Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1132
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 6. ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Содержание темы:
§ 1. Правовые основы лицензионного производства.
§ 2. Стадии лицензионного производства.
§ 1. Правовые основы лицензионного производства
Правовую базу лицензионного производства образуют ряд норма- тивных правовых актов, к числу которых относятся: федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов дея- тельности", от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии", от 22 августа
1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образо- вании", от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного дви- жения", законы Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1
"Об образовании", от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" и многие другие.
Очевидно, что включение любой деятельности в сферу действия разре- шительной системы означает ограничение свободы ее осуществления. Поэтому такая деятельность должна осуществляться только на основании закона.
Например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за занятие деятельностью, которая включена в разрешительную систему, без разре- шения (ст. 14.1 КоАП РФ).
Лицензионное производство обладает следующими характерными чертами.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или инди- видуальному предпринимателю. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды дея- тельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и без- опасности государства, культурному наследию народов Российской Феде- рации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензирова- нии отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) перечисляет более 100 видов деятельности, подлежащих лицензированию
(п. 1 ст. 17).
79
Однако действие настоящего закона не распространяется на следующие виды деятельности:
– деятельность кредитных организаций;
– деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
– деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
– деятельность в области связи;
– биржевая деятельность;
– деятельность в области таможенного дела;
– нотариальная деятельность;
– страховая деятельность;
– деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
– осуществление внешнеэкономических операций;
– приобретение оружия и патронов к нему;
– использование результатов интеллектуальной деятельности лицами, обладающими правами на такое использование в силу федерального закона или договора;
– использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
– использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объ- ектов растительного и животного мира;
– деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
– образовательная деятельность:
– деятельность инвестиционного фонда;
– деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
– деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсион- ных фондов;
– деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсион- ному обеспечению и пенсионному страхованию.
Закон о лицензировании установил, что основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Рос- сийской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
80
Особенностью данного вида административного производства является множественность субъектов, правомочных осуществлять эту деятельность.
Это обстоятельство четко сформулировано в Законе о лицензировании, который "регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ- ектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Федерального закона".
В организации лицензирования отдельных видов деятельности клю- чевая роль принадлежит Правительству Российской Федерации. Согласно
Закону о лицензировании в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Рос- сийской Федерации (ст. 5):
– утверждает положения о лицензировании конкретных видов дея- тельности;
– определяет федеральные органы исполнительной власти, осу- ществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
– устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осущест- вляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
– предоставление лицензий;
– переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
– приостановление действия лицензий;
– аннулирование лицензий в случаях, предусмотренных законом;
– ведение реестра лицензий;
– контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицен- зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов уста- навливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензия выдается на каждый вид деятельности, которая может осуществляться только получившим лицензию лицом. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Рос- сийской Федерации, может осуществляться на всей территории Россий- ской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории иных субъектов Российской Федера- ции при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соот- ветствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
81
§ 2. Стадии лицензионного производства
В лицензионном производстве выделяют следующие стадии:
– возбуждение дела;
– сбор и анализ информации о лицензируемом объекте;
– принятие решения;
– исполнение решения;
– надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение уста- новленных требований и условий.
В правовой науке называют также факультативные стадии:
– аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;
– переоформление, продление разрешений;
– применение мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий, прекращение действия правонаделительных актов.
Лицензионное производство – часть административно-управленческого процесса. Разрешительная деятельность – разновидность организующей, регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации.
В ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последо- вательности стадий, как в юрисдикционных процессах: стадии организацион- ной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами.
Например, ответственность может наступить раньше, чем переоформление лицензии, либо надзор и аккредитация осуществляются в одно и то же время, при этом аттестацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последовательность стадий условна.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соот- ветствующий лицензирующий орган следующие документы:
– заявление о предоставлении;
– копии учредительных документов и копию свидетельства о госу- дарственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
– документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за предо- ставление лицензии.
В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:
– наименование лицензирующего органа;
– наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения (для юридического лица), либо – фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, (для индивидуального предпринимателя);
– лицензируемый вид деятельности;
– срок действия лицензии;
– идентификационный номер налогоплательщика;
– номер лицензии;
– дата принятия решения о предоставлении лицензии.
82
В случае преобразования юридического лица, изменения его наиме- нования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат – юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель – обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, под- тверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждаю- щего наличие лицензии.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
– несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных наруше- ний или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших приостановление действия лицензии.
Указанный срок не может превышать шести месяцев. В случае если в уста- новленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирую- щий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридиче- ского лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования либо прекращения действия свиде- тельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивиду- ального предпринимателя.
83
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне, безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующие органы в пределах своей компетенции осуществля- ют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензирующие органы имеют право:
– проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответ- ствия лицензионным требованиям и условиям;
– запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
– составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
– выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявлен- ные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
– выносить предупреждения лицензиату.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления с ней физических и юриди- ческих лиц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели полу- чают содержащуюся в реестре информацию за плату, государственным органам и органам местного самоуправления данная информация предо- ставляется бесплатно.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ- ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензий или его бездействие, а также решение о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании.
Разрешительная система в сфере обеспечения общественной без- опасности представляет собой совокупность правил, регламентирующих порядок производства, приобретения, хранения, пользования, сбыта и перевозки оружия, взрывчатых веществ, а также порядок открытия и функ- ционирования оружейно-ремонтных, пиротехнических и других произ- водств. На основе разрешительной системы ведется производство, продажа и приобретения оружия. Лицензии на производство оружия выдаются органами лицензирования, определяемыми Правительством Российской
Федерации. Разрешение на его продажу или приобретение выдаются орга- нами внутренних дел.
Лицензионно-разрешительными органами ведется учет об объектах, изъятых из свободного гражданского оборота (хранение и использование оружия и взрывчатых материалов).
84
Разрешения органов внутренних дел также необходимы для произ- водства взрывных работ, въезд в пограничную зону, а также в закрытые административно-территориальные образования. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной сыскной и охранной деятельности.
Разрешительная система распространяется также на проведение со- браний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон от
8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 2001. –
№ 33. – Ст. 3430.
Макарейко, Н. В Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирова- ния пользования недрами : постановл. Верховного Совета Российской
Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 (в ред. от 26 июня 2007 г.) // Ведо- мости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской
Федерации. – 1992. – № 33. – Ст. 1917.
Положение о лицензировании образовательной деятельности : поста- новл. Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277 // СЗ РФ. – 2009. – № 14. –
Ст. 1661.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности : постановл. Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 416 (в ред. от 18 мая
2009 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 29. – Ст. 3250.
Об организации лицензирования отдельных видов деятельности : постановл. Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г.
№ 45 (в ред. от 15 июня 2009 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 6. – Ст. 700.
О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цвет- ных и черных металлов : постановл. Правительства РФ от 14 декабря 2006 г.
№ 766 (в ред. от 7 июня 2008 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 52. – Ст. 5586.
85
Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ : постановл. Правительства
РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 (в ред. от 12 июня 2008 г.) // СЗ РФ. – 2006. –
№ 46. – Ст. 4798.
Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной
(частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосу- дарственной (частной) сыскной деятельности : постановл. Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600 (в ред. от 26 января 2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. –
№ 34. – Ст. 3295.
Багандов, А. Б. Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса / А. Б. Багандов //
Современное право.
2008.
№ 10.
С. 20-29.
Гребенников, Ю. В. Лицензионно-разрешительное производство как механизм обеспечения информационной безопасности Российской Феде- рации / Ю. В. Гребенников // Современное право.
2008.
№ 1.
С. 45-48.
Гущин, А. Лицензионное производство / А. Гущин // Право и эконо- мика.
2004.
№ 2.
С. 8-12.
Журавлев, Р. А. Лицензионное производство как форма юрисдикци- онной деятельности / Р. А. Журавлев // Гражданин и право.
2007.
№ 7.
С. 31-37.
Содержание темы:
§ 1. Правовые основы лицензионного производства.
§ 2. Стадии лицензионного производства.
§ 1. Правовые основы лицензионного производства
Правовую базу лицензионного производства образуют ряд норма- тивных правовых актов, к числу которых относятся: федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов дея- тельности", от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии", от 22 августа
1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образо- вании", от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного дви- жения", законы Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1
"Об образовании", от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" и многие другие.
Очевидно, что включение любой деятельности в сферу действия разре- шительной системы означает ограничение свободы ее осуществления. Поэтому такая деятельность должна осуществляться только на основании закона.
Например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за занятие деятельностью, которая включена в разрешительную систему, без разре- шения (ст. 14.1 КоАП РФ).
Лицензионное производство обладает следующими характерными чертами.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или инди- видуальному предпринимателю. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды дея- тельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и без- опасности государства, культурному наследию народов Российской Феде- рации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензирова- нии отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) перечисляет более 100 видов деятельности, подлежащих лицензированию
(п. 1 ст. 17).
79
Однако действие настоящего закона не распространяется на следующие виды деятельности:
– деятельность кредитных организаций;
– деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
– деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
– деятельность в области связи;
– биржевая деятельность;
– деятельность в области таможенного дела;
– нотариальная деятельность;
– страховая деятельность;
– деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
– осуществление внешнеэкономических операций;
– приобретение оружия и патронов к нему;
– использование результатов интеллектуальной деятельности лицами, обладающими правами на такое использование в силу федерального закона или договора;
– использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
– использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объ- ектов растительного и животного мира;
– деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
– образовательная деятельность:
– деятельность инвестиционного фонда;
– деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
– деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсион- ных фондов;
– деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсион- ному обеспечению и пенсионному страхованию.
Закон о лицензировании установил, что основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Рос- сийской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
80
Особенностью данного вида административного производства является множественность субъектов, правомочных осуществлять эту деятельность.
Это обстоятельство четко сформулировано в Законе о лицензировании, который "регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ- ектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Федерального закона".
В организации лицензирования отдельных видов деятельности клю- чевая роль принадлежит Правительству Российской Федерации. Согласно
Закону о лицензировании в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Рос- сийской Федерации (ст. 5):
– утверждает положения о лицензировании конкретных видов дея- тельности;
– определяет федеральные органы исполнительной власти, осу- ществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
– устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осущест- вляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
– предоставление лицензий;
– переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
– приостановление действия лицензий;
– аннулирование лицензий в случаях, предусмотренных законом;
– ведение реестра лицензий;
– контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицен- зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов уста- навливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензия выдается на каждый вид деятельности, которая может осуществляться только получившим лицензию лицом. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Рос- сийской Федерации, может осуществляться на всей территории Россий- ской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории иных субъектов Российской Федера- ции при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соот- ветствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
81
§ 2. Стадии лицензионного производства
В лицензионном производстве выделяют следующие стадии:
– возбуждение дела;
– сбор и анализ информации о лицензируемом объекте;
– принятие решения;
– исполнение решения;
– надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение уста- новленных требований и условий.
В правовой науке называют также факультативные стадии:
– аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;
– переоформление, продление разрешений;
– применение мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий, прекращение действия правонаделительных актов.
Лицензионное производство – часть административно-управленческого процесса. Разрешительная деятельность – разновидность организующей, регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации.
В ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последо- вательности стадий, как в юрисдикционных процессах: стадии организацион- ной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами.
Например, ответственность может наступить раньше, чем переоформление лицензии, либо надзор и аккредитация осуществляются в одно и то же время, при этом аттестацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последовательность стадий условна.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соот- ветствующий лицензирующий орган следующие документы:
– заявление о предоставлении;
– копии учредительных документов и копию свидетельства о госу- дарственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
– документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за предо- ставление лицензии.
В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:
– наименование лицензирующего органа;
– наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения (для юридического лица), либо – фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, (для индивидуального предпринимателя);
– лицензируемый вид деятельности;
– срок действия лицензии;
– идентификационный номер налогоплательщика;
– номер лицензии;
– дата принятия решения о предоставлении лицензии.
82
В случае преобразования юридического лица, изменения его наиме- нования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат – юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель – обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, под- тверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждаю- щего наличие лицензии.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
– несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных наруше- ний или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших приостановление действия лицензии.
Указанный срок не может превышать шести месяцев. В случае если в уста- новленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирую- щий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридиче- ского лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования либо прекращения действия свиде- тельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивиду- ального предпринимателя.
83
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне, безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующие органы в пределах своей компетенции осуществля- ют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензирующие органы имеют право:
– проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответ- ствия лицензионным требованиям и условиям;
– запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
– составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
– выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявлен- ные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
– выносить предупреждения лицензиату.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления с ней физических и юриди- ческих лиц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели полу- чают содержащуюся в реестре информацию за плату, государственным органам и органам местного самоуправления данная информация предо- ставляется бесплатно.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ- ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензий или его бездействие, а также решение о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании.
Разрешительная система в сфере обеспечения общественной без- опасности представляет собой совокупность правил, регламентирующих порядок производства, приобретения, хранения, пользования, сбыта и перевозки оружия, взрывчатых веществ, а также порядок открытия и функ- ционирования оружейно-ремонтных, пиротехнических и других произ- водств. На основе разрешительной системы ведется производство, продажа и приобретения оружия. Лицензии на производство оружия выдаются органами лицензирования, определяемыми Правительством Российской
Федерации. Разрешение на его продажу или приобретение выдаются орга- нами внутренних дел.
Лицензионно-разрешительными органами ведется учет об объектах, изъятых из свободного гражданского оборота (хранение и использование оружия и взрывчатых материалов).
84
Разрешения органов внутренних дел также необходимы для произ- водства взрывных работ, въезд в пограничную зону, а также в закрытые административно-территориальные образования. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной сыскной и охранной деятельности.
Разрешительная система распространяется также на проведение со- браний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон от
8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. – 2001. –
№ 33. – Ст. 3430.
Макарейко, Н. В Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирова- ния пользования недрами : постановл. Верховного Совета Российской
Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 (в ред. от 26 июня 2007 г.) // Ведо- мости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской
Федерации. – 1992. – № 33. – Ст. 1917.
Положение о лицензировании образовательной деятельности : поста- новл. Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277 // СЗ РФ. – 2009. – № 14. –
Ст. 1661.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности : постановл. Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 416 (в ред. от 18 мая
2009 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 29. – Ст. 3250.
Об организации лицензирования отдельных видов деятельности : постановл. Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г.
№ 45 (в ред. от 15 июня 2009 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 6. – Ст. 700.
О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цвет- ных и черных металлов : постановл. Правительства РФ от 14 декабря 2006 г.
№ 766 (в ред. от 7 июня 2008 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 52. – Ст. 5586.
85
Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ : постановл. Правительства
РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 (в ред. от 12 июня 2008 г.) // СЗ РФ. – 2006. –
№ 46. – Ст. 4798.
Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной
(частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосу- дарственной (частной) сыскной деятельности : постановл. Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600 (в ред. от 26 января 2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. –
№ 34. – Ст. 3295.
Багандов, А. Б. Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса / А. Б. Багандов //
Современное право.
2008.
№ 10.
С. 20-29.
Гребенников, Ю. В. Лицензионно-разрешительное производство как механизм обеспечения информационной безопасности Российской Феде- рации / Ю. В. Гребенников // Современное право.
2008.
№ 1.
С. 45-48.
Гущин, А. Лицензионное производство / А. Гущин // Право и эконо- мика.
2004.
№ 2.
С. 8-12.
Журавлев, Р. А. Лицензионное производство как форма юрисдикци- онной деятельности / Р. А. Журавлев // Гражданин и право.
2007.
№ 7.
С. 31-37.