Файл: Судовые спасательные средства.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Томский техникум водного транспорта и судоходства»

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Информатика

на тему: «Судовые спасательные средства»

Выполнил студент группы №511-2

Стягайло А.В.

Проверил преподаватель:

Глебов В.В.
Томск

2023


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Основные определения.

  2. Индивидуальные спас средства.

    1. Спасательные круги.

    2. Спасательные жилеты.

    3. Спасательные лини.

    4. Гидрокостюмы и теплозащитные средства .

    5. Спасательные сети и тралы.

  3. Коллективные спасательные средства.

    1. Спасательные шлюпки .

    2. Открытые и частично закрытые пластмассовые спасательные шлюпки.




    1. Полностью закрытые спасательные шлюпки.

    2. Огнезащитные спасательные шлюпки.

    3. Дежурные спасательные шлюпки.

    4. Шлюпки свободного падения.

    5. Спасательные плоты.

    6. Спусковые устройства.

    7. Посадочные устройства.

    8. Морские эвакуационные системы.

    9. Посадочные штормтрапы.

  1. Список сайтов, используемых при подготовке реферата.



  1. Основные определения


Защитный костюм - костюм, предназначенный для использования членами экипажа расписанных по дежурным шлюпкам или морским эвакуационным системам.

Гидрокостюм - защитный костюм, уменьшающий потерю тепла телом человека в холодной воде.

Теплозащитное средство - мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью.

Спасательная шлюпка (СШ) или спасательный плот (СП) - шлюпка или плот способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Дежурная шлюпка (ДШ) - шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде.

Посадочный штормтрап - штормтрап, предусмотренный в местах посадки в спасательные шлюпки и на спасательные плоты с целью безопасного в них доступа после спуска на воду.

Спуск методом свободного всплытия
 - такой метод спуска спасательной шлюпки или спасательного плота, при котором они автоматически разобщаются с тонущим судном и находятся в готовности к использованию

Спуск методом свободного падения - такой метод спуска спасательной шлюпки, при котором она с комплектом людей и снабжения на борту разобщается с судном и сбрасывается на воду без каких-либо удерживающих её приспособлений.

Надувное средство - средство, плавучесть которого обеспечена нежёсткими, заполняемыми газом камерами и которое обычно хранится надутым к моменту подготовки его к использованию.

Морская эвакуационная система (МЭС) - средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы на спасательные шлюпки и плоты, находящиеся на воде.


  1. Индивидуальные спасательные средства

    1. Спасательные круги.


В зависимости от назначения и длины суда снабжаются спасательными кругами в количестве от 2 до 30 шт. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА. Количество спасательных кругов зависит от длины судна, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, на грузовых -от 8 до 14 штук.

    1. Спасательные жилеты

      Число спасательных жилетов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты, а также в местах удаленных от расположения спасательных шлюпок и плотов должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть своего места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5% больше общего числа людей на судне. Кроме того, в спасательное снабжение судна дополнительно входят детские жилеты — 10% числа пассажиров. Детские жилеты имеют меньший размер и надпись "Для детей". Спасательный жилет должен быть снабжен свистком, огнем с источником энергии, рассчитанным на 8 часов непрерывной работы. Независимо от конструкции, спасательные жилеты должны удовлетворять основным требованиям:

    1. Спасательные лини - это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна или попадания в воду. Они обеспечивают всплытие на поверхность человека, оказавшегося в воде, без приложения с его стороны физических усилий, тем самым спасая ему жизнь.

    2. Гидрокостюмы и теплозащитные средства.


      Основным недостатком спасательных жилетов является полное отсутствие теплозащиты, поэтому время выживания терпящих бедствие, одетых в спасательные жилеты полностью зависит от температуры морской воды и в зимнее время измеряется минутами. В последние годы на судах в качестве спасательного снабжения стали применять гидротермокостюмы и теплозащитные средства.

В соответствии с требованиями гидротермокостюмы предусматривают только для каждого человека, расписанного на дежурную шлюпку или морскую эвакуационную систему, но в данное время наблюдается тенденция снабжения гидротермокостюмами всего экипажа судна.




    1. Спасательные сети и тралы:

      При помощи традиционных спасательных средств довольно сложно оказать помощь человеку, терпящему бедствие в море. Требуются маневры судна и спуск на воду спасательной шлюпки, на что затрачивается немало времени. Операции по тревоге "Человек за бортом" особенно усложняются в штормовых условиях и при низких температурах морской воды, когда время выживания человека в море крайне ограничено.





  1. Коллективные спасательные средства.

    1. Спасательные шлюпки - это основное активное спасательное средство коллективного пользования. Они предназначены для спасения экипажа и пассажиров при гибели судна.

    2. Спасательные шлюпки открытого и частично закрытого типа должны иметь надежные складывающиеся закрытия (тенты), легко устанавливаемые 2 человеками за время не более 2 мин. (рис. 67.). Среди пластмасс, применяемых для изготовления корпусов спасательных шлюпок, наибольшее распространение получил стеклопластик, состоящий из стекловолокна, пропитанного полиэфирной смолой. При такой комбинации появляется возможность формовать конструктивные элементы шлюпки без давления с полимеризацией при комнатной температуре.

    3. Полностью закрытые спасательные шлюпки имеют определенные преимущества перед открытыми и частично открытыми спасательными шлюпками. Однако в случае их опрокидывания спасающиеся попадают в совершенно безнадежное положение. Поэтому сегодня все современные суда оборудуются закрытыми самовосстанавливающимися спасательными шлюпками (рис.68). К жесткому закрытию — отличительному конструктивному элементу этих шлюпок — предъявляется ряд достаточно сложных и противоречивых требований.

    4. Аварии танкеров, газовозов, некоторых типов судов для перевозки химических продуктов связаны с возможностью возникновения на поверхности воды зоны горящих грузов. Естественно, что обычные шлюпки в такой ситуации оказываются непригодными, и суда названных категорий должны быть обеспечены специальными шлюпками, способными предохранить спасающихся от действия высокой температуры и задымленности. В техническом отношении — это достаточно сложная задача, если учесть, что температура при горении нефти превышает 1000° С, и время пребывания в зоне огня может достигать до 10 мин.

    5. Это новый тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море). Длительное время в качестве дежурных спасательных шлюпок использовали штатные спасательные шлюпки, одну из которых спускали на воду по тревоге "Человек за бортом". Операция по спуску штатных бортовых шлюпок требует определенного времени, а в штормовых условиях сильно затруднена.

    6. В последние годы все большее применение на флоте получают спасательные шлюпки, спускаемые методом свободного падения. Они обычно, имеют длину от 7,5 м до 16 м. Вмещают до 50 и более человек, и почти вертикально «ныряют» с кормы судна с высоты до 30 м со скоростью 60-70 миль/час или 35 м/с. По неполным данным, на судах мирового флота сейчас используется более 3500 таких шлюпок. Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают значительные перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки. Перед сходом шлюпки с рампы-эллинга (которая установлена под углом 35°), все находящиеся в шлюпке люди должны надежно закрепить себя ремнями безопасности с быстросмыкающейся пряжкой и специальным фиксатором головы. Большое значение для безопасного восприятия динамических нагрузок имеет правильное положение тела в кресле, что должно отрабатываться на тренировках — во время учебных шлюпочных тревог

    7. .Спасательный плот — это коллективное спасательное средство, способное обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

    8. Спусковое устройство или приспособление — это средство для безопасного перемещения спасательной шлюпки, спасательного плота или дежурной шлюпки с места их установки на воду

    9. Посадочное устройство (ПУ) - это средство, устанавливаемое в местах посадки в спасательную шлюпку и на спасательный плот с целью безопасного доступа после спуска их на воду.


Посадочные устройства устанавливаются у каждого места спуска спасательной шлюпки или спасательного плота или у каждых двух рядом расположенных мест спуска. Их длина должна обеспечивать безопасную посадку в спасательные средства с палубы при наименьшей эксплуатационной осадке и крене судна не менее 15° на любой борт

    1. В последнее время для эвакуации людей с аварийных судов и посадки непосредственно в спасательный плот, минуя воду, устанавливаются морские эвакуационные системы (МЭС).

В соответствии с требованиями конвенции СОЛАС-74, МЭС должна быть такой, чтобы:

  • могла устанавливаться одним человеком;

  • позволяла количеству людей, на которое она спроектирована, эвакуироваться в надувные спасательные плоты за 30 мин с пассажирского и за 10 мин с грузового судна с момента подачи сигнала об оставлении судна;

  • спасательные плоты могли надежно крепиться к платформе МЭС и разобщаться с ней одним человеком, как из плота, так и с платформы;

  • могла быть задействована с судна при неблагоприятных условии дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт;

  • в случае оборудования ее наклонным скатом, наклон последнего к горизонту должен составлять: в пределах от 30 до 35°, когда судно находится на ровном киле при наименьшей эксплуатационной осадке и максимум 55° для пассажирского судна в конечной стадии его затопления;

  • обеспечивалась удовлетворительная эвакуации в море при силе ветра 6 баллов по шкале Бофорта;

  • оставалась, насколько это практически возможно, эффективной в условиях обледенения; -её конструкция должна требовать минимального текущего технического обслуживания. Любая часть системы, требующая регулярного технического обслуживания со стороны экипажа судна, должна быть легкодоступной, а ее обслуживание — легко выполнимым.

В состав МЭС, как правило, входят: направляющее устройство; плавучая платформа; надувные спасательные плоты; контейнер для хранения МЭС.

Направляющее устройство МЭС обеспечивает безопасный спуск людей, одетых в спасательные жилеты, на плавучую платформу, в спасательную шлюпку или спасательный плот. Если МЭС обеспечивает непосредственный доступ в коллективное спасательное средство, оно должно снабжаться быстроразобщающимся устройством.

    1. Балясины штормтрапа изготавливаются из древесины твердых пород либо из другого подходящего материала, обладающего равноценными свойствами. Они гладко обрабатываются и не должны иметь каких-либо неровностей и сучков, а также острых кромок и сколов. Для обеспечения нескользящей поверхности на балясинах делаются продольные канавки либо они покрываются нескользящим покрытием. Балясины имеют длину не менее 480 мм, ширину не менее 115 мм и толщину не менее 25 мм без учета нескользящей поверхности или покрытия. Они располагаются на равном расстоянии друг от друга, которое должно быть не менее 300 им и не более 380 мм, и закрепляются так, чтобы сохранять горизонтальное положение.


Тетивы штормтрапа изготавливаются из двух манильских тросов без покрытия, окружностью не менее 65 мм. Каждый трос должен быть цельным, без каких-либо соединений ниже верхней балясины. Могут быть использованы другие материалы, при условии что их размеры, разрывное усилие, стойкость к воздействию окружающей среды, эластичность и удобство для захвата руками равноценны размерам и соответствующим качествам манильского троса. Все концы тросов должны быть заделаны с целью предотвращения их раскручивания.

Для безопасного прохода людей с палубы к штормтрапу и от него предусматриваются поручни.


.


4.1 Список сайтов:https://mirmarine.net/bezopasnost-moreplavaniya/1007-sudovye-spasatelnye-sredstva-i-ikh-ispolzovanie#storm-traps