Файл: Урок русского языка в 11 классе Цель закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий егэ. Задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
(урок русского языка в 11 классе
Цель:
-
закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.
Задачи:
образовательные : закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм .
развивающие : развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся.
воспитательные : способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование: карточки, компьютер, проектор, тексты.
Ход урока.
-
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”
Но что значит беречь язык?
Это значит грамотно писать и правильно говорить.
-
Постановка цели и задач урока.
-
Орфоэпическая разминка. ( Работа в группах)
Выпишите из предложенных слов лишь те, которые соответствуют условию:
1 группа – с ударением на первом слоге;
2 группа – с ударением на втором слоге;
3 группа – с ударением на третьем слоге;
4 группа – с ударением на четвёртом слоге.
На экран проецируются слова:
ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ. , УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР , ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ. (Взаимопроверка)
Проецируются ответы:
1 – знАмение , Иконопись, тУфля, бАрмен
2 – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство
3 – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ
4 – сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕнность.
-
Актуализация знаний лексических норм.
На экран проецируются слова ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ.
Как называются такие слова?
Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:
-
относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру; -
проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; -
относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.
Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение. (Задание выполняется самостоятельно).
-
Актуализация знаний морфологических норм. (Задания с комментариями выполняются коллективно с записью в тетрадях).
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
А) любимые профессора
Б) биение сердец
В) более пятьсот экземпляров
Г) быть образованнее
2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены
А) в пятидесяти метрах
Б) много брелков
В) у ярких георгин
Г) быть более решительнее
Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании.
-
Актуализация знаний синтаксических норм. ( Карточки распечатаны)
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. (Самостоятельная работа в парах).
Грамматические ошибки Предложения
А) нарушение в построении предложения 1) Радость и грусть относятся к
с деепричастным оборотом эмоциональной сфере деятельности
человека.
Б) нарушение в построении предложений с 2) Миллиард звезд смотрят на меня
однородными членами с высоты бездонного неба
В) нарушение связи между подлежащим и 3)Поднявшись на горную вершину
сказуемым перед нами открывается прекрасная
панорама.
Г) неправильное употребление падежной 4) Мой друг любит юмористические
формы существительного рассказы и смеяться
Д) неправильное построение предложения 5) Согласно принятого решения мы
с косвенной речью приступили к озеленению площадки
6) Смотритель сказал, готовы ли
лошади
Исправьте ошибки. Запишите предложения в соответствии с синтаксическими нормами. ( Проверка с устным комментарием).
| |
| |
| |
| |
| |
| |
-
Актуализация знаний пунктуации в сложном предложении. Предложения спроецированы на экране. (Задание выполняется коллективно с комментарием ).
Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов.
1) Подъем на вершину был настолько труден что когда мы достигли цели уже не было сил радоваться и мы просто улыбнулись друг другу . 2) Идти безоружному рискованно однако если человек взялся за дело то он должен делать его без колебаний и сомнений (М.Гумилевская). 3) Если что-либо тебе не по силам то не решай еще что оно невозможно для человека но если что-нибудь возможно то считай что оно доступно и тебе.( Марк Аврелий).
7. Анализ текста. Текст распечатан. (Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой)
-
Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. -
Там, в родных местах, так же, как и в моем детстве и юности, цветут купавы в болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру.
3 ) Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки.
4) Там везде говорят по-русски, это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности.
(К. Бальмонт)
Задания.
-
Определите стиль речи. -
Определите тип речи. -
Определите тему текста. -
Найдите средства художественной выразительности. -
Определите проблему, которую ставит автор. -
Определите главную мысль текста.
8. Пунктуационный разбор. Учащийся выполняет у доски, на которой предложение уже записано.
Не должно быть слепых к красоте глухих к слову и настоящей музыке чёрствых к добру беспамятных к прошлому а для этого нужны знания нужна интеллектуальность дающаяся гуманитарными науками. ( По Д.С. Лихачеву)
Дайте определения слов «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ» и «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ».
Можно ли данные слова назвать паронимами?
Делаем вывод о том, что в первой части предложения говорится именно об интеллигентности.
Можно ли сказать, что в данном предложении автор ставит некие проблемы? Каковы они?
-
Проблема необходимости миру интеллигентных людей. -
Проблема взаимосвязи интеллигентности и интеллектуальности.
Автор считает, что интеллигентность невозможна без интеллектуальности. В домашней работе поразмышляйте над одной из данных проблем, сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте её.
9.Обобщение. Слово учителя.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский)
10. Итог урока.
11. Домашнее задание.
Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому, а для этого нужны знания, нужна интеллектуальность, дающаяся гуманитарными науками.
( по Д.С. Лихачеву)
Выскажите свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументируйте ее.