Файл: Тема 1 Образование как объект правового регулирования Термин образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 1 Образование как объект правового регулирования
Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование – это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора. Нас будет интересовать легальное, т.е. закрепленное в законе, определение образования. Оно содержится в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Таким образом, образование – это процесс, который включает два основных элемента:
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Термином «образование» обозначается целый ряд одноименных понятий, содержание которых отражает образование как:
• социальное явление, выступающее атрибутом (т.е. неотъемлемым, сущностным признаком) и неизменным спутником человечества на всем его поступательном пути эволюционного развития;
• социальная ценность для каждого индивида и для социума в целом;
• особая функция общества и его важнейшего института – государства по отношению к своим гражданам (формирование и развитие социально значимых качеств каждого индивида как членов общества и гражданина государства), с одной стороны, и в то же время как функция сознательного саморазвития граждан, с другой стороны;
• сложная иерархическая система, включающая в себя различные уровни образования, содержательно и логически последовательно связанные между собой.
• сектор области нематериальной (точнее сказать, непроизводственной, в узком смысле этого слова) жизнедеятельности общества, органически взаимосвязанный с другими ее «родственными» секторами – культурой, наукой, здравоохранением, искусством и др.;
• особого рода интеллектуальная, физическая и управленческая деятельность – педагогическая деятельность, основное содержание которой составляет взаимодействие педагогов и тех, кто является субъектом образовательного воздействия;
• процесс усвоения знаний в целом;
• результат образовательной деятельности (образованность).
Данный перечень можно было бы продолжить, но и без того он дает полную картину сложного и столь важного для каждого из нас социального феномена, называемого образованием.
К функциям образования относятся функции, отражающие своеобразие роли образования в различных сферах жизни. К ним, в частности, относятся экономическая, социальная, культурная, правовая функции.
Так, к экономическим функциям относятся формирование институтом образования социально-профессиональной структуры общества и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечение социальной и профессиональной подготовки участников производственного процесса на базе изучения востребованности народным хозяйством кадров с различным уровнем квалификации и др.
Среди социальных функций образования следует назвать, прежде всего, воспроизводство и изменение социальной структуры общества в целом и ее конкретных элементов; содействие социальным перемещениям, переходам социальных групп, слоев и индивидов из одних в другие (т.е. тому, что называется Социальной мобильностью); способствование активному осуществлению процесса социализации личности и, тем самым, облегчению и успешности освоения ею социальных ролей.
В числе культурных функций образования особое место принадлежит обеспечению достигнутыми самим образованием средствами и методами использования национального и мирового культурного наследия, формирования и развития творческой личности и общества в целом. В несколько более узком смысле культурная функция образования реализуется через воспроизводство и развитие материальной и духовной культуры различных слоев и групп населения, но, прежде всего и главным образом, молодого поколения.
Особое место среди функций образования как социального института занимает правовая функция, отражающая важные аспекты институциональной природы образования.
В сфере образования происходит приобщение людей к накопленным в данном обществе и мировым сообществом в целом правовым ценностям и знаниям, их познание и осмысление и, что самое главное, происходит формирование умений и навыков положительного правового поведения. Другими словами, в образовательном процессе на разных уровнях образования происходит формирование и развитие правосознания и правовой культуры. Тем самым, образование как социальный институт занимает свое специфическое место в правовом пространстве общества посредством реализации важнейшей функции формирования правовой личности и, в конечном счете, правового общества.
Образованию, как и всем другим социальным институтам, принадлежит свое место в правовом пространстве. Это выражается в ряде моментов.
Первый момент. Система действующего законодательства об образовании (образовательное законодательство), которому нами в дальнейшем будет уделено первостепенное внимание. С образовательным законодательством связаны два важных и близких понятия – юрисдикция и юрисдикция государства, краткая характеристика которых имеет немаловажное значение для дальнейшего понимания материала.
В общем понятии юрисдикции отражается совокупность полномочий соответствующих государственных органов по изданию нормативно-правовых актов определенного вида и юридической силы, осуществлению контроля и надзора за их осуществлением, а также разрешению правовых споров и принятию решений по делам о правонарушениях. Применительно к сфере образования понятие «образовательно- правовая» юрисдикция, отражает, особенно в условиях федеративного государства (к таковым относится и Российская Федерация), специфику нормотворческой, контрольно-надзорной деятельности и деятельности по разрешению образовательно-правовых споров различными уполномоченными органами управления образованием – федеральными, региональными (органами субъектов РФ), муниципальными, а также самими образовательными учреждениями.
Понятие юрисдикция государства, входящее в состав познавательного инструментария науки международного права, отражает права судебных и административных органов конкретного государства по рассмотрению и разрешению юридических дел в строгом соответствии с их компетенцией. Данное понятие в его образовательно-правовой «привязке» в последнее время резко актуализировалось, что обусловлено активным участием России во многих международных организациях и образовательных процессах, заключению многочисленных международных договоров, конвенций и деклараций в сфере образования.
Второй момент. У участников образовательных отношений (речь идет в данном случае об индивидах и различных категориях и объединениях – обучающихся, педагогических работниках, профессиональных и общественных объединений работников образования и т.п.), подпадающих под образовательно-правовую юрисдикцию своего государства, формируется специфическое «образовательно-правовое» сознание (индивидуальное или групповое), которое во многом обусловливает их правовое поведение в сфере образования. Особенно это сказывается в условиях предоставляемых образовательным законодательством преподавателям и научным работникам в сфере образования академической свободы (автономии), а также предоставлению автономии администрации образовательного учреждения в организации образовательного процесса. Особенности понимания своих юридических образовательных прав и обязанностей, толкования и применения соответствующих правовых норм, отношения к ним в целом, а также к стратегии и тактике образовательной политики и образовательного законодательства государства или законодательства субъекта РФ в сфере образования, может приводить к различным вариантам образовательно-правового поведения, вплоть до явных нарушений требований федерального или регионального образовательного законодательства.
Третий момент. Под действием образовательного законодательства у всех без исключения участников образовательных отношений возникают, изменяются либо прекращаются правовые связи (правоотношения), обусловливающие особенности их «образовательного» поведения. Эти образовательные правоотношения возникают: а)между учеником (обучающимся) и учителем (обучающим); б) между педагогическим работником и образовательным учреждением; в) между учителем и родителями учеников; г) между образовательным учреждением и родителями; д)между образовательным учреждением и соответствующим органом управления образования и т.д.
Система и структура образования.
Определение понятия системы образования дается в ст. 10
Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию. В системе образования можно выделить три подсистемы: содержательную; функциональную; организационно-управленческую.
Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы.
Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся.
Третья подсистема включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной направленности.