Файл: 1. 2 Методологическая организация аудита финансовохозяйственной деятельности 15.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Об обоснованности ревизии, если игнорируются просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких–либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, в частности данные, оправдывающие заинтересованных.

Необъективность и связанная с ней односторонность ревизии приводят к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами;

  • гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать. Ревизоры с момента начала ревизии устанавливают контакт с работниками всех структурных подразделений организации, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством ревизуемой организации, затем о них информируют непосредственно заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизорами, и ориентирует их на объективную оценку материалов;

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе, от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и во внеплановом порядке.

Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предельный срок ревизии, как правило, не может превышать 45 дней. В частности, именно такая длительность ревизионной проверки установлена Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово–бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово–бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (утвержден приказом МФ РФ от 04.09.2007 г. № 75н). Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя организации, назначившей ревизию, а при проведении ревизии по требованию следственных органов – с их согласия.


Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого предприятия, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный период.

Проведению комплексной ревизии предшествует тщательная подготовка, изучение имеющихся в организации, назначившей ревизию, плановых, отчетных и статистических данных, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, поступивших сигналов и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние ревизуемого предприятия.

На основе изучения указанных материалов разрабатывается программа ревизии (задание), предусматривающая перечень основных вопросов ревизии, на которых следует сосредоточить внимание, а также период, за который должна быть проведена ревизия. Наряду с программой разрабатывается план одновременного проведения ревизий касс и инвентаризации материальных ценностей.

При комплексной ревизии деятельности производственного объединения в программе предусматривается, какие производственные единицы (филиалы) объединения должны быть подвергнуты ревизии. При этом ревизией должны быть охвачены не менее 2–3 производственных единиц. Основополагающий подход к ревизорской проверке заключается в последовательности и необходимости осуществления действий по следующим направлениям:

  • определение типа, структуры и особенностей управления предприятием;

  • соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

  • обоснованность расчетов сметных назначений;

  • исполнение смет расходов;

  • использование бюджетных средств по целевому назначению;

  • обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

  • обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

  • планирование и последующий контроль аудиторской проверки;

  • определение и оценка учетных систем;

  • определение, оценка, проверка важных внутренних контрольных структур;

  • обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

  • полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

  • учет операций с основными средствами и нематериальными активами;

  • учет операций, связанных с инвестициями;

  • учет расчетов по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

  • обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и капитальных затрат;

  • проверка наличия, названий и величины денежных сумм, включенных в баланс;

  • сверка финансовой отчетности с учетными записями;

  • подтверждение того, что балансовый счет прибылей и убытков отражает истинную картину результатов финансово–хозяйственной деятельности;

  • проверка соответствия финансовой отчетности требованиям законодательства и нормам учетной практики;

  • оценка финансовой отчетности в целом и составление общего вывода о том, действительно ли в отчетах дана объективная и правдивая информация.


С точки зрения значения подразделения в системе управления ресурсами направлениями проверки могут являться:

  • центры ответственности;

  • центры доходов;

  • центры затрат и т. д.

В аспекте дивизиональной структуры организации направлениями ревизионной проверки могут быть отдельные виды деятельности организации (производство, торговля, научные исследования и т. д.) или более мелкие объекты производства конкретного вида продукции.
В аспекте территориальной структуры организации направлениями ревизионной проверки могут быть обособленные структурные подразделения, филиалы, представительства организации или дочерние компании.
В случае контроля бухгалтерской отчетности традиционными направлениями является проверка:

  • доходов;

  • расходов;

  • основных средств;

  • запасов;

  • денежных средств;

  • обязательств и т. д.

Проведение проверки в организациях различных организационно–правовых форм, несомненно, имеет некоторую специфику. Например, проверка бюджетного учреждения, кроме стандартных направлений, предусматривает также проверку исполнения сметы, соблюдения бюджетного законодательства и т. д.
Проводят предварительную оценку трудоемкости работы, которая зависит от масштабов предприятия, характера его деятельности, состояния учета, порядка в местах хранения ценностей, расположения и удаленности его подразделений. Исходя из этого определяют сроки проведения ревизорских проверок, которые, как правило, в среднем не превышают двух недель.
Ревизор должен готовить и планировать ревизию таким образом, чтобы гарантировать ее высокое качество, экономичность, эффективность и своевременность. При этом в ходе ревизии осуществляется надзор за работой бригады ревизоров, изучается и оценивается надежность средств контроля, собирается компетентная и надежная информация (доказательства), анализируется достоверность финансовых отчетов и делаются соответствующие выводы.
Ревизия является одним из важнейших инструментов контроля и представляет собой проверку финансово–хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчетный период. В современных условиях повышается ответственность за эффективность проводимых контрольных мероприятий. Организационно–методические основы контрольно–ревизионной работы требуют пересмотра задач ревизии, видов проверок, их сущности, этапов проведения, применения новейших технологий.

Задачи внешнего финансового контроля определяются его целями и условиями проведения, полномочиями контролирующего органа и рядом других факторов. При этом определяющими, скорее всего, являются полномочия органов внешнего контроля, так как их регламентация определена законодательными и другими нормативными актами и не может быть расширена или урезана при проведении отдельного контрольного мероприятия.
Направления ревизионной проверки можно рассматривать в аспектах: функциональной структуры организации; дивизиональной структуры организации; территориальной структуры организации.

В случае контроля бухгалтерской отчетности традиционными направлениями является проверка: доходов; расходов; основных средств; запасов; денежных средств; обязательств и т. д.


1.2 Методологическая организация аудита финансово–хозяйственной деятельности


Вполне общепринятым можно считать и то, что каждая отрасль науки используемые приемы, способы и средства определяет как методы, а применение методов в какой–либо отдельной отрасли науки с четкой последовательностью действий – как методику. И все же метод следует понимать более широко: он характеризует технологию научного познания, являясь способом познавательной деятельности, ее правилом и нормой. 

В среде практикующих аудиторов, так и среди научных работников принято считать, что методы аудита содержатся в стандартах аудиторской деятельности. Строго говоря, это не совсем так. Действительно, некоторые рекомендации о методах организации проведения аудита, сбора аудиторских доказательств содержатся в ряде российских стандартов аудиторской деятельности, таких как: «Аудиторские доказательства», «Аудиторская выборка», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Использование работы эксперта». Но методы организации проведения аудита, методы сбора аудиторских доказательств – это, строго говоря, не есть методы аудита. Нельзя считать методами аудита и аудиторские процедуры.

Применяемые в настоящее время методы организации  проведения аудита подразделяются:

  • по степени охвата проверяемых данных (сплошная, выборочная, комбинированная проверки);

  • в зависимости от метода проведения проверки (документальная или камеральная, фактическая проверки).


Сплошная проверка состоит в изучении всей совокупности первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, а также бухгалтерской отчетности.
Фактическая проверка осуществляется, как правило, с выездом на проверяемый объект, в процессе ее проведения могут использоваться подходы, характерные как для сплошной, так и для выборочной проверок.
Процедуры получения аудиторских доказательств являются важным элементом методологии  аудиторской деятельности.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов и материальных активов. При этом считается, что в ходе инспектирования записей и документов аудиторы получают аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника получения, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.