ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
следит за посещаемостью и успеваемостью, оказывает помощь в учебе товарищам. Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количества оценок. Одним из важных направлений работы министерства является формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах
Министерство труда и охраны природы составляет график дежурства по классу. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски. Обеспечивает участие класса в трудовых акциях. В целом обеспечивает работу по озеленению кабинета.
Министерство печати и информации занимается оформлением стендов, классов, оформлением плакатов и выпуском стенгазет. Организация и проведение конкурсов рисунков, плакатов в классе
Министерство спорта занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается формированием команд. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях.
Министерство здравоохранения занимается проведение инструктажей по ТБ (технике безопасности) при подготовке к спортивным и массовым мероприятиям, выходам и экскурсиям. Занимается работой по агитации здорового образа жизни. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверок. Ведет учет количества питающихся в столовой, делает заказ и следит за возвратом порций заболевших учащихся. Контролирует работу дежурных в столовой. Занимается организацией и проведением тематических мероприятий, агитацией правил дорожного движения и противопожарной безопасности. Проводят тематические инструктажи. Обеспечивают участие класса в общешкольных тематических конкурсах и мероприятиях.
Министерство культуры занимается организацией классных часов, праздников. Обеспечивает участие класса в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах, посещение музеев, театров, выставок, концертов.
Самоуправление специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Нельзя прийти в класс и объявить детям: "С сегодняшнего дня вы сами управляете жизнью в классе”, необходима кропотливая подготовительная работа:
1 этап: Сбор информации (диагностика и мониторинг ученического и родительского коллективов)
2 этап: Планирование, с учетом особенностей класса.
3 этап: Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности (тренинг- игры).
4 этап: Контроль (самоконтроль учащихся).
5 этап: Коррекция (внесение изменений).
И снова анализ.
Коллективное планирование – один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:
В процессе планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием развития социальной активности школьников.
Самоуправление должно базироваться на принципах:
§ Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
§ Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
§ Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
§ Целесообразность — деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
§ Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
§ Самодеятельность — творчество, активность, самодеятельность учащихся;
§ Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Члены самоуправления имеют право:
- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;
- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;
- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;
- входить в состав других объединений.
Члены самоуправления обязаны:
- действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;
- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
- проявлять уважение к старшим;
- уважать взгляды и убеждения других людей;
- уважать достоинство и свободу другого человека;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;
- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.
Условия развития (совершенствования)
ученического самоуправления
Анализ результатов позволяет составить своего рода «портрет» членов самоуправления. Для него характерны такие черты:
- сильная потребность к самовыражению и реализации собственных возможностей.
- борьба за лидерство, коллектив индивидуальностей, имеющих высокую самооценку.
- ориентация учащихся на свои собственные жизненно важные цели.
- нестандартный уровень интеллекта и стремление его повысить.
- не всегда совпадение реальной оценки результата и желаемого.
Показатели развития самоуправления в классе
Для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления :
*Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.
*Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.
*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.
*Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали, и еще важно, чтобы они говорили так: А наша классная – она «классная», она нас всегда поддержит, поможет, не продаст…
*Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…
* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.
*Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.
* Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фантазирование и собственные мысли могли бы пересечься.
*Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар необходимый для успешно-интересной жизни.
* Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги повороты.
*Учитель должен уметь организовать детское общение в связи с деятельностью, обычное, бытовое общение, высокое творческое общение.
* Трудное и светлое вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.
*Отдыхать и бездельничать для многих легче, нежели трудиться и все можно поменять, ели педагогу удалось тихонечко, через ритуалы, традиции, песни, общение душ, ненавязчивые советы, умение почувствовать,
уловить ветер нового, ветер перемен и подвести учеников к коллективно признаваемым ценностям совместного бытия, деятельности, успеха.
* Для каждого человека важно, чтобы его статус постоянно менялся, возвышая его, и в то же время хочется многое познать, увидеть, научиться тому, что весьма значимо в данной группе, в данном времени и городе. Педагог должен создать условия для статусного роста каждого ученика.
* Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, прославление поступка в газете, присвоение звания и избрание на должность, получение удостоверения и награды за любой успех, фотография на сайте, стих или статья посвященные ученику – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.
Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни
Работа с классами строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!».
Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:
Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Для классного руководителя классное самоуправление – это замечательная возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка.
Результат нашей совместно с ребятами и родителями работой – звание «Лучший класс» на протяжении нескольких лет.
И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и помочь дорасти детям. И тогда заветные слова "Дети сами” не станут пустой декларацией.
Министерство труда и охраны природы составляет график дежурства по классу. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски. Обеспечивает участие класса в трудовых акциях. В целом обеспечивает работу по озеленению кабинета.
Министерство печати и информации занимается оформлением стендов, классов, оформлением плакатов и выпуском стенгазет. Организация и проведение конкурсов рисунков, плакатов в классе
Министерство спорта занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается формированием команд. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях.
Министерство здравоохранения занимается проведение инструктажей по ТБ (технике безопасности) при подготовке к спортивным и массовым мероприятиям, выходам и экскурсиям. Занимается работой по агитации здорового образа жизни. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверок. Ведет учет количества питающихся в столовой, делает заказ и следит за возвратом порций заболевших учащихся. Контролирует работу дежурных в столовой. Занимается организацией и проведением тематических мероприятий, агитацией правил дорожного движения и противопожарной безопасности. Проводят тематические инструктажи. Обеспечивают участие класса в общешкольных тематических конкурсах и мероприятиях.
Министерство культуры занимается организацией классных часов, праздников. Обеспечивает участие класса в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах, посещение музеев, театров, выставок, концертов.
Самоуправление специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Нельзя прийти в класс и объявить детям: "С сегодняшнего дня вы сами управляете жизнью в классе”, необходима кропотливая подготовительная работа:
1 этап: Сбор информации (диагностика и мониторинг ученического и родительского коллективов)
2 этап: Планирование, с учетом особенностей класса.
3 этап: Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности (тренинг- игры).
4 этап: Контроль (самоконтроль учащихся).
5 этап: Коррекция (внесение изменений).
И снова анализ.
Коллективное планирование – один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:
-
конкурс на лучшее предложение в план; -
обсуждение проектов плана, разработанных микрогруппами; -
анкета по изучению мнений ребят; -
коллективный творческий конкурс; -
тематические задания по планированию микрогруппам; -
публичная защита проектов и предложений; -
час вопросов и ответов; -
разведка полезных дел; -
создание банка идей и предложений; -
аукцион форм работы; -
ОДИ «Поиск»; -
Деловые игры «Импульс», «Дом, который построим мы» и др.
В процессе планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием развития социальной активности школьников.
Самоуправление должно базироваться на принципах:
§ Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
§ Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
§ Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
§ Целесообразность — деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
§ Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
§ Самодеятельность — творчество, активность, самодеятельность учащихся;
§ Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Члены самоуправления имеют право:
- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;
- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;
- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;
- входить в состав других объединений.
Члены самоуправления обязаны:
- действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;
- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
- проявлять уважение к старшим;
- уважать взгляды и убеждения других людей;
- уважать достоинство и свободу другого человека;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;
- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.
Условия развития (совершенствования)
ученического самоуправления
-
Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления. -
Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят. -
Деятельностный подход в организации ученического самоуправления. -
Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления. -
Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива. -
Стимулирование выполнения общественных поручений. -
Педагогическая поддержка ученического самоуправления.
Анализ результатов позволяет составить своего рода «портрет» членов самоуправления. Для него характерны такие черты:
- сильная потребность к самовыражению и реализации собственных возможностей.
- борьба за лидерство, коллектив индивидуальностей, имеющих высокую самооценку.
- ориентация учащихся на свои собственные жизненно важные цели.
- нестандартный уровень интеллекта и стремление его повысить.
- не всегда совпадение реальной оценки результата и желаемого.
Показатели развития самоуправления в классе
-
Самостоятельность в принятии и реализации решений. -
Равенство прав членов коллектива. -
Инициативность и творчество. -
Единство прав и обязанностей членов коллектива. -
Единство слова и дела, действенность принимаемых решений. -
Ответственность членов коллектива за его дела. -
Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления. -
Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.
Для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления :
*Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.
*Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.
*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.
*Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали, и еще важно, чтобы они говорили так: А наша классная – она «классная», она нас всегда поддержит, поможет, не продаст…
*Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…
* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.
*Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.
* Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фантазирование и собственные мысли могли бы пересечься.
*Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар необходимый для успешно-интересной жизни.
* Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги повороты.
*Учитель должен уметь организовать детское общение в связи с деятельностью, обычное, бытовое общение, высокое творческое общение.
* Трудное и светлое вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.
*Отдыхать и бездельничать для многих легче, нежели трудиться и все можно поменять, ели педагогу удалось тихонечко, через ритуалы, традиции, песни, общение душ, ненавязчивые советы, умение почувствовать,
уловить ветер нового, ветер перемен и подвести учеников к коллективно признаваемым ценностям совместного бытия, деятельности, успеха.
* Для каждого человека важно, чтобы его статус постоянно менялся, возвышая его, и в то же время хочется многое познать, увидеть, научиться тому, что весьма значимо в данной группе, в данном времени и городе. Педагог должен создать условия для статусного роста каждого ученика.
* Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, прославление поступка в газете, присвоение звания и избрание на должность, получение удостоверения и награды за любой успех, фотография на сайте, стих или статья посвященные ученику – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.
Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни
Работа с классами строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!».
Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:
Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Для классного руководителя классное самоуправление – это замечательная возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка.
Результат нашей совместно с ребятами и родителями работой – звание «Лучший класс» на протяжении нескольких лет.
И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и помочь дорасти детям. И тогда заветные слова "Дети сами” не станут пустой декларацией.