Файл: Исследование межличностных отношений Название методик Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Подберите методики исследования межличностных отношений в группе, классе, семье для детей с нарушенным слухом разных возрастов. Обоснуйте свой выбор.) 


Исследование межличностных отношений 

Название методик 

Цель  

«Выбор в действии» 

изучение и оценка межличностных отношений в группе детей младшего дошкольного возраста.

Методика «Два домика»

определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

социометрический метод Дж. Морено

Социометрическая процедура имеет целью:

 а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

 б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

 в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Тест позволяет анализировать особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус — позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. 

Методы диагностики и исследования межличностных отношений детей в семье Цветовой тест отношений Изучение личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми Методика Рене Жиля Тест "Рисунок семьи" Кинетический рисунок семьи Рисунок семьи (модификация для сиблингов) Методика изучения идентификации детей с родителями Детская методика "Завершение предложения" (вариант В. Михала) Сказки Дюсса (Десперт) Опросник социализации для школьников "Моя семья" Опросник для детей "Наедине с собой" Детский тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье" (Е. Бене) Методика незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений Опросник "Взаимодействия родитель-ребенок" (ВРР) Психологическая методика "Подростки о родителях"


Взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха





2. Проведите наблюдение за малыми группами неслышащих детей (в дошкольном/школьном учреждении) или в семье. Опишите особенности, характерные для отношений в этих группах.

    Стороны исследования    

    Результаты исследования    

Изучение навыков общения детей со взрослыми и сверстниками, которое проводилось в ходе наблюдения за детьми в процессе занятий и в свободной деятельности, а также в результате экспертной оценки воспитателя каждого ребенка

Проведено исследование в группе, 5 детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

По результатам экспертной оценки было выявлено, что у 1 ребенка умения и навыки сформированы на высоком уровне. По мнению воспитателя, этот ребенок занимает активную позицию в общении, умеет поддержать диалог в процессе общения, привлечь внимание собеседника, использует вербальные и невербальные средства общения. Ребенок адекватно эмоционально реагирует и умеет замечать эмоциональное состояние партнера, проявляет чуткость, оказывает помощь.

У двух детей выявлен средний уровень умений и навыков общения. Эти дети испытывают затруднения начать общение, привлечь внимание взрослого или сверстника. В процессе общения используют преимущественно невербальные средства общения. Эмоционально реагируют и замечают эмоции других, умеют помогать, но проявляют эти умения эпизодически и по просьбе взрослого.

У двух детей выявлен низкий уровень умений и навыков общения. Эти дети предпочитают общаться только со взрослыми и ограниченным количеством детей в группе, их отличает отсутствие умений поддерживать общение, умений привлечь внимание собеседника, 

особенно сверстников, умений использовать вежливые слова, проявлять сочувствие и оказывать помощь.


  Стороны исследования    

    Результаты исследования    

 Восприятие и оценка

В ходе наблюдения,я пришла к выводу, что дети с нарушенным слухом не всегда адекватно оценивают свое место в общей системе личных взаимоотношений в группе (. Иначе обстоит дело с умением воспринимать и оценивать успеваемость, поведение и внешность, т.е. параметры, характеризующие роль ученика). Проводилась письменная работа на тему «Что думают обо мне, как меня оценивают, как ко мне относятся ребята нашего двора? Учителя? Учащиеся моего класса? Мои близкие друзья?».Выявлено три группы испытуемых с высокой, средней и низкой ожидаемой оценкой.Качественный анализ данных показал, что у глухих школьников в ряде случаев ожидаемые оценки полностью совпадают с оценками, характерными для идеальной личности, т.е. глухие учащиеся нередко полагают, что многие из качеств личности (честность, вежливость, трудолюбие, ум, смелость) будут оценены их одноклассниками самым высоким баллом.Особый интерес представляет проблема адекватности оценок, ожидаемых глухими школьниками. Способность правильно представлять, что ожидают от тебя окружающие, каково их отношение к тебе, определяет самочувствие личности в группе. Поэтому было важно выяснить, насколько ожидаемая оценка школьника совпадает с реальными оценками, даваемыми окружающими, в частности с оценками сверстников. У подавляющего большинства глухих школьников выявлен высокий и средний уровень сензитивности к оценкам окружающих— большинство из них постоянно ориентируется на мнение окружающих. Низкий уровень сензитивности присущ лишь небольшой части испытуемых. Глухие школьники преимущественно заинтересованы в высокой оценке таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, учебные и спортивные успехи.

Дружба и товарищество

Исследования показали, что глухие дети отстают в усвоении и выделении существенных сторон понятия «дружба», их суждения отличает упрощенность и излишняя конкретность (например, если упоминается такая черта, как способность прийти на помощь, то указывается, кому именно и когда), даже у старшеклассников наблюдается подмена понятий «хороший друг» и «примерный ученик». С возрастом углубляется и становится более тонким понимание личностных, дружеских взаимоотношений, на первый план выдвигаются качества нравственного плана, такие, как чуткость, внимательность. Слабослышащие юноши и девушки ценят в друзьях такие качества личности, как доброта, готовность помочь, верность, приветливость и др. По мере взросления они более глубоко и точно чувствуют сущность дружеских отношений, точнее выделяют среди многих положительных качеств человека именно те, которые характеризуют его как хорошего друга, но затрудняются в обосновании сделанных выборов, приводят ряд однообразных пояснений. В описании друга часто наблюдается излишняя детальность и ситуативность.

Формирование более глубокого понимания таких сложных человеческих отношений, как дружба и товарищество, требует не только усвоения соответствующего словарного запаса, но и широкого круга общения, активного участия в нем, постоянного осмысления и анализа различных ситуаций, оценки общающихся и их поведения.