Файл: Эмоциональноволевые процессы и состояния.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоционально-волевые процессы и состояния.
Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелями которых он становится, вызывают у человека разные чувства. Это - радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, гнев, возмущение. Все эти чувства и эмоции выражают отношения человека к действительности.

Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Все, что способствует удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции (радость, удовлетворение и т.д.). Все, что препятствует их удовлетворению, вызывает отрицательные эмоции (стыд, раскаяние и т.д.).

Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они сигнализируют человеку о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно. Например, испортилось у человека настроение. Почему? Он и сам не знает порой, отчего это произошло. Существует даже выражение «беспричинная грусть». Однако, это не так, и причина есть всегда. Чувства, которые человек испытывает в это время как раз и сигнализируют о том, что что-то случилось; заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы и т.д. Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, не всегда приятные.

Положительными или отрицательными эмоциональные состояния называют в зависимости от того, доставляют они удовольствие человеку или нет. А вот плохих или хороших чувств не существует. Нет запрещенных эмоций. Человек имеет право испытывать любые чувства. Он только должен понимать, какое именно чувство он испытывает. Поняв это, он сможет выбрать, каким образом поступать дальше. Один мудрец сказал: «Прощая вину, испытываешь значительно больше удовольствия, чем мстя за нее. Когда прощаешь, тебе сопутствует слава. Когда мстишь – твоим уделом бывают сожаление и угрызения совести». Таким образом, эмоции и чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни и деятельности, в жизни окружающих его людей.


Эмоциональное переживание – это сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

  1. Физиологический – это изменения физиологических процессов, возникающие при эмоциональных переживаниях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах и.д.)

  2. Психологический – это собственно переживание (радость, страх, горе и т.д.)

  3. Поведенческий– это экспрессия (мимика, жесты, интонация) и различные действия.

Первые два компонента – это внутренние проявления переживания. Оценить эмоциональное состояние можно по поведению человека. Благодаря мимике, пантомимике, эмоциональным компонентам речи, мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этим переживанием, строим в соответствии с ним свои взаимоотношения. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств, является речь. Интонация, сила звука, ритм – все это, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния, с другой, - служит средством его выражения. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями лица. Именно на лице мы «читаем» радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Понимание языка эмоций помогает найти верный тон в общении с другими людьми.

Наша задача: научиться понимать язык переживаний наших пациентов, чтобы лучше понимать их проблемы.

Эмоциональные переживания могут влиять на жизнедеятельность человека. Одни из них способствуют внутреннему подъему, появлению активности, придают человеку бодрость, энергию, уверенность в своих действиях. Такие эмоции называют стеническими. Эмоции, которые понижают жизнедеятельность человека, ослабляют или парализуют волю, называются астеническими.

Существуют различные формы проявления переживаний. Выделяют: эмоции, чувства, настроения, страсти, аффекты, фрустрации, стрессы.Все это формы образуют эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека.

Эмоциипсихический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Это переживания отношения (в переводе с латинского «волновать»), возникающего в данный конкретный момент времени к себе, другим людям, окружающей действительности. Эмоции носят ситуативный характер, всегда субъективны и отражают значимость для человека того или иного объекта или события.



Выделяют базальные (основные) эмоции и производные от них. К числу базальных относятся 10 главных эмоций: интерес-волнение, удивление, отвращение, презрение, гнев, горе-страдание, страх, стыд, радость, вина. Все другие многочисленные эмоции строятся на основе перечисленных. Например, грусть, сожаление, тревога, печаль и т.д.

Классификация видов эмоций

  1. По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют виды эмоций:

  • низшие – эмоции, связанные с удовлетворением естественных (органических) потребностей (в кислороде, воде, пище и т.д.), присущи и животным и человеку;

  • высшие – социально обусловленные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в безопасности, принадлежности и любви, уважении, когнитивных, эстетических потребностей, потребностей в самореализации и трансцендентых потребностей; присущи только человеку.

  • По валентности (тону) эмоции могут быть положительными (радость, интерес) или отрицательными (страх, гнев, ярость). Интересно, что у человека количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных.

    Амбивалентность – одновременное переживание противоположных по знаку эмоций.

    1. По интенсивности (силе) выделяют сильные и слабые эмоции.

    2. По влиянию на активность различают виды эмоций:

    • стенические  – повышают жизнедеятельность организма, мобилизуют, побуждают к активной деятельности (радость, энтузиазм, восторг и др.);

    • астенические  – угнетают, подавляют жизненные процессы в организме (ужас, грусть, тоска, подавленность и др.).





    Следующая форма переживания – это чувства. Это более устойчивые по сравнению с эмоциями психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии любить, если у него нет объекта привязанности. По силе протекания чувства более интенсивны, чем эмоции, и более продолжительны. Например, чувство долга, совести, профессиональной гордости и т.д. Чувства субъективно выступают показателями удовлетворения преимущественно высших потребностей человека (интеллектуальных, эстетических, нравственных и т.д.).


    В зависимости от направленности чувства делятся (условно) на практические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

    Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с переживаниями, возникающими в процессе познавательной деятельности человека. Это любознательность, любопытство, радость и другие. Известно, что когда человек разбирается в трудном новом материале и, наконец, осознает, что понял, он испытывает радость.

    Практические чувства – это переживания, связанные с конкретными видами деятельности и отражают значимость ее для человека. Например, чувство удовлетворения или чувство безразличия, скука.

    Моральные (нравственные) чувства – это переживания отношения человека к другим людям, к миру в целом. Это могут быть чувства любви, гуманизм, сочувствие, чувство долга и т.д.

    Эстетические чувства – это переживания, испытываемые человеком в отношении к прекрасному или безобразному в искусстве, в окружающем мире, предметах, в природе. Они характеризуются большим разнообразием, многосторонностью и глубиной воздействия на человека. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психическое и физическое состояние человека, отметил еще Аристотель. Он назвал это явление катарсисом (очищением).

    Необходимо помнить, что деление чувств на отдельные виды условно, так, как в переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в комплексе, дополняя, обогащая и переходя, друг в друга.

    Настроение – это слабое по интенсивности, но длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека на определенном промежутке времени. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение влияет на мысли и действия. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Не связано с конкретным чувством, зато связано с общим физическим и психическим самочувствием человека. На настроение влияют различные факторы: здоровье, особенности взаимодействия с другими людьми, особенности окружающей среды, мера удовлетворенности жизнью.

    Аффекты – это наиболее мощная эмоциональная реакция, быстро овладевающая человеком и бурно протекающая. Аффект характеризуется значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как вызывают большую затрату сил. Если обычная реакция – это душевное волнение, то аффект – это буря, взрыв эмоций. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика, учащенное или затрудненное дыхание создают картину нарастающего аффекта. Движения становятся все более безотчетными. Очень важно на этой стадии сдержаться, не потерять обладания, важно затормозить наступление аффекта (общеизвестное средство – досчитать до 10-ти). На дальнейших стадиях аффекта человек теряет контроль над собой и способен совершать безрассудные поступки. После аффекта наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.


    Страсть – это сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее основную направленность его мыслей и действий. Это сложное, качественно своеобразное и встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного виды деятельности или предмета (человека). Выражается страсть в увлеченности, сосредоточенности, собранности.

    Фрустрация – это состояние крайней неудовлетворенности, вызывающее стойкое отрицательное эмоциональное переживание. Фрустрация возникает тогда, когда человек сталкивается с непреодолимыми (как ему кажется) внешними или внутренними препятствиями в стремлении удовлетворить те или иные потребности.
    К числу наиболее опасных стрессовых ситуаций относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, войны и другие явления.

    Стресс – это неспецифическая реакция организма на любые требования извне, выражающаяся субъективно в состоянии напряжения. Стресс вызывается необычной и неожиданной обстановкой, сопровождающейся тревогой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям: реакция тревоги, сопротивление, истощение.

    Стресс оказывает влияние на различные стороны человеческой жизни. Существует психологический, посттравматический, физиологический, профессиональный, природный и общественный стресс.

    Выделяют шесть наиболее распространенных симптомов стресса:

    • Бессонница

    • Боль в груди, кашель

    • Сексуальная неудовлетворенность

    • Эмоциональная неуравновешенность

    • Хроническая усталость

    • Избыточный вес

    Стресс может влиять на человека как отрицательно, так и положительно. Стресс, положительно влияющий на человека, получил название – эустресс. При положительном воздействии происходит мобилизация внутренних ресурсов человека, в результате чего наблюдается повышение эффективности и даже активизация деятельности. У человека возрастает способность к концентрации внимания и памяти, он лучше выполняет работу, противостоит воздействию болезнетворных факторов.

    При негативном воздействии стресса (дистрессе) происходит ухудшение здоровья, появляются новые болезни, обостряются хронические заболевания.