Файл: Лекции д э. н., профессора Сидоренко Юрия Александровича.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
За рубежом, например, выделяют такие направления деятельности - бизнес процессы, как: Управление ассортиментом;
Управление затратами; Управление финансами;
Управление экономической безопасностью; Управление изменениями;
Управление персоналом и др.
4.6. Типовой вариант структуры управления промышленным объектом
| ||||||
| ||||||
|
|
Постав- щики |
|
ПДБ Цеха |
|
Потреби- тели |
4.7. Уровни управления и их взаимосвязь
В рассматриваемой организационной структуре
следует выделить 4 уровня управления:
высшее руководство (директор),
заместители директора по бизнес направлениям деятельности,
функциональные отделы и службы,
производственные подразделения - цехи и склады.
Уровни управления показывают подчиненность и взаимосвязь должностных лиц и подразделений при оценке ситуации и принятии решений. По этим уровням сверху вниз осуществляется выдача и детализация плановых заданий и регулирующих воздействий, а снизу вверх производится сбор и агрегирование сведений о реальном состоянии дел на управляемом объекте.
4.8-4.9. Назначение и выполняемые функции основных подразделений и предложения по автоматизации управления
Промышленное предприятие возглавляет ДИРЕКТОР, который несет персональную ответственность за организацию на нем эффективной производственно-хозяйственной деятельности и устойчивое финансовое состояние. Помогают ему при выполнении своих обязанностей – РЕФЕРЕНТ (решение стандартных управленческих вопросов), ЮРИСТ-КОНСУЛЬТАНТ (правовая помощь в соблюдении нормативных актов и действующих законодательств), СЕКРЕТАРИАТ (делопроизводство, подготовка совещаний, переписка, контроль выполнения распоряжений и др.). Совет трудового коллектива представляет интересы работающих, обеспечивает решение с директором социально-бытовых и производственных вопросов.
Основные бизнес процессы директора:
- стратегическое развитие организации;
- оперативное устранение возникающих критических ситуаций.
Предложения по автоматизации управления:
Для директора АРМ руководителя и ИСС ( при условии наличия сети ПЭВМ центральной базы данных и реализации на ПЭВМ в подразделениях и службах основных задач управления);
Для референта - АРМ по делопроизводству;
Для секретариата - АРМ по делопроизводству и АРМ по контролю исполнительской дисциплины;
Для юриста – АРМ по ведению нормативных актов.
В непосредственном подчинении директора находятся – Главный инженер, заместители директора, а также Главный бухгалтер, ОТК, штаб ГО на случай чрезвычайных ситуаций, отделы №1 и №2 с секретной и служебной документацией, служба безопасности.
Главный инженер является первым заместителем директора, т.к. он организует техническое развитие предприятия, обеспечивает внедрение "ноу-хау" и научно-технического прогресса. Он и его подразделения занимаются усовершенствованием производимых и проектированием новых, конкуренто-способных изделий, разработкой современных технологий и техпроцессов:
ОГК - обеспечивает высокий научно-технический уровень производимой продукции, конструирование новых и совершенствование изготавливаемых изделий;
ОГТ - обеспечивает разработку и внедрение в производство наиболее прогрессивных технологических процессов, видов оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации производства;
ОГМех – организует обслуживание и поддержание действующего парка оборудования в исправном рабочем состоянии путем проведения своевременного и качественного ремонтного и технического обслуживания (планово-предупредительного ремонта);
ОГЭ - обеспечивает сохранность, надлежащий контроль технического состояния и рациональной эксплуатации всего энергетического оборудования и установок;
ОМН – занимается вопросами совершенствования существующих, разработкой и внедрением прогрессивных норм и нормативов, используемых в производственном процессе;
ИО - осуществляет планирование потребности, организует изготовление или закупку инструментов, оснастки и приспособлений высокого качества для обеспечения производственных подразделений;
Энергетические цехи – организуют нормальное функционирование и эффективное обеспечение всех подразделений необходимыми энергоресурсами;
Ремонтно-механический цех – обеспечивает ремонтное обслуживание технологических установок и оборудования;
ЦЗЛ - осуществляет надлежащий входной контроль поступающих сырья, материалов, полуфабрикатов на соответствие требованиям ГОСТов, технических условий;
Отдел механизации и автоматизации производства - разрабатывает и внедряет средства автоматизации при выполнении трудоемких, тяжелых и ручных работ, особенно с вредными условиями труда;
САПР – служба, которая обеспечивает внедрение систем автоматизированного проектирования конструкций изделий и технологий их изготовления с помощью средств вычислительной техники (ПЭВМ, графопостроителей, сетевой среды);
Отдел охраны труда и техники безопасности – организует обучение и осуществляет контроль за соблюдением инструкций, правил и норм безопасных условий труда:
Технический архив - осуществляет хранение чертежей и другой конструкторско-технологической документации, обеспечивает ею цеха, отделы и службы предприятия.
Инструментальный цех – обеспечивает изготовление инструментов, оснастки, приспособлений, необходимых для изготовления производимой продукции;
Основные бизнес процессы по подразделениям:
- управление инновационной деятельностью – ОГК, ОГТ, ОМН, САПР, опытное производство;
- управление технической подготовкой действующего производства – ОГТ, ОГК, ОМН, ОМиАП, ЦЗЛ, Отдел ТБ, техн.архив;
- управление ремонтным хозяйством – ОГМех, РСЦ;
- управление энергетическим хозяйством – ОГЭ, энерг.цехи;
- управление инструментальным хозяйством – ИО, инстр.цехи.
Предложения по автоматизации управления:
Разработка АРМ руководителя и ИСС для Главного инженера;
Разработка системы УТПП для решения задач организации и подготовки планов новой техники по производству новых изделий и внедрению современных технологий, а также созданию и ведению на машинных носителях всей конструкторско-технологической документации, системы норм и нормативов;
Создание АСУ ТП для автоматизированного ( автоматического) управления отдельными элементами производства (группой оборудования, линией, участком);
Создание САПР для проектирования с помощью ПЭВМ новых изделий, конструкций и технологических процессов;
Разработка системы управления ремонтным хозяйством (УРХ) для ОГМех;
Создание системы управления энергетическим хозяйством (УЭХ) для ОГЭ и энергетических цехов;
Разработка системы управления инструментальным хозяйством (УИХ) для инструментального отдела;
А также создание комплекса АРМ для инженерно-технических работников:
АРМ конструктора;
АРМ технолога;
АРМ нормировщика;
АРМ расчетчика смет;
АРМ плановика ППР;
АРМ энергетика;
АРМ инструментальщика
АРМ архивариуса и т.п.
Зам. директора по капитальному строительству возглавляет работы по реконструкции и расширению предприятия, вводу новых производственных площадей и мощностей, а также строительству объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В отделе капитального строительства и ремонтно-строительном цехе решаются вопросы реконструкции, строительства и ввода в действие новых производственных площадей. Отдел оборудования осуществляет заказ, приобретение и организует установку более совершенного технологического оборудования. На складе оборудования производится складирование и хранение нового оборудования в предмонтажный период, контроль за его сохранностью.
Основные бизнес процессы:
- управление техническим развитием организации – ОКС, ОО, РСЦ, склады оборудования и запчастей.
Предложения по автоматизации управления:
Разработка АРМ руководителя и ИСС для зам. директора;
Создание автоматизированной системы управления техническим развитием, а также разработка комплекса АРМ в составе:
АРМ плановика смет;
АРМ диспетчера;
АРМ экономиста;
АРМ контролера-учетчика;
АРМ прораба;
АРМ товароведа;
АРМ кладовщика склада оборудования и др.
Зам. директора по экономическим вопросам осуществляет руководство работами по совершенствованию экономической деятельности предприятия направленной на более рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, ускорение темпов роста производительности труда, повышение рентабельности производства и снижение себестоимости изготовляемой продукции. Возглавляемые им отделы и службы обеспечивают:
разработку перспективных и текущих обоснованных планов и технико-экономических показателей хозяйственной деятельности цехов, подразделений и предприятия в целом, совершенствование внутрипроизводственного хозрасчета, организацию работы по нормированию и ценообразованию (ПЭО),
учет и контроль всех видов хозяйственной деятельности и начисление заработной платы (Бухгалтерия),
контроль за наличием и расходованием финансовых ресурсов предприятия (Финансовый отдел),
разработку рациональных организационных структур, штатного расписания и прогрессивных систем оплаты труда (ООТиЗ),
оперативный комплексный экономический анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности подразделений и организации в целом, прогнозирование перспектив развития (лаборатория экономического анализа).
Кроме этого, зам. директора поручено решение проблем по внедрению средств вычислительной техники и современных информационных технологий в различные сферы управленческой деятельности (служба АСУ).
Основные бизнес процессы по подразделениям:
- управление экономическим планированием – ПЭО;
- управление затратами – Бухгалтерия;
- управление финансами – Финансовый отдел;
- контроллинг – лаб. Экон.анализа;
- управление организационным обеспечением – ООТИЗ;
- управление информатизацией = служба АСУ.
Предложения по автоматизации управления:
Разработка АРМ руководителя и ИСС для зам.директора;