Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1135

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

140
Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее 1 месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.
Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинар- ному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощре- ния производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником. Для снятия дисциплинарного взыскания, наложенного старшим начальником, непосредственный начальник возбуждает соответствующее ходатайство по инстанции. Взыскание, нало- женное приказом, не может быть снято устно.
Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальни- кам вплоть до министра внутренних дел Российской Федерации или в судебном порядке. В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложен- ного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 декабря
2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 7 мая 2009 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3.
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федера- ции : постановл. Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 //
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской
Федерации. – 1993. – № 2. – Ст. 70.
Инструкция о порядке организации и проведения служебных прове- рок в органах, подразделениях и учреждениях МВД России : приказ МВД
России от 24 декабря 2008 г. № 1140 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2009.  № 14.
Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 14 декабря
1999 г. № 1038 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. – № 17.
Макарейко, Н. В. Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.


141
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
О государственной гражданской службе РФ : федер. закон от 27 июля
2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ //
СЗ РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.
О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 января
1992 г. № 2202-1 // СЗ РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
Об образовании : закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1 // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 150.
О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ : указ Президента РФ от
5 июня 2003 г. № 613 // СЗ РФ. – 2003. – № 23. – Ст. 2197.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // СЗ РФ. – 2007. – № 47. –
Ст. 5749.
Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста РФ от 6 июня
2005 г. № 76 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни- тельной власти. – 2005. – № 27.
О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегу- лированию конфликта интересов : указ Президента РФ от 3 марта 2007 г.
№ 269 // СЗ РФ. – 2007. – № 11. – Ст. 1280.
Гогин, А. А. Характеристика дисциплинарного проступка / А. А. Гогин //
Трудовое право. – 2005. – № 9.
Маюров, Н. П. Понятие и основные признаки дисциплинарного отношения в органах милиции / Н. П. Маюров // История государства и права. – 2004. – № 2.
Маюров, Н. П. Поощрения в дисциплинарной практике: история и современность / Н. П. Маюров // "Черные дыры" в российском законода- тельстве. – 2004. – № 2.

142
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17

ТЕМА 12. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Содержание темы:
§ 1. Понятие, правовые основы и особенности исполнительного про- изводства.
§ 2. Стадии исполнительного производства.
§ 1. Понятие, правовые основы и особенности
исполнительного производства
Исполнительное производство фактически представляет собой деятель- ность судебных приставов-исполнителей и других участников правоотноше- ний, складывающуюся в процессе реализации судебных исполнительных листов и иных исполнительных документов посредством государственного принуждения
1
Правовую основу деятельности по принудительному исполнению различных судебных актов и актов других органов и должностных лиц составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от
2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Феде- ральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах".
Исполнительное производство также регулируется и иными феде- ральными законами. К таковым относятся Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ,
Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административ- ных правонарушениях и др.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации содержит специальный раздел VII, посвященный исполнительному производству, а также нормы, регулирующие порядок разъяснения решения, подлежащего исполне- нию; отсрочки или рассрочки исполнения решения, изменения способа и порядка исполнения решения и другие положения, касающиеся вопросов исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц.
В Арбитражном процессуальном кодексе включен раздел VII, регу- лирующий общие вопросы исполнения судебных актов, вынесенных арбит- ражными судами.
К источникам исполнительного производства относятся норматив- ные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.
Метод правового регулирования отношений, возникающих в ходе исполнительного производства, характеризуется сочетанием императив- ных и диспозитивных начал.
1
Cм.: Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г.
№ 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" / под ред. О. В. Исаенковой // АИПС
«Консультант Плюс».

143
Особенности исполнительного производства:
1. Исполнительное производство обеспечивает включает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской
Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нару- шенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
2. Принудительное исполнение судебных решений осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти и, следовательно, выступает как производство в административном процессе.
3. Характерным для данного вида административного производства является также состав его обязательных участников – судебных приставов- исполнителей.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов
других органов, судебный пристав-исполнитель:
– принимает меры по своевременному, полному и правильному испол- нению исполнительных документов;
– предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
– рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного про- изводства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
– обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполни- тельного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
В соответствии с законом судебный пристав-исполнитель имеет право:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представите- лей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организа- ций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном между- народным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых докумен- тов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполне- нию требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должни- ком или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим ли- цам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника – без указанного разрешения) входить без согла- сия должника в жилое помещение, занимаемое должником;


144 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в установленном порядке и пределах производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка са- мостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходи- мую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должни- ка и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены законом;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистра- цию прав на имущество и сделок с ним для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Рос- сийской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления де- нежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, пол- ного и правильного исполнения исполнительных документов.
4. Возбуждение исполнительного производства обусловлено в основном волей взыскателей кроме случаев, когда заявления взыскателя не требуется.
Взыскатель может отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о пере- даче их взыскателю, что ведет к прекращению исполнительного производства.
Взыскатель и должник вправе в ходе исполнительного производства заклю- чить мировое соглашение, которое после его утверждения судом также ведет к прекращению исполнительного процесса.
5. Должник вправе в установленный срок исполнить юрисдикционный акт добровольно, указать наиболее удобное время исполнения (такое же право принадлежит и взыскателю).
6. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполни- тельном производстве" определяет правовое положение лиц, участвующих в производстве. К ним относятся:
1) взыскатель и должник (стороны);
2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;


145 3) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, кото- рому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хра- нение арестованное имущество, и другие).
Должником является гражданин или организация, обязанные по испол- нительному документу совершить определенные действия (передать денеж- ные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.
По содержанию можно выделить 3 группы субъективных процессуаль- ных прав сторон:
1) права, реализация которых влияет на динамику исполнительного производства (например, право на обжалование постановления или дей- ствия судебного пристава-исполнителя, право на заключение мирового соглашения);
2) право на активное участие в исполнительном производстве (напри- мер, право на участие в совершении исполнительных действий, право давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий);
3) права, обеспечивающие сторонам защиту в широком смысле (напри- мер, право на отвод переводчика, эксперта).
Что касается процессуальных обязанностей сторон в исполнитель- ном производстве, то законодатель не приводит конкретных указаний по этому вопросу.
Гражданская процессуальная обязанность стороны исполнительного производства – требуемое и обеспеченное процессуальным законом (исполни- тельным законом) должное поведение стороны в исполнительном произ- водстве, соответствующее субъективному праву органа принудительного исполнения.
Права и обязанности сторон исполнительного производства носят в подавляющем большинстве не диспозитивный, а императивный характер.
Взыскатель является преимущественно управомоченной стороной, а должник как субъект главной обязанности исполнить исполнительный документ – в основном обязанной стороной.
Представитель в исполнительном производстве совершает действия:
1) от имени стороны;
2) в интересах стороны;
3) в пределах предоставленных ему полномочий.
Судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они состоят в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производ- ства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполни- тельном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.