Файл: Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2021
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению
А. Н. РЯХОВСКАЯ
Профессор, д. э. н., ректор Института экономики и антикризисного управления (ИЭАУ), завкафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при правительстве Российской Федерации.
Сферой научных интересов являются проблемы антикризисного управления организациями, развитие восстановительных процедур банкротства, вопросы экономики жилищно-коммунального хозяйства и предприятий различных видов деятельности. Является членом Экспертного совета по вопросам несостоятельности предприятий при Министерстве экономического развития РФ, членом попечительского совета НП «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих в Центральном федеральном округе» (ПАУЦФО), членом Совета Ассоциации российских банков, членом экспертной комиссии VI Российского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области муниципального управления при МЭР РФ, членом аккредитационной комиссии Палаты налоговых консультантов, членом научно-технического совета Управления делами мэра и правительства Москвы.
В статье анализируются качественные изменения в системе подготовки кадров в области антикризисного и арбитражного управления. Особое внимание уделено проблемам высшего профессионального образования в результате его реформирования. Авторами дана оценка сложившейся системы подготовки арбитражных управляющих и показано ее влияние на обеспечение эффективности института банкротств России. Сформулированы предложения по формированию системы подготовки и повышения квалификации кадров в области антикризисного и арбитражного управления.
E-mail: ryakhovskaya@mail. ru rectorat_ieay@mail. ru
Н. Г. АКУЛОВА
К.э.н., доцент, завкафедрой «Антикризисное управление» Института экономики и антикризисного управления
E-mail: rectorat_ieay@mail. ru
Ключевые слова:
антикризисный управляющий, арбитражный управляющий, образовательные стандарты, профессиональный профиль, повышение квалификации, профессиональная некомпетентность.
Системная модернизация как стратегия развития российской экономики не может осуществляться в отрыве от решения проблем высшего, послевузовского и дополнительного образования. Образовательное сообщество, деловые круги и органы власти понимают, что устойчивая система образования - это не только мощный механизм по минимизации негативных последствий кризиса, но и эффективный инструмент сохранения и накопления интеллектуального потенциала для его преодоления и обеспечения посткризисного развития страны. Именно так всегда рассматривали потенциал образования в кризисные времена ведущие страны мира - через модернизацию к инновационному обновлению. История неоднократно подтверждала действенность такого механизма, и Россия здесь не является исключением. Когда становится понятно, что делать, важно определить, кто и как это будет реализовывать. И если не будет сформировано кадровое обеспечение процессов модернизации экономики, то самые мудрые и дальновидные планы обречены на провал.
Сейчас для российского общества и государства важно смоделировать посткризисную образовательную систему, нацеленную на решение задач опережающего развития, которая явилась бы катализатором стабилизации национальной экономики. Особое место в этой образовательной среде занимает система подготовки профессионалов в области антикризисного и арбитражного управления, которая в настоящее время претерпевает серьезные, противоречивые изменения. Реализация идей многоуровневого непрерывного образования, реальная многолетняя практика подготовки антикризисных и арбитражных управляющих в нашей стране актуализируют нарастающий круг проблем, с решением которых связано дальнейшее совершенствование профессионального образования в этой области.
Необходимость и возможность совершенствования подготовки специалистов в области антикризисного и арбитражного управления обусловлена следующими основными обстоятельствами:
- в условиях глобального финансового кризиса обострились проблемы многих российских предприятий реального сектора, связанные с нарушением финансового равновесия, что вызывает потребность в профессионалах с особым набором знаний, умений и компетенций по финансовому оздоровлению предприятий
- процессы глобализации хозяйственных отношений привели к изменению характера экономических циклов: продолжительность цикла сократилась с 11—12 лет до 5—7 лет, т. е. кризисы стали наступать чаще; цикл синхронизировался по странам; государства и союзы государств стали осуществлять активную антикризисную политику
- антикризисное управление на микроуровне возникает в рамках традиционного управления в виде антицепативного управления и существенно видоизменяется в зависимости от масштабов и стадии кризиса, постепенно приобретая самостоятельный вид деятельности в виде арбитражного управления
- антикризисное управление имеет ряд принципиальных отличий от традиционного управления по таким основным параметрам: условия деятельности бизнеса (высокий темп изменений, непредсказуемость ситуации, новые управленческие проблемы); цели деятельности; организация ресурсов для достижения цели; характер управленческой информации; стиль руководства
- в период кризиса разрушаются традиционные хозяйственные связи, поэтому необходимо ориентироваться на задачи и условия функционирования систем более высокого порядка, для которых предприятие выступает в качестве лишь одного из элементов. При таком условии предприятие выступает как открытая бизнес-система, которая ищет свое место в рамках систем более высокого порядка
- в перспективе потребность в специалистах в области антикризисного и арбитражного управления будет возрастать, так как мировой наукой и практикой доказано, что для успешного функционирования института несостоятельности и предотвращения незаконного захвата собственности нужны высококвалифицированные, адекватные потребностям рынка профессионалы, способные предупредить кризис, вывести предприятие из кризиса, цивилизованно и эффективно осуществлять процедуры, применяемые в деле о банкротстве
- наблюдается тенденция совершенствования законодательства о несостоятельности в сторону возрастания роли восстановительных процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, что, в свою очередь, повышает требования к арбитражным управляющим в области диагностики, разработки и реализации планов финансового оздоровления и внешнего управления.
Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о кадровом сопровождении антикризисных программ важно произвести дифференциацию специалистов на два вида - антикризисные управляющие и арбитражные управляющие, что обусловлено существенными различиями выполняемых ими функций.
Основными функциями специалиста по антикризисному управлению являются предвидение, предупреждение кризисов, анализ их симптомов, разработка мер по предотвращению негативных явлений в деятельности компании, мер по ее переводу из неустойчивого состояния в стабильное, использование факторов кризиса для развития, разработка и реализация внесудебных оздоровительных процедур.
Арбитражный управляющий - специалист, назначаемый арбитражным судом для управления несостоятельными организациями. Чтобы получить статус арбитражного управляющего необходимо, кроме высшего образования, еще пройти курс дополнительного обучения и сдать теоретический экзамен по специальной программе подготовки этих специалистов; иметь стаж работы на руководящих должностях не менее одного года и пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве в течение не менее шести месяцев или стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее двух лет, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией.
|
Высшее профессиональное образование в области антикризисного управления |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Антикризисное управление
|
|
Бакалавр менеджмента в области антикризисного управления |
|
Дополнительное образование по единой программе подготовки арбитражных управляющих
|
|
Арбитражное управление
|
|
|
|
|
|||
|
М агистр менеджмента в области антикризисного управления |
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
Послевузовское образование |
|
|
|||
|
|
|
|
|
||
|
Повышение квалификации |
|
Рис. 1. Стратегическая базовая модель непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в области антикризисного и арбитражного управления
Стратегическая базовая модель непрерывной подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению в соответствии с последними изменениями системы высшего профессионального образования показана на рисунке.
Особое значение в этих условиях приобретает развитие образовательных программ высшего экономического образования в разрезе компетенций, направленных на антикризисное управление на макро-, мезо- и микроуровне экономики. Антикризисные программы правительства РФ и задачи модернизации экономики не могут быть эффективно реализованы без подготовки выпускников, способных профессионально принимать и реализовывать как превентивные антикризисные управленческие решения, так и нестандартные антикризисные управленческие решения в досудебных и судебных процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Однако система подготовки, сложившаяся с начала 90-х годов, сегодня разрушается, что связано с реформированием высшего образования в России. В настоящее время профессиональные профили, предлагаемые в проекте ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров «Менеджмент», не учитывают уникальную экономическую составляющую антикризисного управления, а также многообразную и динамичную нормативно-законодательную составляющую. Среди двенадцати предлагаемых профилей по данному направлению подготовки бакалавров есть такие, как «Логистика», «Информационный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами» и пр., а профиля «Антикризисное управление» - нет. Более того, вызывает недоумение отсутствие в базовой части проекта нового стандарта хоть какой-нибудь учебной дисциплины по антикризисному управлению. Можно было бы предположить, что формирование компетенций в такой обширной области, как антикризисное и арбитражное управление, рассредоточено по другим дисциплинам, однако из пятидесяти профессиональных компетенций не предложено ни одной по профилактике и выходу из кризиса.
Учитывая, что образовательные стандарты нового поколения призваны стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России, представляется необходимым открыть профессиональный профиль «Антикризисное управление» в рамках направления подготовки бакалавров «Менеджмент». Наличие выпускников высшего образования в любой области управленческой деятельности является важным условием обеспечения ее эффективности, которого может быть лишен институт банкротства России.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по профессиональному профилю подготовки «Антикризисное управление» могут стать:
• органы государственного и муниципального управления по экономической политике, предпринимательству и собственности
• подразделения стратегического развития организаций всех форм собственности
• аналитические службы
• организации, осуществляющие консалтинговую и экспертную деятельность
• саморегулируемые организации арбитражных управляющих
• команды арбитражных управляющих. Профессиональные профили должны быть четко определены в разрабатываемой компетентностной модели ФГОС ВПО и одновременно должны сохранять возможность изменений. Открытие такого профессионального профиля, как «Антикризисное управление», будет способствовать удовлетворению требования, предусмотренного «Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации»: «В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна осуществляться интеграция образования, науки и экономики» [1].
Другой важной проблемой является наличие существенных недостатков в дополнительном образовании, которое в данном случае состоит из двух частей: подготовки арбитражных управляющих по программе Министерства экономического развития и повышения их квалификации. При этом если с первой составляющей образовательные учреждения как-то справляются, то повышение квалификации арбитражных управляющих сегодня, по сути, отсутствует. Тем самым игнорируется ст. 22 Закона о банкротстве, в которой закреплено, что СРО обязано «организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов» [2]. Однако практически ни одна СРО арбитражных управляющих России даже и не пытается ее выполнять, о чем свидетельствуют результаты анализа их стандартов, в которых указано, что арбитражные управляющие обязаны постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Такая разница в формулировках свидетельствует о пренебрежительном выполнении СРО ее важнейшей функции и самоустранении Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра от контроля выполнения данной нормы законодательства.
Наряду с этим следует подчеркнуть, что одной из основных обязанностей СРО арбитражных управляющих является контроль профессиональной деятельности ее членов в части соблюдения требований Федерального закона о несостоятельности, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности [2]. А из вышесказанного следует, что налицо ярко выраженное противоречие между обеспечением функции контроля со стороны СРО за соблюдением законодательства ее членами и несоблюдением законодательства самой СРО арбитражных управляющих в плане организации повышения уровня профессиональной подготовки ее членов.
Правда, отдельные СРО проводят тематические семинары, конференции, что является, безусловно, положительным, однако не заменяет полноценного постоянного повышения квалификации.