ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О самоуправлении
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Поэтому, одной из самых главных для себя, ребят и родителей я всегда определяю задачу – организация самоуправления в классе. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива.
Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива,
МОИ ученики, понимают его как:
-
управление жизнью класса; -
организацию дел для своего класса, а значит и для себя; -
решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом; -
школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
-
предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса; -
формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание; -
воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив -
ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество; -
воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты; -
сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Организация самоуправления:
-
Учит ребят умению руководить и подчиняться; -
Учить быть требовательными. Объективными, самостоятельными; -
Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма; -
Вырабатывает правильное отношение к критике; -
Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика; -
Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе;
Систему классного самоуправления начинаю формировать в 5 классе, сразу, как только пятиклашки приходят в среднее звено школы. Обычно, дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. Мы проводим классный час «Наш класс – город в школьной республике «Гармония», где вместе решаем все организационные вопросы. Избираем мэра города и вице-мэра.
Далее мы формируем комитеты, а далее по интересам, обязательно по интересам, распределяем составы комитетов. Каждый ученик класса обязательно является участников какого-либо комитетов. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, способные к сопереживанию.
В классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформляем, но и доводим до сведения учителей, работающих в классе и родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине.
Правила для учащихся класса:
-
Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся. -
Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих. -
Принимать активное участие в жизни коллектива. -
Свободно выражать своё мнение по любому вопросу. -
Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать. -
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах. -
Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах. -
Не опаздывать на урок. -
Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо. -
Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе. -
Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.
НАШИ ЗАПОВЕДИ:
-
- учись жить достойно; -
- береги природу и учись у нее гармонии; -
- уважай других; -
- раскрой себя в любой ситуации; -
- сам побеждай свои слабости и недостатки; -
- отвечай за свои поступки; -
- правда – всего дороже; -
- помни: сознаться в проступке – мужество, скрыть – трусость; -
- в дружбе – сила; -
- не бросай товарищей в беде; -
- мальчики и девочки – друзья; -
- различай «можно» и «нельзя»; -
- честный – значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.
Классное самоуправление – это серьезно. Класс имеет все атрибуты: свой устав, правила, законы, эмблему, гимн, девиз.
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
СТРУКТУРА КЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Городское собрание
Высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Собрание, как высший орган самоуправления, наделяется конкретными правами и обязанностями:
-
определять программу деятельности своего коллектива и его морально-этическую основу (законы, правила и др.); -
устанавливать и избирать исполнительный орган самоуправления, определять его структуру (постоянные и временные подразделения) и функциональные обязанности; -
устанавливать конкретные задачи деятельности коллектива на определенный срок и принимать конкретные программы работы; -
делегировать своих представителей в ученические органы самоуправления в школе и отзывать их по мере необходимости; -
заслушивать отчеты о работе постоянных и временных органов самоуправления в классе, отдельных учащихся о выполнении общественных поручений и оценивать их деятельность; -
решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью коллектива; -
устанавливать поощрения и порицания в коллективе класса; подводить итоги работы; -
определять меры участия в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района, республики.
Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Типы: Тематические, посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.
Рабочие, на которых обсуждаются организационные вопросы (утверждение плана, текущие вопросы, подведение итогов за конкретный период времени, делегирование представителей класса, обсуждение документов, регулирующих жизнь класса и поступков ребят и др.), заслушиваются и анализируются выполнение общественных поручений.
Традиционные, связанные с традициями класса, школы, района, ежегодные отчетные и выборные собрания.
Совместные с коллективами других классов (например, параллели, младшими школьниками), с родителями (в решении, например, вопросов ремонта класса, подготовки к экзаменам, экскурсии, походу, определении перспектив в деятельности коллектива).
Экстренные (внеочередные), когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно (важное общественно-политическое событие, происшествие, требующее общей оценки, необходимость что-то срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной компании).
Проводятся классные собрания примерно один раз в месяц. Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.
Исполнительный орган самоуправления.
Городской Совет.
Избирается на собрании открытым голосованием, что способствует формированию опыта гражданского правового поведения. Главное его назначение – регулирование жизнедеятельности коллектива в период между собраниями и реализация принятых решений.
Совет класса необходимо наделить реальными полномочиями:
-
осуществляет выполнение решений собрания учащихся; -
распределяет поручения между членами коллектива; -
обеспечивает коллективное планирование и реализацию плана; -
систематически анализирует текущую работу коллектива; -
обсуждает оперативные дела; -
формирует временные исполнительные органы самоуправления; -
определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива; -
направляет своих представителей в школьные штабы, клубы, советы, комиссии; -
оценивает поступи членов коллектива, поощряет и награждает отличившихся ребят.
Деятельность совета класса строится на основе плана работы ученического коллектива. Совет отвечает за выполнение данного плана и решений классных собраний, организует их реализацию.
Заседания совета класса проводятся по мере необходимости или в соответствии со сложившейся традицией (к примеру, 1 раз в неделю). Они должны быть деловыми и краткими по времени. На заседании совета ребята ведут разговор о выполнении поручений, реализации предыдущих решений, анализируют проведение дел, планируют предстоящую работу, распределяют задания между учащимися, отдельными микроколлективами, группами по подготовке очередных одел, рассматривают вопросы поощрения активных учащихся и т.д. О решении, принятом советом, информируется весь коллектив класса, оно помещается в классном информационном уголке.
Совет класса отчитывается перед коллективом по мере необходимости или в соответствии с принятыми обычаями в коллективе.
Выполнение общественного поручения формирует не только организаторские навыки, а способствует, прежде всего, духовному росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает социальную значимость и личную ответственность.
При распределении общественных поручений возможно применение следующих методических приемов:
- назначение органом самоуправления (классным собранием, советом класса и др.);
-
выборы полномочного лица открытым (закрытым) голосованием; -
коллективное доверие; -
очередность; -
конкурс; -
жеребьевка; -
личное желание; -
совет взрослого.
Система общественных поручений позволяет педагогу расширить представление об учащихся, увидеть в каждом личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.
Анализ поручений, выполняемых подростками, помогает педагогу в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися.
Президент класса замещает классного руководителя в его отсутствие. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.
Председатель Правительства выполняет функции президента в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.
Министерства
Министерство образования