Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как показывает многолетний опыт советского и российского процесса обучения в общеобразовательных школах, целенаправленное воспитание влечет за собой более организованное проведение учебных и спортивных занятий. То, какое качество преподавания может предложить учитель своим ученикам, напрямую влияет на качество воспитанности, упорства, воли, настойчивости и других черт учащихся [9].
На уроках физической культуры можно с легкостью применить принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Смысл данного принципа состоит в ответственности, которую несет каждый ученик перед своим классом – коллективом – и коллектива за конкретного ученика. Также работает и другой принцип – воспитание, связанное с трудом и с жизнью. Подготовка учащихся к труду и к самой жизни является одной из важнейших целей уроков физической культуры. Хорошо воспитанный человек, любящий спорт, живет здоровой жизнью, приносит обществу пользу, умеет получать моральное удовлетворение от работы в коллективе и от простого общения с другими людьми.
Патриотические чувства и такие нравственные качества, как стремление делать добро, скромность, благородство, честность, внутреннее противостояние несправедливости, желание помогать обездоленным, слабым, уважение других людей, взаимоуважение – все это напрямую связано с физической культурой, и различные физические упражнения действительно могут выполнять конкретные воспитательные цели.
Воспитание необходимых нравственных качеств личности в процессе занятий физической культурой возможно при соблюдении ряда условий.
Первое условие – доведение до ученика знаний о нравственном поведении. Для того, чтобы данные знания были приняты учащимся, могут использоваться разнообразные формы нравственного просвещения: беседы (коллективные, индивидуальные), просмотры кинофильмов, в том числе спортивной тематики, встречи со «звездами» спорта настоящего и прошлого, а также занятия, на которых проходят обсуждения и диспуты, связанные с вопросами настойчивости, честности, мужества, человечности во время спортивных мероприятий и т. п. [10]
При этом очень важно, чтобы данные беседы и мероприятия не были наполнены сухой и второстепенной информацией. Они должны быть искренне интересны ученикам. Для этого необходимо учитывать следующее:
-
Содержание занятия должно быть доступно для полного понимания слушающим. -
Не следует проводить беседы слишком часто. Лучше всего, чтобы данные мероприятия были приурочены к определенным событиям: спортивным соревнованиям, новому художественному фильму спортивной тематики, победе отечественных спортсменов и т. д. -
Беседа должна начинаться с яркого конкретного примера, после чего переходить к обобщениям. -
Все высказывания должны быть хорошо аргументированы. -
Учащиеся должны проявлять высокую заинтересованность, быть активными, отвечать на вопросы, обмениваться мнениями. Не должно быть готовых понятных истин – к ним необходимо приходить через дискуссию [5].
Второе условие – правильная организация жизнедеятельности учащихся, приобретение ими положительного опыта нравственного поведения. Необходимо помнить о том, что знания сами по себе не в состоянии обеспечить соответствующее нравственное и патриотическое поведение. Для этого необходимо:
-
Учащиеся должны не просто многократно выполнять определенные действия, но и повторять их различные вариации в целях создания шаблона поведения. -
Ситуации должны быть не искусственными, а жизненными, натуральными. -
Данные ситуации должны создаваться учителем, посредством предварительной тщательной проработки плана занятий.
Третье условие – выработка у учащихся социальной потребности нравственного поведения.
Чувства ответственности и долга являются одними из базовых качеств нравственной личности. Они определяют прочие проявления нравственности в человеке: активность, сознательность, настойчивость, мужество, самоотверженность и прочие. Формирование чувства ответственности, долга связано с пониманием того, как люди зависят друг от друга и каков характер данной зависимости [11].
На уроках физической культуры формирование вышеназванных чувств происходит вследствие ряда факторов:
-
Учащийся осознает, что его здоровье, качества и умения – это достояние и ценность общества, так как посредством этих категорий он может обеспечить высокую обороноспособность и производительность своего народа и своей страны. В этой связи повышать собственную работоспособность, укреплять свое здоровье – не личностная цель, а общественная цель для каждого конкретного молодого человека. -
Учащиеся, родители и педагогический коллектив признают важность и значимость физической культуры как полноценного и необходимого члена общеобразовательного процесса. В этой связи занятия физической культурой должны восприниматься всеми участниками образовательного процесса с точно такой же внимательностью и заботой, как и все другие предметы. -
Учащиеся выполняют различные поручения учителя физической культуры: подготовка и уборка инвентаря, помощь в проведении занятия, подготовка спортивных и образовательных уроков, судейство школьных спортивных мероприятий, помощь в проведении школьных спортивных мероприятий и прочее. -
Учащиеся выступают в соревнованиях под флагом своей школы и своего класса, участвуют в спортивных играх и эстафетах на уроках физкультуры.
То, с какой силой и скоростью в учащихся будут пробуждаться нравственные чувства, зависит от творческой выдумки и находчивости учителя. Только точное планирование занятий, всесторонняя проработка уроков физкультуры может способствовать процессу нравственного и патриотического воспитания учащихся [7].
Говоря о патриотическом воспитании учащихся, следует заметить, что особый вклад в него вносит участие в областных, районных и городских спортивных мероприятиях, а также проведение внутришкольных соревнований в течение учебного года. Также патриотическому воспитанию способствует проведение семейных праздников «Мама, папа, я – спортивная семья».
Особую роль в развитии патриотизма играют уроки физической культуры, проводимые в стиле «после урочных» соревнований. На таких уроках учащиеся не боятся плохих отметок, раскрепощаются, проявляют различные качества собственной личности и легко поддаются обучению и воспитанию новых качеств.
Именно спортивные соревнования, имеющие статус «внешкольных» помогают учащимся по-настоящему раскрыться. Помимо удовлетворения собственных интересов от игровой деятельности, ребенок раскрывает свои моральные и физические качества, учится сопереживать, дружить, проигрывать и побеждать.
Необходимо помнить о том, что спорт в целом и уроки физкультуры в частности имеют чрезвычайно широкие возможности в плане воспитания патриотизма, дружбы между народами, формирования культуры межнациональных взаимоотношений. Спортивная деятельность, как было отмечено выше, позволяет не только развить физические и волевые качества и осуществить нравственное воспитание, но и способствует формированию патриотических чувств у учащихся. Принимая участие в соревнованиях, спортсмены стремятся к прославлению своего коллектива (своего класса, школы, района, города, страны и Родины в целом) собственными высокими спортивными достижениями, что являет собой одну из важнейших форм проявления патриотических чувств [14].
Занятия спортом и физической культурой позволяют объединить и сблизить народы, воспитывают преданность и любовь к своей земле, к малой Родине, к своей родной стране.
Физическая культура является превосходным и чрезвычайно эффективным средством в сфере патриотического воспитания учащихся.