Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Томский техникум водного транспорта и судоходства»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Информатика
на тему: «Судовые спасательные средства»
Выполнил студент группы №511-2
Стягайло А.В.
Проверил преподаватель:
Глебов В.В.
Томск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
-
Основные определения. -
Индивидуальные спас средства.-
Спасательные круги. -
Спасательные жилеты. -
Спасательные лини. -
Гидрокостюмы и теплозащитные средства . -
Спасательные сети и тралы.
-
-
Коллективные спасательные средства.-
Спасательные шлюпки . -
Открытые и частично закрытые пластмассовые спасательные шлюпки.
-
-
Полностью закрытые спасательные шлюпки. -
Огнезащитные спасательные шлюпки. -
Дежурные спасательные шлюпки. -
Шлюпки свободного падения. -
Спасательные плоты. -
Спусковые устройства. -
Посадочные устройства. -
Морские эвакуационные системы. -
Посадочные штормтрапы.
-
Список сайтов, используемых при подготовке реферата.
-
-
Основные определения
Защитный костюм - костюм, предназначенный для использования членами экипажа расписанных по дежурным шлюпкам или морским эвакуационным системам.
Гидрокостюм - защитный костюм, уменьшающий потерю тепла телом человека в холодной воде.
Теплозащитное средство - мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью.
Спасательная шлюпка (СШ) или спасательный плот (СП) - шлюпка или плот способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.
Дежурная шлюпка (ДШ) - шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде.
Посадочный штормтрап - штормтрап, предусмотренный в местах посадки в спасательные шлюпки и на спасательные плоты с целью безопасного в них доступа после спуска на воду.
Спуск методом свободного всплытия
- такой метод спуска спасательной шлюпки или спасательного плота, при котором они автоматически разобщаются с тонущим судном и находятся в готовности к использованию
Спуск методом свободного падения - такой метод спуска спасательной шлюпки, при котором она с комплектом людей и снабжения на борту разобщается с судном и сбрасывается на воду без каких-либо удерживающих её приспособлений.
Надувное средство - средство, плавучесть которого обеспечена нежёсткими, заполняемыми газом камерами и которое обычно хранится надутым к моменту подготовки его к использованию.
Морская эвакуационная система (МЭС) - средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы на спасательные шлюпки и плоты, находящиеся на воде.
-
Индивидуальные спасательные средства-
Спасательные круги.
-
В зависимости от назначения и длины суда снабжаются спасательными кругами в количестве от 2 до 30 шт. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА. Количество спасательных кругов зависит от длины судна, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, на грузовых -от 8 до 14 штук.
-
Спасательные жилеты
Число спасательных жилетов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты, а также в местах удаленных от расположения спасательных шлюпок и плотов должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть своего места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5% больше общего числа людей на судне. Кроме того, в спасательное снабжение судна дополнительно входят детские жилеты — 10% числа пассажиров. Детские жилеты имеют меньший размер и надпись "Для детей". Спасательный жилет должен быть снабжен свистком, огнем с источником энергии, рассчитанным на 8 часов непрерывной работы. Независимо от конструкции, спасательные жилеты должны удовлетворять основным требованиям:
-
Спасательные лини - это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна или попадания в воду. Они обеспечивают всплытие на поверхность человека, оказавшегося в воде, без приложения с его стороны физических усилий, тем самым спасая ему жизнь. -
Гидрокостюмы и теплозащитные средства.
Основным недостатком спасательных жилетов является полное отсутствие теплозащиты, поэтому время выживания терпящих бедствие, одетых в спасательные жилеты полностью зависит от температуры морской воды и в зимнее время измеряется минутами. В последние годы на судах в качестве спасательного снабжения стали применять гидротермокостюмы и теплозащитные средства.
В соответствии с требованиями гидротермокостюмы предусматривают только для каждого человека, расписанного на дежурную шлюпку или морскую эвакуационную систему, но в данное время наблюдается тенденция снабжения гидротермокостюмами всего экипажа судна.
-
Спасательные сети и тралы:
При помощи традиционных спасательных средств довольно сложно оказать помощь человеку, терпящему бедствие в море. Требуются маневры судна и спуск на воду спасательной шлюпки, на что затрачивается немало времени. Операции по тревоге "Человек за бортом" особенно усложняются в штормовых условиях и при низких температурах морской воды, когда время выживания человека в море крайне ограничено.
-
Коллективные спасательные средства.-
Спасательные шлюпки - это основное активное спасательное средство коллективного пользования. Они предназначены для спасения экипажа и пассажиров при гибели судна. -
Спасательные шлюпки открытого и частично закрытого типа должны иметь надежные складывающиеся закрытия (тенты), легко устанавливаемые 2 человеками за время не более 2 мин. (рис. 67.). Среди пластмасс, применяемых для изготовления корпусов спасательных шлюпок, наибольшее распространение получил стеклопластик, состоящий из стекловолокна, пропитанного полиэфирной смолой. При такой комбинации появляется возможность формовать конструктивные элементы шлюпки без давления с полимеризацией при комнатной температуре. -
Полностью закрытые спасательные шлюпки имеют определенные преимущества перед открытыми и частично открытыми спасательными шлюпками. Однако в случае их опрокидывания спасающиеся попадают в совершенно безнадежное положение. Поэтому сегодня все современные суда оборудуются закрытыми самовосстанавливающимися спасательными шлюпками (рис.68). К жесткому закрытию — отличительному конструктивному элементу этих шлюпок — предъявляется ряд достаточно сложных и противоречивых требований. -
Аварии танкеров, газовозов, некоторых типов судов для перевозки химических продуктов связаны с возможностью возникновения на поверхности воды зоны горящих грузов. Естественно, что обычные шлюпки в такой ситуации оказываются непригодными, и суда названных категорий должны быть обеспечены специальными шлюпками, способными предохранить спасающихся от действия высокой температуры и задымленности. В техническом отношении — это достаточно сложная задача, если учесть, что температура при горении нефти превышает 1000° С, и время пребывания в зоне огня может достигать до 10 мин. -
Это новый тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море). Длительное время в качестве дежурных спасательных шлюпок использовали штатные спасательные шлюпки, одну из которых спускали на воду по тревоге "Человек за бортом". Операция по спуску штатных бортовых шлюпок требует определенного времени, а в штормовых условиях сильно затруднена. -
В последние годы все большее применение на флоте получают спасательные шлюпки, спускаемые методом свободного падения. Они обычно, имеют длину от 7,5 м до 16 м. Вмещают до 50 и более человек, и почти вертикально «ныряют» с кормы судна с высоты до 30 м со скоростью 60-70 миль/час или 35 м/с. По неполным данным, на судах мирового флота сейчас используется более 3500 таких шлюпок. Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают значительные перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки. Перед сходом шлюпки с рампы-эллинга (которая установлена под углом 35°), все находящиеся в шлюпке люди должны надежно закрепить себя ремнями безопасности с быстросмыкающейся пряжкой и специальным фиксатором головы. Большое значение для безопасного восприятия динамических нагрузок имеет правильное положение тела в кресле, что должно отрабатываться на тренировках — во время учебных шлюпочных тревог -
.Спасательный плот — это коллективное спасательное средство, способное обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. -
Спусковое устройство или приспособление — это средство для безопасного перемещения спасательной шлюпки, спасательного плота или дежурной шлюпки с места их установки на воду -
Посадочное устройство (ПУ) - это средство, устанавливаемое в местах посадки в спасательную шлюпку и на спасательный плот с целью безопасного доступа после спуска их на воду.
-
Посадочные устройства устанавливаются у каждого места спуска спасательной шлюпки или спасательного плота или у каждых двух рядом расположенных мест спуска. Их длина должна обеспечивать безопасную посадку в спасательные средства с палубы при наименьшей эксплуатационной осадке и крене судна не менее 15° на любой борт
-
В последнее время для эвакуации людей с аварийных судов и посадки непосредственно в спасательный плот, минуя воду, устанавливаются морские эвакуационные системы (МЭС).
В соответствии с требованиями конвенции СОЛАС-74, МЭС должна быть такой, чтобы:
-
могла устанавливаться одним человеком; -
позволяла количеству людей, на которое она спроектирована, эвакуироваться в надувные спасательные плоты за 30 мин с пассажирского и за 10 мин с грузового судна с момента подачи сигнала об оставлении судна; -
спасательные плоты могли надежно крепиться к платформе МЭС и разобщаться с ней одним человеком, как из плота, так и с платформы; -
могла быть задействована с судна при неблагоприятных условии дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт; -
в случае оборудования ее наклонным скатом, наклон последнего к горизонту должен составлять: в пределах от 30 до 35°, когда судно находится на ровном киле при наименьшей эксплуатационной осадке и максимум 55° для пассажирского судна в конечной стадии его затопления; -
обеспечивалась удовлетворительная эвакуации в море при силе ветра 6 баллов по шкале Бофорта; -
оставалась, насколько это практически возможно, эффективной в условиях обледенения; -её конструкция должна требовать минимального текущего технического обслуживания. Любая часть системы, требующая регулярного технического обслуживания со стороны экипажа судна, должна быть легкодоступной, а ее обслуживание — легко выполнимым.
В состав МЭС, как правило, входят: направляющее устройство; плавучая платформа; надувные спасательные плоты; контейнер для хранения МЭС.
Направляющее устройство МЭС обеспечивает безопасный спуск людей, одетых в спасательные жилеты, на плавучую платформу, в спасательную шлюпку или спасательный плот. Если МЭС обеспечивает непосредственный доступ в коллективное спасательное средство, оно должно снабжаться быстроразобщающимся устройством.
-
Балясины штормтрапа изготавливаются из древесины твердых пород либо из другого подходящего материала, обладающего равноценными свойствами. Они гладко обрабатываются и не должны иметь каких-либо неровностей и сучков, а также острых кромок и сколов. Для обеспечения нескользящей поверхности на балясинах делаются продольные канавки либо они покрываются нескользящим покрытием. Балясины имеют длину не менее 480 мм, ширину не менее 115 мм и толщину не менее 25 мм без учета нескользящей поверхности или покрытия. Они располагаются на равном расстоянии друг от друга, которое должно быть не менее 300 им и не более 380 мм, и закрепляются так, чтобы сохранять горизонтальное положение.
Тетивы штормтрапа изготавливаются из двух манильских тросов без покрытия, окружностью не менее 65 мм. Каждый трос должен быть цельным, без каких-либо соединений ниже верхней балясины. Могут быть использованы другие материалы, при условии что их размеры, разрывное усилие, стойкость к воздействию окружающей среды, эластичность и удобство для захвата руками равноценны размерам и соответствующим качествам манильского троса. Все концы тросов должны быть заделаны с целью предотвращения их раскручивания.
Для безопасного прохода людей с палубы к штормтрапу и от него предусматриваются поручни.
.
4.1 Список сайтов:https://mirmarine.net/bezopasnost-moreplavaniya/1007-sudovye-spasatelnye-sredstva-i-ikh-ispolzovanie#storm-traps