Файл: Отчет о прохождении практики по профилю специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Общая характеристика деятельности учреждения. Нормативная документация деятельности учреждения
Муниципальное учреждение «Рыбинский комплексный центр социального обслуживания населения» создано в 1988 году. Учреждение осуществляет на территории городского округа город Рыбинск действия по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину, нуждающемуся в социальном обслуживании, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Учредителем Учреждения является городской округ город Рыбинск. Функции и полномочия Учреждения от имени городского округа город Рыбинск осуществляет непосредственно Администрация городского округа город Рыбинск, а также через Департамент по социальной защите населения Администрация городского округа город Рыбинск и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск.
Основной целью деятельности Учреждения является реализация государственного полномочия Ярославской области по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан в части оказания социальных услуг гражданам, признанными нуждающимся в социальном обслуживании в установленном порядке.
Социальные услуги предоставляются в следующих формах:
Полустационарное социальное обслуживание:
- Социально-реабилитационное отделение;
- Отделение срочного социального обслуживания;
- Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан.
Социальное обслуживание на дому.
2 Виды предоставления социальных услуг
Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.[2]
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы (далее - клиенты):
- в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
- в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
- в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
- на дому;
- в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);
- в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Социальные услуги предоставляют клиентам в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации.
3 Анализ деятельности специалистов в данной сфере
Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Сущность эффективности социальной работы выражается в способности позитивно реагировать и отвечать на потребности социально уязвимой части населения.[4]
В соответствии с установленными стандартами и должностной инструкцией на социального работника возложены следующие должностные обязанности:
- выявление семей и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи;
- установление причин возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, оказание им содействия в их разрешении и социальной защиты;
- содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;
- выявление и оказание содействия гражданам, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и социальные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
- выявление в зоне обслуживания малоимущих граждан всех категорий, остро нуждающихся в услугах срочной социальной помощи, в том числе с использованием информации от общественных организаций;
- запись одиноких престарелых, нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании с дальнейшей передачей их в отделения социальной помощи на дому;
- сбор банка данных о нуждающихся в различных видах социальной помощи, вносит предложения по ее оказанию и ведение картотеки;
- составление акта материально-бытового обследования и внесение предложений об оказании помощи на рассмотрение руководству Центра, в случае необходимости организация доставки гуманитарной и натуральной помощи на дом обратившемуся в Центр, составление ведомости об оказании помощи с личными подписями получателей.[3]
Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.
Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:
- эмпатийность;
- психологическая компетентность;
- деликатность и тактичность;
- человечность и гуманность, милосердие;
- организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
- высокая духовная культура и нравственность;
- социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
- умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
- направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
- учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
- стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
- честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.
4 Категории граждан имеющих право на социальное обслуживание и защиту
Право на социальное обслуживание имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, беженцы случае наличия следующих обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности:[1]
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании принимает уполномоченный орган субъекта РФ (в большинстве регионов – это органы социальной защиты населения).[5]
Основания для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания:
- заявление, поданное в уполномоченный орган субъекта РФ гражданином или его законным представителем;
- обращение в уполномоченный орган субъекта РФ в интересах гражданина иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Документы, которые необходимо предоставить в уполномоченный орган субъекта для получения социальных услуг гражданами:
- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг и представителя (при обращении представителя);
- документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении представителя);
- документ, подтверждающий место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг и представителя (при обращении представителя);
- документы (сведения), подтверждающие наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в стационарной форме социального обслуживания;
- заключение уполномоченной медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний для получения социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
- документы об условиях проживания и составе семьи (при ее наличии) получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе, необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
- индивидуальная программа (при наличии действующей индивидуальной программы).
5 Особенности полустационарного социального обслуживания
Полустационарное социальное обслуживание используется для таких граждан пожилого возраста и инвалидов, которые способны обслуживать сами себя и могут активно передвигаться. Они не должны иметь медицинских противопоказаний для зачисления на подобное социальное обслуживание. Также в эту группу включены дети, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Осуществление полустационарного социального обслуживания производят полустационарные организации (предприятия, учреждения) социального ухода или отделения пребывания, как в ночное, так и в дневное время. Они формируются в центрах общественного социального обслуживания и применяются для помощи в проведении мероприятий в области социальной адаптации к условиям жизни в обществе клиентов социальной службы, которые утратили социально полезные связи.[6]
В рассматриваемых учреждениях могут быть оказаны услуги по: организации питания, быта и досуга (например, обеспечение горячей едой и питьем, выдача постельного белья, обеспечение газетами, книгами, журналами и др.); социальным медицинским услугам (например, получение медицинской психологической помощи, санитарные и гигиенические услуги, лечебные и оздоровительные мероприятия, реабилитационные мероприятия для инвалидов, помощь в получении путевок на санаторное, курортное лечение, содействие в протезировании и др.); получению образования и профессиональной подготовке; помощи в трудоустройстве; оказанию правовых услуг; содействию для организации ритуальных услуг.[
Для людей без соответствующего места жительства и занятия, могут быть созданы специальные полустационарные учреждения, включая дом для ночевки, гостиница или приют, центр социальной адаптации. В подобных организациях могут быть предоставлены услуги ночлега, первой доврачебной помощи, предоставления предметов личной гигиены и санитарной обработки, одноразового бесплатного питания, консультациям в вопросах бытового устройства и трудоустройства, помощи в оформлении документации, удостоверяющей личность человека, определению в стационарные учреждения, осуществляющие социальное обслуживание.