Файл: Лекции д э. н., профессора Сидоренко Юрия Александровича.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Основные БП у зам.директора по экономике
3. Организация и автоматизация управления производством на общезаводском уровне
4. Что дает моделирование
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Кафедра ИТиИМЭ Дисциплина САОЭИ Контроль знаний К-3-28
по специальности «Информационные системы в экономике»
Форма обучения……..Группа…………..Ф.И.О………………….
Дайте краткий ответ на следующие вопросы:
1. Что является основным элементом национальной экономики и почему
2. Какие подразделения занимаются разработкой современных изделий и технологий
3. Организация и автоматизация управления на внутрицеховом уровне
4. Что моделируется при анализе существующей системы управления
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Кафедра ИТиИМЭ Дисциплина САОЭИ Контроль знаний К-3-29
по специальности «Информационные системы в экономике»
Форма обучения……..Группа…………..Ф.И.О………………….
Дайте краткий ответ на следующие вопросы:
1. Что входит и что дает производственная сфера национальной экономики
2. Какие подразделения занимаются обслуживанием действующего производства
3. Какими БП руководит зам.директора по экономическим вопросам
4. Что подвергается моделированию при автоматизации управления
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Кафедра ИТиИМЭ Дисциплина САОЭИ Контроль знаний К-3-30
по специальности «Информационные системы в экономике»
Форма обучения……..Группа…………..Ф.И.О………………….
Дайте краткий ответ на следующие вопросы:
1. Что включает в себя непроизводственная сфера национальной экономики
2. Обязанности и подразделения у зам.директора по маркетингу и сбыту
3. Система УРХ- назначение, орган, объект управления
4. Предложения по автоматизации деятельности секретариата
Тема 5. БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ
5.1. Общая характеристика состава функциональных расчетов
5.2. Взаимосвязь функциональных расчетов при планировании
5.3. Взаимосвязь функциональных расчетов при учете
Контрольные тестовые вопросы по бизнес-модели
Экзаменационные вопросы по КСР-4
5.1. Общая характеристика состава функциональных расчетов
Функциональные расчеты на конкретном объекте управления охватывают, как правило, все основные направления производственно-хозяйственной деятельности, а именно:
планово-экономическую деятельность (эти работы выполняются в ПЭО, лаб. экономического анализа, а расчеты автоматизируются в системе ТЭП);
бухгалтерский учет и оценка финансового состояния (эти работы выполняются в Бухгалтерии и финансовом отделе, а расчеты автоматизируются в системе БУ и УФ);
производственно-диспетчерская деятельность (эти работы выполняется ПДО завода, ПДБ цехов, начальниками цехов, начальниками участков и бригадирами, а расчеты автоматизируются в системе ОУОП);
снабженческо-сбытовая деятельность (эти работы выполняются в ОМТС, ОВК, ОМН, отделе сбыта, а расчеты автоматизируются в системе УМТС и УСб);
подготовка и обслуживание производственного процесса (работа выполняется в ОГК, ОГТ, ОГМех, ОГЭ, ИО, ТрО и др., а расчеты автоматизируются в системах УТПП, УИХ, УТрХ, УЭХ, УРХ);
управление персоналом (эта работа выполняется в отделе кадров, ОТО, ООТиЗ, а расчеты автоматизируются в системе УКд);
оценка качества производимой продукции (эта работа выполняется службой технического контроля, ЦЗЛ, отд. рекламаций, а расчеты автоматизируются в системе УК) и т.д.
При этом, как правило, наименования автоматизируемым функциональным системам дается в увязке с существующими названиями структурных подразделений и составом выполняемых ими работ. Это дает возможность в процессе создания и функционирования АЭИС иметь по каждой функциональной системе своего заинтересованного заказчика.
Заказчик, являясь одновременно и пользователем получаемых результатов расчетов, должен принимать активное участие в разработке своей функциональной системы, а именно:
1) обеспечить финансирование всех научно-методических, проектных и внедренческих работ по своей системе управления;
2) организовать приобретение необходимой вычислительной техники и ее освоение специалистами подразделений;
3) участвовать в разработке постановок задач и алгоритмов их решения;
4) готовить исходные данные, необходимые для опытной эксплуатации разрабатываемых задач;
5) принять в промышленную эксплуатацию программы, инструкции и организовать обучение исполнителей конкретной работе на ПЭВМ;
6) обеспечить функционирование принятых в промышленную эксплуатацию задач управления;
7) готовить предложения по последующему развитию состава автоматизируемых расчетов.
В связи с повышением уровня компьютеризации управленческого труда и возрастанием квалификации пользователей возможно слияние отдельных систем расчетов по бизнес процессам (направлениям деятельности), исходя из общности реализуемых проблем управления, методологического, информационного и функционального единства автоматизируемых расчетов.
Например в составе технической подготовки и организации обслуживания производства объединить системы УТПП, УИХ, УТрХ, УЭХ, УРХ, УК;
в составе экономического управления объединить ТЭП, БУ, УФ;
в составе управления материальным потоком объединить УСб, ОУОП, УМТС;
выделить в системе управления персоналом такие подсистемы как: управление кадрами, управление карьерным ростом, управление социальной сферой, управление мотивацией и т.д.
Данные объединения, несомненно, связаны с усовершенствованием и коренными изменениями в организационно-функциональной структуре управления объектом.
5.2. Взаимосвязь функциональных расчетов при планировании.
В основе организации текущей производственно-хозяйственной деятельности на любом объекте управления заложена необходимость разработки Плана экономического и социального развития предприятия (организации), в котором определяются основные производственные, финансовые, экономические и социальные показатели. План развития, как правило, включают в себя следующие основные разделы:
план производства товарной продукции, выполнения работ и оказания услуг (готовые изделия, запчасти для РЭН, поставки по кооперации, ТКБН, услуги на сторону);
план материально-технического снабжения;
план по реализации продукции и продаж;
план по труду и заработной плате;
план по издержкам производства;
план по себестоимости и прибыли;
финансовый план и показатели платежеспособности;
а также план капитального строительства и капитальных вложений, план развития науки и техники, план повышения эффективности производства, план социального развития коллектива, план по экологии и охране окружающей среды и др.
-
С разработки плана экономического и социального развития
предприятия (организации) начинается процесс внутрифирменного технико-экономического планирования на следующий год. Основным разделом плана социально-экономического развития является план производства товарной продукции, на который затем рассчитывают все остальные разделы плана. Перечень номенклатуры товарного выпуска предварительно обсуждается руководством организации при участии Омаркетинга, ОГК, ОГТ, ПДО, ПЭО, ОМТС, ОВК и др.
На начальном этапе внутрифирменного планирования в системе ТЭП делаются многовариантные расчеты проекта плана производства товарной продукции. Для выполнение этих расчетов используется следующая информация:
перспективный план развития предприятия ( из системы ТЭП);
задаваемые извне экономические нормы и нормативы функционирования организации как субъекта национальной экономики (уровень рентабельности производства, нормативы окупаемости капитальных вложений, темпы роста производительности труда, система налогообложения, нормативы эффективности производства и др.);
госзаказ (если имеется) и переходящие договора (из системы УСб);
установленный в результате анализа рынка спрос на изготовляемую продукцию (из системы УСб),
расчеты производственных мощностей (из системы УТПП),
известные ограничения на поставку отдельных видов материальных ресурсов и комплектующих изделий (из системы УМТС).
Как правило, расчеты проекта плана производства в системе ТЭП выполняются с использованием ЭММ по различным критериям оптимальности и на установленной системе ограничений. Это позволяет с помощью ЭММ из множества возможных вариантов проанализировать и выбрать один – наиболее предпочтительный (оптимальный), обеспечивающий достижение наилучших показателей производственно-хозяйственной деятельности. Такими критериями оптимальности, как правило, являются: максимальная прибыль от реализации, максимальный объем выпуска товарной продукции, минимальная себестоимость выпуска и др.
Получаемые варианты проектов плана производства по каждому критерию оптимальности анализируются специалистами различных экономических, производственных и снабженческо-сбытовых подразделений (ПЭО, ПДО, ОСб, ОМТС, ОГТ). В результате этого согласования в ПЭО выбирается приемлемый проект плана производства (компромиссный вариант), на основании которого осуществляются расчеты остальных разделов проекта плана соц.экономического развития, а именно:
в системе БУ рассчитываются - проект плана по издержкам производства и проект плана по труду и зарплате;
в системе УМТС делается расчет проекта плана снабжения;
в системе УСб определяется проект плана реализации и продаж;
в системе УФ делается расчет проекта финансового плана и т.д.
Все перечисленные расчеты выполняются, как правило, в укрупненных (сводных) показателях с их стоимостной оценкой. Полученные проекты разделов плана развития организации передаются затем в систему ТЭП, где компонуется окончательный вариант ВСЕГО проекта плана экономического и социального развития, который затем детально рассматривается руководством, специалистами аналитиками и принимается к исполнению.
1 Утвержденный план экономического и социального развития предприятия (организации) передается в вышестоящую инстанцию для согласования своей деятельности с другими субъектами региона и отрасли, а его утвержденные соответствующие разделы направляются в конкретные системы управления для последующей детализации и конкретизации расчетов, руководства и организации выполнения.
Так, информация о принятом плане реализации и продаж используется в системе УСб при наборе конкретных заказов;
предполагаемый план производства товарной продукции передается в систему ОУОП для ориентации и подготовки производственных подразделений на планируемые объемы работ;
информация о принятом плане снабжения поступает в систему УМТС, для организации договорной компании с поставщиками;
сведения о запланированных затратах по издержкам производства и заработной плате выдаются в систему БУ для последующего контроля за расходованием по статьям затрат;
информация о принятом финансовом плане передается в систему УФ для контроля за наличием и движением денежных средств.
2 В системе УСб