Файл: Рабочая программа по физике для 10 11 классов составлена на основе программы Г. Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений Физика 10 11 кл..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
-
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность; -
в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; -
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
-
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности; -
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; -
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; -
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике; -
использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на базовом уровне):
-
в познавательной сфере:
-
давать определения изученным понятиям; -
называть основные положения изученных теорий и гипотез; -
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики; -
классифицировать изученные объекты и явления; -
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; -
структурировать изученный материал; -
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; -
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Основное содержание программы для 10 кл.
Программой предусмотрено изучение разделов:
1. | Физика и методы научного познания | 1 час |
|
|
|
2.1. | Кинематика | 9 часов |
2.2. | Динамика | 8 часов |
2.3. | Законы сохранения | 7 часов |
|
|
|
3.1. | Основы молекулярно-кинетической теории | 6 часов |
3.2. | Температура. Энергия теплового движения молекул | 2 часа |
3.3. | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | 2 часа |
3.4. | Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела | 3 часа |
3.5. | Основы термодинамики | 7 часов |
|
|
|
4.1. | Электростатика | 9 часов |
4.2. | Законы постоянного тока | 8 часов |
4.3. | Электрический ток в различных средах | 5 часов |
|
|
|
По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 4 лабораторные работы.
Научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
-
Зависимость траектории от выбора отсчета. -
Падение тел в воздухе и в вакууме. -
Явление инерции. -
Измерение сил. -
Сложение сил. -
Зависимость силы упругости от деформации. -
Реактивное движение. -
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
-
Механическая модель броуновского движения. -
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. -
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. -
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. -
Устройство гигрометра и психрометра. -
Кристаллические и аморфные тела. -
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.
Демонстрации
-
Электризация тел. -
Электрометр. -
Энергия заряженного конденсатора. -
Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы
-
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. -
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Календарно - тематическое планирование уроков по физике в 10 классе 68 часов – 2 час в неделю
№ п/п | Тема урока. | Тип урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата по плану | Дата фактически | |||
| Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | | | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
| Введение. | |||||||
1/1 | Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. Инструктаж по ТБ | Повторение. | Границы применения законов, физическая модель, способы изучения физических явлений | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез | понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения | положительное отношение к труду, целеустремленность | | |
| Тема 1. Механика (24 часа) | | ||||||
| Кинематика (9 часов) | | ||||||
2/1 | Механическое движение, виды движений, его характеристики. | Изучение нового материала. | Механическое движение, траектория, путь, перемещение, радиус-вектор, скорость, ускорение, координата | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез | приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации | формирование ценностных отношений к результатам обучения | | |
3/2 | Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач. | Комбинированный | Равномерное прямолинейное движение, уравнение равномерного прямолинейного движения | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности | умение управлять своей познавательной деятельностью | | |
4/3 | Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач. | Комбинированный | График скорости, ускорения, координаты, перемещения, пути. | структурировать изученный материал | Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности | Уважительное отношение к товарищу, учителю | | |
5/4 | Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | Комбинированный | Закон сложения скоростей, система отсчета, абсолютная скорость, относительная скорость | Применение практических умения сложения векторов, умение отличать вектор, его проекции на координатные оси и модуль вектора. | Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов | положительное отношение к труду, целеустремленность | | |
6/5 | Прямолинейное равноускоренное движение. | Изучение нового материала | Равноускоренное прямолинейное движение, квадратичная зависимость. | структурировать изученный материал | Использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов | умение управлять своей познавательной деятельностью | | |
7/6 | Решение задач на движение с постоянным ускорением. | Закрепление | | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике | умение управлять своей познавательной деятельностью | | |
8/7 | Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. | Комбинированный | Поступательное движение, материальная точка, физическая модель | классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей | Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата | положительное отношение к труду, целеустремленность | | |
9/8 | Решение задач по теме «Кинематика» | Закрепление | | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | | готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории | | |
10/9 | Контрольная работа №1 «Кинематика» | Контроль знаний | | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач | Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания | формирование ценностных отношений к результатам обучения | | |
| Динамика (8 часов) | |||||||
11/1 | Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | Изучение нового материала. | Взаимодействие, свободное тело, инерция, сохранение скорости, инерциальная система отсчета, неинерциальная система отсчета, Г.Галилей, И. Ньютон, первый закон Ньютона | интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников | Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации | умение управлять своей познавательной деятельностью | | |
12/2 | Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач. | Комбинированный | Сила, равнодействующая сил, векторная сумма, принцип суперпозиции | Применение практических умения сложения векторов, умение отличать вектор, его проекции на координатные оси и модуль вектора. | Использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов | Положительное отношение к результатам своей деятельности | | |
13/3 | Второй и третий закон Ньютона. | Повторение | Второй закон Ньютона, третий закон Ньютона | проводить физический эксперимент | Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата | умение управлять своей познавательной деятельностью | | |
14/4 | Принцип относительности Галилея. | Комбинированный | Эквивалентность систем отсчета, однородность физических процессов | выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты | Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение | гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность | | |
15/5 | Явление тяготения. Гравитационные силы. | Комбинированный | Взаимное притяжение, гравитационная сила, всемирное тяготение | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики | Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации | готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории | | |
16/6 | Закон Всемирного тяготения | Закрепление | Закон всемирного тяготения, границы применимости, ускорение свободного падения | структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач | Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике | умение управлять своей познавательной деятельностью | | |
17/7 | Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость. Перегрузки. | Комбинированный | Первая космическая скорость, вес тела, невесомость, перегрузки, | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды | Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата | чувство гордости за российскую физическую науку | | |
18/8 | Силы упругости. Силы трения. | Закрепление. | Деформация, сила упругости, закон Гука, сила трения, сила нормального давления, сила реакции опоры, коэффициент жесткости, коэффициент трения | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления | анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов | гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность | | |