Файл: Студентаспортсмена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

Кафедра профилактической медицины и основ здоровья

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПИТАНИЯ

СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА

(учебное пособие для самостоятельной контрольной работы студента)

Санкт-Петербург

2012

Цаллагова Р.Б., Башмаков В.П., Дубкова Н.В «КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПИТАНИЯ СТУДЕНТА – СПОРТСМЕНА».: Учебное пособие для самостоятельной контрольной работы. СПб, изд. НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2012, - 83 с. предназначено для студентов педагогического, адаптивной физической культуры и тренерского факультетов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности».

ВВЕДЕНИЕ

Для современного спорта характерна высокая степень физического и нервно-психического напряжения, значительные по объему и интенсивности тренировочные и соревновательные нагрузки, что и определяет повышенную потребность в основных пищевых веществах и энергии.

УМК по дисциплине «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» предполагает самостоятельную работу студентов по ознакомлению с основной и дополнительной литературой, освоением основных гигиенических методов, необходимых в будущей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является количественный и качественный анализ адекватности фактического питания студента-спортсмена.

Общую информацию о правилах проведения анализа, методике расчёта суточных энерготрат, составлении меню-раскладки пищевого рациона, сведений о составе и калорийности пищевых продуктов, режиме питания, студент получает на 2-х практических занятиях (4 часа).

Далее он проводит самостоятельный анализ собственных фактических энерготрат и привычного суточного рациона.

В организацинно-методическом аспекте питание спортсменов может осуществляться по организованной и неорганизованной схемам.

Питание по организованной схеме предполагает широкое участие в этом процессе лиц, обремененных ответственностью за здоровье спортсменов (тренеры, врачи, менеджеры и т.д.).


Роль тренера и других руководящих работников ФК и спорта в организации питания спортсменов является определяющей.

При этом достаточно жестко регламентируется и контролируется соблюдение условий режима, обеспечивающего возможность успешного выполнения и других требований к профессиональной деятельности спортсменов.

При неорганизованной схеме питания спортсмен сам, в соответствии со своими опытом, возможностями и представлениями о рациональном питании, организует его непосредственно, на месте, где он живет или где протекает его спортивная и профессиональная деятельность.

При сопоставлении упомянутых схем предпочтение, как правило, отдается первой, т.е. режиму организованного питания, как наиболее удобного для использования как в спортивных коллективах, так и при организации питания отдельного спортсмена.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПИТАНИЯ.

Цель самостоятельной контрольной работы

Ознакомиться с понятиями количественной и качественной адекватности питания на примере анализа собственных энерготрат, своего фактического питания (студента-спортсмена) и получить возможность использования полученных знаний при практическом формировании рационального питания спортсменов различных специализаций в своей последующей профессиональной деятельности.

Основные задачи контрольной работы

  1. Ознакомиться с теоретическими положениями проблемы количественной и качественной адекватности питания.

  2. Изучить основные методические приемы, используемые при определении суточных энерготрат спортсмена.

  3. Рассчитать собственную величину основного обмена при помощи соответствующих формул.

  4. Рассчитать собственный уровень суточных энерготрат хронометражно-табличным методом.

  5. Рассчитать индивидуальную потребность в пищевых веществах и сравнить её с нормативной и индивидуальной потребностью в них и энергии.

  6. Составить меню-раскладку своего фактического рациона питания.

  7. Сравнить количественный и качественный состав собственного фактического питания с индивидуальной и нормативной потребностью в энергии и пищевых веществах спортсменов различных специализаций.

  8. Оценить режим питания и его связь с учебно-тренировочными занятиями.

  9. Оценить продуктовый набор фактического рациона питания и способы кулинарной обработки пищевых продуктов.

  10. По результатам полученных данных сформулировать выводы и рекомендации по обеспечению соответствия собственных энерготрат студента-спортсмена и энергоемкости, количественного и качественного состава фактического рациона питания.

  11. Разработать схему рациональной организации питания студента-спортсмена, ориентируясь на положения, изложенные в теоретической части работы.

  12. Осуществить оформление и защиту контрольной работы.



Теоретические положения

Физиологическая потребность в энергии и пищевых веществах – это необходимая совокупность алиментарных факторов для поддержания динамического равновесия между человеком, как сформировавшимся в процессе эволюции биологическим видом, и окружающей средой, и направленная на обеспечение жизнедеятельности, сохранения и воспроизводства вида и поддержания адаптационного потенциала.

Энергетическая потребность – потребление энергии, которое считается достаточным для удовлетворения энергетических нужд «среднего» здорового человека определенной группы населения, однородной по полу и возрасту.

«Средний» мужчина и «средняя» женщина – гипотетические лица определенного возраста с определенными параметрами тела и физической активностью, на антропометрических данных которых строится расчет энергетических нужд больших групп населения с помощью соответствующих поправок на реальные величины массы тела, характер активности и возрастную структуру.

Эксперты ВОЗ/ФАО (1974) считают, то «средний» мужчина – представляет собой мужчину в возрасте от 20 до 39 лет, с массой тела 65 кг. Он здоров, т.е. не страдает от болезней и физически активен. Каждый рабочий день он занят 8 часов по своей профессии, предполагающей умеренную физическую активность. Кроме того, 8 часов в сутки он спит, 4 – 6 часов – сидит или двигается лишь с незначительными затратами энергии и 2 часа гуляет, занимается спортом или домашним хозяйством.

«Средняя» женщина, по определению экспертов ВОЗ/ФАО, в возрасте 20 – 39 лет, здоровая и весит 55 кг. Она может быть занята 8 часов в сутки обычной домашней работой, легким производительным трудом или другой умеренной физической активностью. Кроме т ого, она 8 часов спит, 4 – 6 часов проводит сидя или выполняет легкую работу и 2 часа гуляет, занимается спортом, домашними делами.

По российским нормам средний мужчина имеет массу тела 70 кг, а средняя женщина – 60 кг.

«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах» - усредненная величина необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ, обеспечивающая оптимальную реализацию физиолого-биохимических процессов, закрепленных в генотипе человека.

«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» (далее «Нормы») являются государственным нормативным документом, определяющим величины физиологически обоснованных современной наукой о питании норм потребления незаменимых (эссенциальных) пищевых веществ и источников энергии, адекватные уровни потребления микронутриентов и биологически активных веществ с установленным физиологическим действием.


«Нормы» базируются на основных положениях Концепции оптимального питания:

- энергетическая ценность рациона человека должна соответствовать энерготратам организма;

- величины потребления основных пищевых веществ – белков, жиров и углеводов - должны находиться в пределах физиологически необходимых соотношений между ними.

В рационе предусматриваются физиологически необходимые количества животных белков – источников незаменимых аминокислот, физиологические пропорции ненасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, оптимальное количество витаминов;

- содержание макроэлементов и эссенциальных микроэлементов должно соответствовать физиологическим потребностям человека;

- содержание минорных и биологически активных веществ в пище должно соответствовать их адекватным уровням потребления.

Рациональное (от лат. rationalis - разумное) питание предполагает питание, которое обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и поддерживает жизненные проявления его (рост, развитие, деятельность различных органов и систем) на высоком уровне при разнообразных условиях труда и быта.

Питание должно быть сбалансировано по химическому составу в отношении основных питательных веществ – белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

Это соотношение основных питательных веществ получило название принципа сбалансированности питания первого порядка.

Важным является и соотношение незаменимых эссенциальных веществ.

Для белков это соотношение незаменимых аминокислот, для жиров – сбалансированное соотношение жирных кислот (предельных и непредельных), для углеводов – это соотношение простых и сложных углеводов, для витаминов – соотношение различных форм провитаминов и собственно витаминов, оптимальное соотношение макро– и микроэлементов. Общее количество незаменимых компонентов пищи в сбалансированном питании составляет 50.

Это положение получило название в теории рационального и сбалансированного питания принципа сбалансированности питания второго порядка.

Третьим положением теории рационального питания является представление о рациональном режиме питания, определяемом количеством приемов пищи, интервалами между ними, приемом пищи в строго определенное время и правильным распределением пищи по отдельным ее приемам.


Четвертое положение в теории рационального питания определяется усвояемостью или перевариваемостью рационов, т. е. питание должно по способу кулинарной обработки, по пищевому набору продуктов соответствовать переваривающей способности желудочно-кишечного тракта в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, состояния ферментных систем желудочно-кишечного тракта на всех этапах переваривания пищи: полостного, пристеночного и внутриклеточного.

Питание должно быть сбалансировано по усвояемости и перевариваемости.

Общие физиолого-гигиенические требования к организации рационального питания человека, независимо от его возраста, пола, состояния здоровья и рода занятий заключаются в следующем:

- к пищевому рациону - энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость и удобоваримость, органолептические свойства и разнообразие, насыщаемость, структура блюд и сочетание пищевых продуктов, санитарно-эпидемическая безупречность;

- к режиму питания - часы и продолжительность приёма пищи, кратность и интервалы между ними, очередность приёма блюд, распределение рациона по приемам пищи (энергетическая ценность, состав, объём, масса);

- к условиям для приёма пищи - интерьер столовой комнаты, сервировка стола, микроклиматический комфорт и др.

При оценке состояния питания в конкретных условиях труда и быта изучаются, с одной стороны, показатели, характеризующие питание как фактор окружающей среды (энергетическая ценность и химический состав рациона, режим питания и т.д.), а с другой - показатели пищевого статуса, характеризующие состояние здоровья обследуемого.

Практические мероприятия по совершенствованию структуры питания как в организованном коллективе, так и индивидуальных лиц начинают с обоснования энергетической ценности и нутриентного состава на основе физиологической потребности в энергии и отдельных пищевых веществах в конкретных условиях труда и быта.

Потребность в энергии определяют по величине суточных затрат энергии.

Хронометражно-табличный метод является простым и быстрым методом ориентировочного определения величин энергетических затрат человека.

При пользовании этим методом сначала проводится хронометраж суточного бюджета времени и составляется