ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр
"Дошкольная педагогика, прикладная психология"
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Организационная психология
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №
по учебному курсу «Экспериментальная психология»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Изюмникова Мария Андреевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбдо-2001а | |
| | |
Преподаватель | Бунина Елена Викторовна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Практическое задание 1
Тема 1. Теоретические основы экспериментальной психологии.
Задание
Найти в среде Интернет, прочитать и составить конспект текстов.
1. Зароченцев К.Д. Этика психологических исследований / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков // Экспериментальная психология. – М., 2005. – С.29-30.
2. Носс И.Н. : Проблема истинности психологического знания (С.23-31), Проблемы научного познания в психологии (С. 32-36), Качественное оценивание в психологии (С. 36-39)// Введение в практику психологического эксперимента. – М., 2006.
Этика психологических исследований
Решение о проведении исследования должно основываться на сознательном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Принимая решение о проведении исследования, психологи должны выполнять свои планы с уважением к людям, которые в них участвуют, и заботиться об их достоинстве и благополучии.
Изложенные ниже утверждения объясняют исследователю этичное и ответственное отношение к участникам при проведении исследования, от первоначального замысла до шагов, необходимых для сохранения конфиденциальности данных эксперимента.
"Не навреди!" - принцип, применимый к любому виду профессиональной деятельности. Медицина и психология слишком близко подходят к границе интимного мира человека, напрямую касаются его проблем со здоровьем и часто - возможности продолжения жизни, чтобы рассматривать этот принцип просто как один из постулатов общечеловеческой этики. Поэтому «Не навреди!» Клятва Гиппократа специально провозглашается доминантой профессиональной этики врача и во многих странах является основой профессионального кодекса психолога.
Во многих странах приняты специальные профессиональные кодексы психолога, регламентирующие его деятельность и устанавливающие для нее строгие этические рамки. В России принятие соответствующего кодекса не выходило за рамки проектов и предложений. Тем не менее, вот некоторые из этических требований, специфичных для психолога-экспериментатора. При работе с подопытными необходимо:
1. Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той степени, в которой он смог принять ответственное решение о своем участии.
2. Защищайте испытуемого от повреждений и дискомфорта.
3. Позаботьтесь о конфиденциальности информации.
4. Объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.
5. Психолог вправе браться за решение только тех проблем, которые входят в его компетенцию.
Помимо этических проблем, связанных с прямым общением между экспериментатором и испытуемым, элементарная человеческая порядочность требует соблюдения этических требований при определении целей и задач исследования, в их общей организации и проведении.
Проблема истинности психологического знания
Научное знание направлено получение новых знаний как отражения связей действительности. Научные исследования отличает целеустремленность, использование научных методов, системность, ориентация на открытие тенденций, закономерностей и законов действительности. Задача научного познания заключается не только в раскрытии сущности изучаемых объектов, но и на выявление самих фактов, посредством которых эта сущность раскрывается. Следует иметь в виду, что исследования считаются научными, что, во-первых, связано с установлением какого-либо важного направления в научных исследованиях, их целесообразностью и перспективностью, а во-вторых, не связано с необходимостью получения положительного результата. Отрицательный результат также может иметь значение для науки.
Исследование должно иметь перспективу и конкретную цель.
1. Перспектива исследования - это «конечная» цель исследования, в ее качестве выступает «абсолютная истина». В теории экспериментальной психологии понятие «истина» характеризуется следующими категориями философии науки: «абсолютное-относительное», «объективно-субъективное», «частично-целое» и «качество-количество». Абсолютную истину в полной мере можно отнести только к богословским воззрениям.
Эпистемология психологических исследований может интерпретировать «абсолютную истину» только как конкретный результат эксперимента, подтверждающего наиболее конкурентоспособную научную теорию на определенном этапе развития психологического знания.
Относительность истины как экспериментально подтвержденного научного факта проистекает из релятивизма психологического знания. Поскольку психологическое знание - это форма человеческого отражения реальности, истинная психологическая теория меняется с развитием как человека, так и общества. Вряд ли можно с полной уверенностью говорить об абсолютной истине как о перспективе психологического исследования.
2. Конкретная цель психологического эксперимента - достижение результата исследования. С учетом реальных условий цель трансформируется в исследовательскую задачу, то есть в «конкретную цель». Категория «относительной истины» применима к эмпирическому результату исследования. Он может быть объективным и субъективным. Объективность результата определяется его достоверной объективностью и социальным опытом. Объективность истины - это реальный результат эксперимента, который выражается в виде объективной связи изучаемых явлений или содержания самого явления, выраженного в числовом выражении.
Существенной характеристикой достоверности и объективности психологического знания является возможность адекватного и объективного восприятия результатов эксперимента и их воспроизведения другим исследователем.
Социальный опыт влияет на полученные результаты исследования через отражение в сознании психолога. С одной стороны, многочисленные экспериментальные результаты генерируют и развивают эмпирический опыт, а с другой стороны, теоретический и исследовательский багаж исследователя действует как консервативный фильтр необоснованных выводов и артефактов.
Субъективность психологического знания исходит из индивидуальных возможностей исследователя в процессе интерпретации эмпирических данных. Тут субъективность истины определяется опытом конкретного экспериментатора, иллюзорным видением исследуемого явления, интуитивной составляющей.
В теории искусственно изолированы объективные и субъективные аспекты психологического знания. Наиболее полно они проявляются в психологической науке в процессе накопления отдельных экспериментальных фактов и формирования общенаучного заключения.
Абстрагирование от черт, выделение существенных черт - суть превращения субъективности в объективный факт, психологического явления в закон. Объективность знания не всегда напрямую определяется прагматизмом опыта, основанным на частоте проявления и закрепления положительного результата. Объективность психологического знания может быть выражена в виде структуры альтернативных фактов.
Конкретная цель исследования как поиск истинного знания существует как минимум в трех формах: открытие, доказательство и построение уникального знания. Эти типы не являются антиподами и объединены тем, что в результате проявления творческого подхода к изучению действительности рождаются новые знания.
Существенное различие между открытием и конструированием состоит в том, что первое понятие включает в свое содержание процесс эмпирического познания уже существующего в действительности объекта независимо от исследователя.
Конструирование в науке обычно существует, во-первых, в форме изобретения, то есть создания искусственного объекта, которого нет в природе. Во-вторых, в психологии как науке о конкретном отражении человеком существующей реальности понятие «конструирование» может полностью относиться только к области создания уникального инструмента изучения психики.
Доказательство можно назвать особым видом научного исследования, поскольку процессы открытия и доказательства в рамках получения нового научного факта хоть и близки, но все же не идентичны и не совпадают ни во времени, ни в пространстве. Доказательство - это познавательный процесс подтверждения полученных фактов как истинности, который может быть основан на: формально-логическом анализе изучаемых психологических фактов и явлений, интуиции ученого или вере.
В результате исследования экспериментатор выявляет некоторые научные факты, содержащие истину. Они подразделяются на эмпирические и теоретические.
Эмпирическое знание - это факты, зафиксированные в результате эксперимента или наблюдения в форме событий, эффектов, явлений, свойств, связей и отношений. Открытие нового эмпирического факта имеет решающее значение для развития системы научных знаний, в частности научной теории, а также является условием развития последней.
Эмпирические факты включают: а) экспериментальные факты, предсказанные теорией, то есть те, которые связаны с логической зависимостью или предсказуемостью; б) экспериментальные факты, которые не предсказываются теорией, но укладываются в нее или ее более развитую форму; в) экспериментальные факты, которые вступают в противоречие с существующими теориями и требуют для своего объяснения радикального слома существующих взглядов, построения новой теории. Следствием последнего является возможность постановки задачи определения принципов фундаментальных преобразований научного знания.
На стадии нормального развития науки экспериментальные данные подтверждают теорию, а не доказывают ее. Напротив, любое экспериментальное знание несет на себе отпечаток теории. В революционный период изменения теории эмпирические факты более низкого уровня, которые исходят непосредственно из лабораторных экспериментов, остаются относительно неизменными. Хотя некоторые из них вызывают аномалии в научных исследованиях. Меняются научные формулы более высокого теоретического уровня. На основе революционных изменений с приходом новой теории в последующий период происходит пересмотр подходов к интерпретации научных фактов более низкого уровня.