Файл: О самоуправлении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О самоуправлении


 Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

 Поэтому, одной из самых главных для себя, ребят и родителей я всегда определяю задачу – организация самоуправления в классе. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива.

Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива,

МОИ ученики, понимают его как:

  • управление жизнью класса;

  • организацию дел для своего класса, а значит и для себя;

  • решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

  • школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

  • воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив

  • ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

  • воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;

  • сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.


Организация самоуправления:

  • Учит ребят умению руководить и подчиняться;

  • Учить быть требовательными. Объективными, самостоятельными;

  • Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

  • Вырабатывает правильное  отношение к критике;

  • Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого  ученика;

  • Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе;

Систему классного самоуправления начинаю формировать в 5 классе, сразу, как только пятиклашки приходят в среднее звено школы. Обычно, дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. Мы проводим классный час «Наш класс – город в школьной республике «Гармония», где вместе решаем все организационные вопросы. Избираем мэра города и вице-мэра.

  Далее мы формируем комитеты, а далее по интересам, обязательно по интересам, распределяем составы комитетов. Каждый ученик класса обязательно является участников какого-либо комитетов. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, способные к сопереживанию.

 В классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформляем, но и доводим до сведения учителей, работающих в классе и родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине.

 Правила для учащихся класса:

  • Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.

  • Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.

  • Принимать активное участие в жизни коллектива.

  • Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.

  • Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.

  • Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

  • Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.

  • Не опаздывать на урок.

  • Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.

  • Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.

  • Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.


НАШИ ЗАПОВЕДИ:

  • - учись жить достойно;

  • - береги природу и учись у нее гармонии;

  • - уважай других;

  • - раскрой себя в любой ситуации;

  • - сам побеждай свои слабости и недостатки;

  • - отвечай за свои поступки;

  • - правда – всего дороже;

  • - помни: сознаться в проступке – мужество, скрыть – трусость;

  • - в дружбе – сила;

  • - не бросай товарищей в беде;

  • - мальчики и девочки – друзья;

  • - различай «можно» и «нельзя»;

  • - честный – значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.


 Классное самоуправление – это серьезно. Класс имеет все атрибуты: свой устав, правила, законы, эмблему, гимн, девиз.

 Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

СТРУКТУРА КЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Городское собрание

Высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Собрание, как высший орган самоуправления, наделяется конкретными правами и обязанностями:

  • определять программу деятельности своего коллектива и его морально-этическую основу (законы, правила и др.);

  • устанавливать и избирать исполнительный орган самоуправления, определять его структуру (постоянные и временные подразделения) и функциональные обязанности;

  • устанавливать конкретные задачи деятельности коллектива на определенный срок и принимать конкретные программы работы;

  • делегировать своих представителей в ученические органы самоуправления в школе и отзывать их по мере необходимости;

  • заслушивать отчеты о работе постоянных и временных органов самоуправления в классе, отдельных учащихся о выполнении общественных поручений и оценивать их деятельность;

  • решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью коллектива;

  • устанавливать поощрения и порицания в коллективе класса; подводить итоги работы;

  • определять меры участия в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района, республики.

Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.


Типы: Тематические, посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.

Рабочие, на которых обсуждаются организационные вопросы (утверждение плана, текущие вопросы, подведение итогов за конкретный период времени, делегирование представителей класса, обсуждение документов, регулирующих жизнь класса и поступков ребят и др.), заслушиваются и анализируются выполнение общественных поручений.

Традиционные, связанные с традициями класса, школы, района, ежегодные отчетные и выборные собрания.

Совместные с коллективами других классов (например, параллели, младшими школьниками), с родителями (в решении, например, вопросов ремонта класса, подготовки к экзаменам, экскурсии, походу, определении перспектив в деятельности коллектива).

Экстренные (внеочередные), когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно (важное общественно-политическое событие, происшествие, требующее общей оценки, необходимость что-то срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной компании).

Проводятся классные собрания примерно один раз в месяц. Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.

Исполнительный орган самоуправления.

Городской Совет.

Избирается на собрании открытым голосованием, что способствует формированию опыта гражданского правового поведения. Главное его назначение – регулирование жизнедеятельности коллектива в период между собраниями и реализация принятых решений.

Совет класса необходимо наделить реальными полномочиями:

  • осуществляет выполнение решений собрания учащихся;

  • распределяет поручения между членами коллектива;

  • обеспечивает коллективное планирование и реализацию плана;

  • систематически анализирует текущую работу коллектива;

  • обсуждает оперативные дела;

  • формирует временные исполнительные органы самоуправления;

  • определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива;

  • направляет своих представителей в школьные штабы, клубы, советы, комиссии;

  • оценивает поступи членов коллектива, поощряет и награждает отличившихся ребят.


Деятельность совета класса строится на основе плана работы ученического коллектива. Совет отвечает за выполнение данного плана и решений классных собраний, организует их реализацию.

Заседания совета класса проводятся по мере необходимости или в соответствии со сложившейся традицией (к примеру, 1 раз в неделю). Они должны быть деловыми и краткими по времени. На заседании совета ребята ведут разговор о выполнении поручений, реализации предыдущих решений, анализируют проведение дел, планируют предстоящую работу, распределяют задания между учащимися, отдельными микроколлективами, группами по подготовке очередных одел, рассматривают вопросы поощрения активных учащихся и т.д. О решении, принятом советом, информируется весь коллектив класса, оно помещается в классном информационном уголке.

Совет класса отчитывается перед коллективом по мере необходимости или в соответствии с принятыми обычаями в коллективе.

Выполнение общественного поручения формирует не только организаторские навыки, а способствует, прежде всего, духовному росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает социальную значимость и личную ответственность.

При распределении общественных поручений возможно применение следующих методических приемов:

- назначение органом самоуправления (классным собранием, советом класса и др.);

  • выборы полномочного лица открытым (закрытым) голосованием;

  • коллективное доверие;

  • очередность;

  • конкурс;

  • жеребьевка;

  • личное желание;

  • совет взрослого.

Система общественных поручений позволяет педагогу расширить представление об учащихся, увидеть в каждом личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.

Анализ поручений, выполняемых подростками, помогает педагогу в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися.

Президент класса замещает классного руководителя в его отсутствие. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.

Председатель Правительства выполняет функции президента в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.

Министерства

Министерство образования