Файл: Методические указания по практической подготовке при реализации учебной практики учебная практика (учебноознакомительная).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»

Кафедра «Педагогики, психологии и социальной работы»




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

(УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ)

Б2.О.01 (У)


Направление подготовки: 37.03.01 Психология

Направленность (профиль) программы:

«Психологическое сопровождение в образовании и социальной сфере»

Омск, 2022

Составитель:
доцент кафедры Педагогики, психологии и социальной работы

к.биол.н., доцент Н.Н. Князева

Рекомендованы решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы

Протокол от 25 .03. 2022 г. № 8

Зав. кафедрой д.п.н., профессор Е.В. Лопанова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Цели и задачи практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики

3. Формы и способы проведения учебной (учебно-ознакомительной) практики

4. Организация практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики

5. Содержание практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики

6. Структура отчета практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики

7. Требования к оформлению отчета практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики

Приложения

1. Общие положения

Практическая подготовка в форме учебной практики (учебно-ознакомительная) (далее – учебная практика) является компонентом образовательной программы, предусмотренным учебным планом (пункт 22 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ), является
обязательным разделом ОПОП ВО по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» направленность (профиль) подготовки «Психологическое сопровождение в образовании и социальной сфере», проводится в соответствии с ФГОС ВО, графиком учебного процесса, учебным планом. Учебная (учебно-ознакомительная) практика Б2.О.01(У) относится к модулю «Психологическое сопровождение в образовании и социальной сфере» учебного плана.

Раздел образовательной программы «Практика» представляет собой практическую подготовку обучающихся. Практическая подготовка – это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю Блок 2. Практика (часть практик, включенных в обязательную часть или часть, формируемую участниками образовательных отношений, размещены в комплексных модулях) содержит учебную (учебно-ознакомительную) практику, которая позволяет закрепить теоретический материал на уровне практических умений.

Методические указания составлены в соответствии с:

- ФЗ Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ

- Приказом N 885/390, соответственно - Положением о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 885/390 (зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59778).

- Положением о практической подготовке обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы магистратуры в ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия» (одобренным на заседании Студенческого совета протокол № 2 от 28.09.2020 г, одобренным решением Ученого совета ЧУОО ВО «ОмГА» протокол № 2 от 28.09.2020 года, утвержденным Председателем Ученого совета пр.№ 122 от 28.09.2020 г).
2. Цели и задачи практической подготовки в форме учебной практики

Согласно Учебному плану направления подготовки 37.03.01 «Психология» направленность (профиль) подготовки «Психологическое сопровождение в образовании и социальной сфере» реализация учебной практики может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом.



Учебная практика относится к Блоку 2. Практика (часть практик, включенных в обязательную часть или часть, формируемую участниками образовательных отношений, размещены в комплексных модулях) по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», проводится в соответствии с ФГОС ВО, графиком учебного процесса, учебным планом.

Целями практической подготовки в форме учебной практики (учебно-ознакомительной) (далее учебная практика) является формирование более детального представления о будущей профессии, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний; выработка умений применять полученные практические навыки при решении профессионально-прикладных и методических вопросов, приобретение практических навыков самостоятельной работы в области 37.03.01 «Психология».

Целями учебной практики являются:

    • приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения;

    • знакомство с работой психолога в учреждении/организации и должностными обязанностями психолога;

    • приобретение практикантами умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности по избранному направлению подготовки в учреждении / организации.

  • получение первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.


К задачам практической подготовки в форме учебной практики относятся:

  • актуализация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по профессиональным и специальным дисциплинам.

  • приобретение профессионально-значимых умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

  • приобретение опыта профессионального общения и взаимодействия с получателями образовательных и социальных услуг, и работниками учреждений и организации системы социальной работы и образования.

  • изучение организации системы предоставления образовательных услуг, социальных услуг, социальной помощи и поддержки различным категориям населениям.

Учебная практика Б2.О.01(У) входит в Блок 2. Практика (часть практик, включенных в обязательную часть или часть, формируемую участниками образовательных отношений, размещены в комплексных модулях), его обязательную часть, базируется на изучении следующих дисциплин:

- Введение в профессию;

- Общая психология;


- Практикум по общей психологии;

- Основы самоорганизации и саморазвития студента;

- Психология безопасности.
Реализуется на 2 курсе в 3 семестре – очная и очно-заочная форма обучения.

Общая продолжительность – 108 ч. (2 недели).

Общая трудоемкость практики 3 з.е.
3. Формы и способы проведения практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики

Практику обучающиеся проходят в организации, осуществляющей деятельность по направленности (профилю) программы «Психология», в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора о практической подготовке.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности, на основании договора, заключаемого между Академией и профильной организацией в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практической подготовки.

В процессе прохождения практики обучающиеся находятся на рабочих местах и выполняют часть обязанностей штатных работников, как внештатные работники, а при наличии вакансии практикант может быть зачислен на штатную должность с выплатой заработной платы. Зачисление обучающегося на штатные должности не освобождает их от выполнения программы практики.

При организации практической подготовки, включающей в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237), Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. № 1032н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2019 г., регистрационный № 56976), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 187н/268н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2020 г., регистрационный № 58320), Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2020 г. № 455н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2020 г., регистрационный № 58430).


Для лиц с ограниченными возможностями здоровья программы в форме практической подготовки при реализации учебной практики должны учитывать состояние здоровья и требования по доступности мест прохождения практики и аудиторий для получения консультаций у руководителя. Академия и профильная организация должны соответствовать условиям организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяющегося адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Под специальными условиями для программы в форме практической подготовки при реализации учебной практики обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа к зданиям организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Учебная (учебно-ознакомительная) практика проводится набазе соответствующих профильных организаций: учреждений системы образования, территориальных учреждений и организаций социальной защиты населения(Управления труда и социальной защиты населения), учреждений системы социальной защиты населения (Центры социального обслуживаниянаселения, учреждения стационарного социального обслуживания населения, учреждениясоциального обслуживания семьи и детей и др.) (в штате организации должен быть психолог). Руководителем практики от профильной организации должен быть психолог организации.

Обучающиеся проходят практику на основе договоров о практической подготовке с организациями.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при реализации учебной практики должны учитываться состояние здоровья и требования по доступности мест прохождения практики и аудиторий для получения консультаций у руководителя. Академия и профильная организация должны соответствовать условиям организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяющегося адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Под специальными условиями для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов понимаются условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа к зданиям организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.