основ здоровья
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПИТАНИЯ
СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА
(учебное пособие для самостоятельной контрольной работы студента)
Санкт-Петербург
2012
Цаллагова Р.Б., Башмаков В.П., Дубкова Н.В «КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПИТАНИЯ СТУДЕНТА – СПОРТСМЕНА».: Учебное пособие для самостоятельной контрольной работы. СПб, изд. НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2012, - 83 с. предназначено для студентов педагогического, адаптивной физической культуры и тренерского факультетов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности».
ВВЕДЕНИЕ
Для современного спорта характерна высокая степень физического и нервно-психического напряжения, значительные по объему и интенсивности тренировочные и соревновательные нагрузки, что и определяет повышенную потребность в основных пищевых веществах и энергии.
УМК по дисциплине «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» предполагает самостоятельную работу студентов по ознакомлению с основной и дополнительной литературой, освоением основных гигиенических методов, необходимых в будущей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является количественный и качественный анализ адекватности фактического питания студента-спортсмена.
Общую информацию о правилах проведения анализа, методике расчёта суточных энерготрат, составлении меню-раскладки пищевого рациона, сведений о составе и калорийности пищевых продуктов, режиме питания, студент получает на 2-х практических занятиях (4 часа).
Далее он проводит самостоятельный анализ собственных фактических энерготрат и привычного суточного рациона.
В организацинно-методическом аспекте питание спортсменов может осуществляться по организованной и неорганизованной схемам.
Питание по организованной схеме предполагает широкое участие в этом процессе лиц, обремененных ответственностью за здоровье спортсменов (тренеры, врачи, менеджеры и т.д.).
Роль тренера и других руководящих работников ФК и спорта в организации питания спортсменов является определяющей.
При этом достаточно жестко регламентируется и контролируется соблюдение условий режима, обеспечивающего возможность успешного выполнения и других требований к профессиональной деятельности спортсменов.
При неорганизованной схеме питания спортсмен сам, в соответствии со своими опытом, возможностями и представлениями о рациональном питании, организует его непосредственно, на месте, где он живет или где протекает его спортивная и профессиональная деятельность.
При сопоставлении упомянутых схем предпочтение, как правило, отдается первой, т.е. режиму организованного питания, как наиболее удобного для использования как в спортивных коллективах, так и при организации питания отдельного спортсмена.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПИТАНИЯ.
Цель самостоятельной контрольной работы
Ознакомиться с понятиями количественной и качественной адекватности питания на примере анализа собственных энерготрат, своего фактического питания (студента-спортсмена) и получить возможность использования полученных знаний при практическом формировании рационального питания спортсменов различных специализаций в своей последующей профессиональной деятельности.
Основные задачи контрольной работы
-
Ознакомиться с теоретическими положениями проблемы количественной и качественной адекватности питания. -
Изучить основные методические приемы, используемые при определении суточных энерготрат спортсмена. -
Рассчитать собственную величину основного обмена при помощи соответствующих формул. -
Рассчитать собственный уровень суточных энерготрат хронометражно-табличным методом. -
Рассчитать индивидуальную потребность в пищевых веществах и сравнить её с нормативной и индивидуальной потребностью в них и энергии. -
Составить меню-раскладку своего фактического рациона питания. -
Сравнить количественный и качественный состав собственного фактического питания с индивидуальной и нормативной потребностью в энергии и пищевых веществах спортсменов различных специализаций. -
Оценить режим питания и его связь с учебно-тренировочными занятиями. -
Оценить продуктовый набор фактического рациона питания и способы кулинарной обработки пищевых продуктов. -
По результатам полученных данных сформулировать выводы и рекомендации по обеспечению соответствия собственных энерготрат студента-спортсмена и энергоемкости, количественного и качественного состава фактического рациона питания. -
Разработать схему рациональной организации питания студента-спортсмена, ориентируясь на положения, изложенные в теоретической части работы. -
Осуществить оформление и защиту контрольной работы.
Теоретические положения
Физиологическая потребность в энергии и пищевых веществах – это необходимая совокупность алиментарных факторов для поддержания динамического равновесия между человеком, как сформировавшимся в процессе эволюции биологическим видом, и окружающей средой, и направленная на обеспечение жизнедеятельности, сохранения и воспроизводства вида и поддержания адаптационного потенциала.
Энергетическая потребность – потребление энергии, которое считается достаточным для удовлетворения энергетических нужд «среднего» здорового человека определенной группы населения, однородной по полу и возрасту.
«Средний» мужчина и «средняя» женщина – гипотетические лица определенного возраста с определенными параметрами тела и физической активностью, на антропометрических данных которых строится расчет энергетических нужд больших групп населения с помощью соответствующих поправок на реальные величины массы тела, характер активности и возрастную структуру.
Эксперты ВОЗ/ФАО (1974) считают, то «средний» мужчина – представляет собой мужчину в возрасте от 20 до 39 лет, с массой тела 65 кг. Он здоров, т.е. не страдает от болезней и физически активен. Каждый рабочий день он занят 8 часов по своей профессии, предполагающей умеренную физическую активность. Кроме того, 8 часов в сутки он спит, 4 – 6 часов – сидит или двигается лишь с незначительными затратами энергии и 2 часа гуляет, занимается спортом или домашним хозяйством.
«Средняя» женщина, по определению экспертов ВОЗ/ФАО, в возрасте 20 – 39 лет, здоровая и весит 55 кг. Она может быть занята 8 часов в сутки обычной домашней работой, легким производительным трудом или другой умеренной физической активностью. Кроме т ого, она 8 часов спит, 4 – 6 часов проводит сидя или выполняет легкую работу и 2 часа гуляет, занимается спортом, домашними делами.
По российским нормам средний мужчина имеет массу тела 70 кг, а средняя женщина – 60 кг.
«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах» - усредненная величина необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ, обеспечивающая оптимальную реализацию физиолого-биохимических процессов, закрепленных в генотипе человека.
«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» (далее «Нормы») являются государственным нормативным документом, определяющим величины физиологически обоснованных современной наукой о питании норм потребления незаменимых (эссенциальных) пищевых веществ и источников энергии, адекватные уровни потребления микронутриентов и биологически активных веществ с установленным физиологическим действием.
«Нормы» базируются на основных положениях Концепции оптимального питания:
- энергетическая ценность рациона человека должна соответствовать энерготратам организма;
- величины потребления основных пищевых веществ – белков, жиров и углеводов - должны находиться в пределах физиологически необходимых соотношений между ними.
В рационе предусматриваются физиологически необходимые количества животных белков – источников незаменимых аминокислот, физиологические пропорции ненасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, оптимальное количество витаминов;
- содержание макроэлементов и эссенциальных микроэлементов должно соответствовать физиологическим потребностям человека;
- содержание минорных и биологически активных веществ в пище должно соответствовать их адекватным уровням потребления.
Рациональное (от лат. rationalis - разумное) питание предполагает питание, которое обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и поддерживает жизненные проявления его (рост, развитие, деятельность различных органов и систем) на высоком уровне при разнообразных условиях труда и быта.
Питание должно быть сбалансировано по химическому составу в отношении основных питательных веществ – белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
Это соотношение основных питательных веществ получило название принципа сбалансированности питания первого порядка.
Важным является и соотношение незаменимых эссенциальных веществ.
Для белков это соотношение незаменимых аминокислот, для жиров – сбалансированное соотношение жирных кислот (предельных и непредельных), для углеводов – это соотношение простых и сложных углеводов, для витаминов – соотношение различных форм провитаминов и собственно витаминов, оптимальное соотношение макро– и микроэлементов. Общее количество незаменимых компонентов пищи в сбалансированном питании составляет 50.
Это положение получило название в теории рационального и сбалансированного питания принципа сбалансированности питания второго порядка.
Третьим положением теории рационального питания является представление о рациональном режиме питания, определяемом количеством приемов пищи, интервалами между ними, приемом пищи в строго определенное время и правильным распределением пищи по отдельным ее приемам.
Четвертое положение в теории рационального питания определяется усвояемостью или перевариваемостью рационов, т. е. питание должно по способу кулинарной обработки, по пищевому набору продуктов соответствовать переваривающей способности желудочно-кишечного тракта в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, состояния ферментных систем желудочно-кишечного тракта на всех этапах переваривания пищи: полостного, пристеночного и внутриклеточного.
Питание должно быть сбалансировано по усвояемости и перевариваемости.
Общие физиолого-гигиенические требования к организации рационального питания человека, независимо от его возраста, пола, состояния здоровья и рода занятий заключаются в следующем:
- к пищевому рациону - энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость и удобоваримость, органолептические свойства и разнообразие, насыщаемость, структура блюд и сочетание пищевых продуктов, санитарно-эпидемическая безупречность;
- к режиму питания - часы и продолжительность приёма пищи, кратность и интервалы между ними, очередность приёма блюд, распределение рациона по приемам пищи (энергетическая ценность, состав, объём, масса);
- к условиям для приёма пищи - интерьер столовой комнаты, сервировка стола, микроклиматический комфорт и др.
При оценке состояния питания в конкретных условиях труда и быта изучаются, с одной стороны, показатели, характеризующие питание как фактор окружающей среды (энергетическая ценность и химический состав рациона, режим питания и т.д.), а с другой - показатели пищевого статуса, характеризующие состояние здоровья обследуемого.
Практические мероприятия по совершенствованию структуры питания как в организованном коллективе, так и индивидуальных лиц начинают с обоснования энергетической ценности и нутриентного состава на основе физиологической потребности в энергии и отдельных пищевых веществах в конкретных условиях труда и быта.
Потребность в энергии определяют по величине суточных затрат энергии.
Хронометражно-табличный метод является простым и быстрым методом ориентировочного определения величин энергетических затрат человека.
При пользовании этим методом сначала проводится хронометраж суточного бюджета времени и составляется