Файл: Методические рекомендации по организации работы с кейсами по дисциплине общеобразовательного цикла экономика.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Структура кейса и принципы его построения
При составлении кейсов нужно придерживаться следующих основных этапов создания кейсов:
-
Формирование целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач. Не все темы учебной программы можно строить в технологии кейсов. Важно понимать, что должна быть жизненная конкретная ситуация, которую студенту нужно решить. На данном этапе педагогу так же важно определить, сколько учебных часов будет посвящено решению данного кейса. -
Определение проблемной ситуации. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.) -
Построение содержания кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Преподавателю необходимо четко понимать, что должно быть в кейсе, а без чего можно обойтись. -
Сбор информации относительно тезисов содержания кейса. -
Написание текста кейса. Содержание текста и объема кейса должно быть ориентировано на возрастные особенности обучающихся. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Если студенты еще только знакомятся с принципами работы с кейсами, то и сами кейсы должны быть небольшие по объему, понятны каждому обучающемуся. Затем тексты могут быть несколько расширены. Может даваться «запутанная» информация. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для студентов[5].
Студенты сами должны выбрать те данные, которые им необходимы для решения проблемы. В связи с развитием компьютерных технологий, содержание текста может даваться в виде ссылок на информационные ресурсы Интернет.
Величина кейса прямо зависит от его назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц, может быть рассчитан на то, что он займет 1 урок. Кейс средних размеров занимает обычно 2 часа, а объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в течение нескольких практических занятий.
К кейсам предъявляются определенные требования:
-
Кейс должен:
-
быть написан интересно, простым и доходчивым языком; -
показывать как положительные примеры, так и отрицательные; -
содержать необходимое и достаточное количество информации; -
быть актуальным на сегодняшний день.
Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
-
При составлении кейсов нужно учитывать следующие требования к формату и структуре кейса:
– Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.
– Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий.
– Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов.
-
Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий[6].
2.МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЕЙСОМ
Метод анализа конкретной ситуации дает возможность действовать, не боясь негативных последствий, возможных в реальной серьезной ситуации. Студенты учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.
Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.
Возможны следующие альтернативные варианты:
1.Обучаемые изучают материала кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
2.Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
3.Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике либо в конце занятия для закрепления материала.
Кейс может применяться как для групповой, так и для индивидуальной работы. Преподаватель действует в первую очередь как модератор. Он указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо[2].
Использование групповой работы при анализе кейса усиливает субъектно-значимое взаимодействие студентов, способствует формированию их мышления, развитию речи и интеллекта, повышает их положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности, что обеспечивает эффективное развитие инициативности. В процессе групповой деятельности работают психологические механизмы совместных действий, которые составляют основу для развития каждого структурного компонента инициативности: мотивационного, интеллектуального и эмоционально-волевого.
Развитие мотивационного компонента определяется межличностными отношениями, которые развиваются на основе сотрудничества и способствуют становлению ответственного отношения к учебной деятельности, связывающей участников учебного процесса.
Развитие интеллектуального компонента основывается на межличностной стимуляции во время совместной мыслительной деятельности. Умственная деятельность каждого индивида, принимающего участие в групповой работе, развивается:
– ускоряются ассоциативные процессы;
– обостряется перцептивная восприимчивость;
– расширяется круг интересов;
– обобщаются и систематизируются представления;
– мышление становится более четким, значительно улучшается способность выражать мысли;
– повышается критичность и логичность мышления, поскольку обстановка групповой деятельности создает условия для выдвижения гипотез и проверки их истинности;
– сотрудничество стимулирует аналитическую и синтетическую деятельность мышления.
Развитие эмоционально-волевого компонента инициативности определяется способом включения личности в общественную деятельность, что предопределяет механизм регуляции деятельности. Студент управляет своей волей и в системе межличностных отношений, и в отношении учебной деятельности, проявляя волевую инициативность.
Многочисленными исследованиями психологов было доказано, что оптимальный состав группы – 3-5 человек. Очень маленькая группа (2-3 человека), часто неплохо решая дидактические задачи, имеет слабые возможности для социализации обучающихся. Слишком большая группа (более 8 человек) плохо поддается управлению и в процессе работы нередко распадается на подгруппы. Естественно, в зависимости от характера задания состав групп может меняться[2].
Группа из 3-5 обучающихся оптимальна для реальных условий обучения, она может заниматься за двумя сдвинутыми или рядом стоящими столами.
Распределение функциональных ролей в группе может быть следующим:
– ведущий (организатор)организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;
– аналитикзадает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
– протоколистфиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед группой, чтобы представить мнение, позицию своей команды;
– наблюдательоценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных преподавателем критериев.
Интерактивная методика требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за: участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающихся; за подготовленные письменные работы.
На уроках экономики эта проблема решается следующим образом. В процессе работы над кейсом, ребята могут разделять свои обязанности в решении проблемы. Одни обучающиеся отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы (презентации, буклеты и прочие продуты деятельности). Педагог, в ходе работы студентов над кейсами, ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности.
Нами были разработаны критерии оценивания на занятии, которые представлены в таблице.
Критерии | Индикативные показатели | Баллы | оценка |
Презентация работы | Грамотная речь | 1 балл – недостаточно просматривается
просматривается частично
реализуется полностью | 30 баллов 28 – оценка 5 27-26 баллов – оценка 4 25-22 баллов – оценка 3 21 балл – оценка 5 |
Емкость, лаконичность, полное раскрытие темы, решение проблемы | |||
Качество ответов на дополнительные вопросы | |||
Доказательная база | |||
Оценка приложений (презентации, рисунки, буклеты и пр.) | Качественность выполнения работы (соответствие работы основным особенностям изучаемой проблемы, соответствие с темой) | ||
Полное отражение в приложении изучаемой проблемы | |||
Оформление работы не должно мешать восприятию проблемы | |||
Работа в группе | Существенные дополнения к выступлению | ||
Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания | |||
Участие в обсуждении проблемы |
За каждую работу над кейсом каждый студент может получить хорошую оценку. Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из обучающихся той же группы. В этом случае стимул к работе у студентов проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать их труд будет не педагог, а одногруппники.
Анализ кейса, данный обучающимся при письменной работе, считается удовлетворительным, если:
– было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;
– были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;
– решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.
Планируя работу с кейсом целесообразно четко определить этапы учебного процесса. В обобщенном алгоритме работы с кейсом выделяются 6 ступеней (рис.2), содержание, задачи и временные рамки которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей и возможностей учебного процесса.
| VI ступень - Сравнительный анализ - анализ стратегий поиска решений - сравнение с фактически принятым решением - разработка плана мероприятий | ||||
| V ступень - Презентация решения - представление решения - аргументация выбора | ||||
| IV ступень - Принятие решения - оценка вариантов решения проблемы - выбор оптимального решения | ||||
| III ступень - Рассмотрение альтернатив - разработка различных решений - изучение альтернативных вариантов | ||||
| II ступень - Сбор информации - описание всех существенных лиц - сопоставление важных аспектов проблемы - поиск и оценивание информации | ||||
I ступень - Введение в проблему - краткое описание ситуации - изложение сути проблемы в одно предложение |