Файл: Урок русского языка в 11 классе Цель закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий егэ. Задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексная подготовка к ЕГЭ

(урок русского языка в 11 классе

Цель:

  • закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.

Задачи:
образовательные : закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм .
развивающие : развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся.
воспитательные : способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование: карточки, компьютер, проектор, тексты.
Ход урока.


  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!



Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”
Но что значит беречь язык?
Это значит грамотно писать и правильно говорить. 



  1. Постановка цели и задач урока.




  1. Орфоэпическая разминка. ( Работа в группах)


Выпишите из предложенных слов лишь те, которые соответствуют условию:
1 группа – с ударением на первом слоге;

2 группа – с ударением на втором слоге;

3 группа – с ударением на третьем слоге;

4 группа – с ударением на четвёртом слоге.
На экран проецируются слова:

ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ. , УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР , ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ. (Взаимопроверка)


Проецируются ответы:
1 – знАмение , Иконопись, тУфля, бАрмен

2 – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство

3 – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ

4 – сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕнность.


  1. Актуализация знаний лексических норм.

На экран проецируются слова ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ.
Как называются такие слова?

Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:

  • относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;

  • проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;

  • относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.


Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение. (Задание выполняется самостоятельно).


  1. Актуализация знаний морфологических норм. (Задания с комментариями выполняются коллективно с записью в тетрадях).


1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) любимые профессора

Б) биение сердец

В) более пятьсот экземпляров

Г) быть образованнее

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

А) в пятидесяти метрах

Б) много брелков

В) у ярких георгин

Г) быть более решительнее

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. 

  1. Актуализация знаний синтаксических норм. ( Карточки распечатаны)

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. (Самостоятельная работа в парах).

Грамматические ошибки Предложения

А) нарушение в построении предложения 1) Радость и грусть относятся к

с деепричастным оборотом эмоциональной сфере деятельности

человека.

Б) нарушение в построении предложений с 2) Миллиард звезд смотрят на меня

однородными членами с высоты бездонного неба



В) нарушение связи между подлежащим и 3)Поднявшись на горную вершину

сказуемым перед нами открывается прекрасная

панорама.

Г) неправильное употребление падежной 4) Мой друг любит юмористические

формы существительного рассказы и смеяться

Д) неправильное построение предложения 5) Согласно принятого решения мы

с косвенной речью приступили к озеленению площадки

6) Смотритель сказал, готовы ли

лошади

Исправьте ошибки. Запишите предложения в соответствии с синтаксическими нормами. ( Проверка с устным комментарием).







































  1. Актуализация знаний пунктуации в сложном предложении. Предложения спроецированы на экране. (Задание выполняется коллективно с комментарием ).



Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов.


1) Подъем на вершину был настолько труден что когда мы достигли цели уже не было сил радоваться и мы просто улыбнулись друг другу . 2) Идти безоружному рискованно однако если человек взялся за дело то он должен делать его без колебаний и сомнений (М.Гумилевская). 3) Если что-либо тебе не по силам то не решай еще что оно невозможно для человека но если что-нибудь возможно то считай что оно доступно и тебе.( Марк Аврелий). 
7. Анализ текста. Текст распечатан. (Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой)


  1. Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.

  2. Там, в родных местах, так же, как и в моем детстве и юности, цветут купавы в болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру.

3 ) Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки.


4) Там везде говорят по-русски, это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности.



(К. Бальмонт)
Задания.

  1. Определите стиль речи.

  2. Определите тип речи.

  3. Определите тему текста.

  4. Найдите средства художественной выразительности.

  5. Определите проблему, которую ставит автор.

  6. Определите главную мысль текста.


8. Пунктуационный разбор. Учащийся выполняет у доски, на которой предложение уже записано.

Не должно быть слепых к красоте глухих к слову и настоящей музыке чёрствых к добру беспамятных к прошлому а для этого нужны знания нужна интеллектуальность дающаяся гуманитарными науками. ( По Д.С. Лихачеву)
Дайте определения слов «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ» и «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ».
Можно ли данные слова назвать паронимами?

Делаем вывод о том, что в первой части предложения говорится именно об интеллигентности.
Можно ли сказать, что в данном предложении автор ставит некие проблемы? Каковы они?

  • Проблема необходимости миру интеллигентных людей.

  • Проблема взаимосвязи интеллигентности и интеллектуальности.


Автор считает, что интеллигентность невозможна без интеллектуальности. В домашней работе поразмышляйте над одной из данных проблем, сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте её.
9.Обобщение. Слово учителя.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский)



10. Итог урока.
11. Домашнее задание.
Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому, а для этого нужны знания, нужна интеллектуальность, дающаяся гуманитарными науками.


( по Д.С. Лихачеву)

Выскажите свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументируйте ее.