Файл: Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2021

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6


Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению



А. Н. РЯХОВСКАЯ

Профессор, д. э. н., ректор Института экономики и антикризисного управления (ИЭАУ), завкафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

Сферой научных интересов являются проблемы антикризисного управления организациями, развитие восстановительных процедур банкротства, вопросы экономики жилищно-коммунального хозяйства и предприятий различных видов деятельности. Является членом Экспертного совета по вопросам несостоятельности предприятий при Министерстве экономического развития РФ, членом попечительского совета НП «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих в Центральном федеральном округе» (ПАУЦФО), членом Совета Ассоциации российских банков, членом экспертной комиссии VI Российского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области муниципального управления при МЭР РФ, членом аккредитационной комиссии Палаты налоговых консультантов, членом научно-технического совета Управления делами мэра и правительства Москвы.

В статье анализируются качественные изменения в системе подготовки кадров в области антикризисного и арбитражного управления. Особое внимание уделено проблемам высшего профессионального образования в результате его реформирования. Авторами дана оценка сложившейся системы подготовки арбитражных управляющих и показано ее влияние на обеспечение эффективности института банкротств России. Сформулированы предложения по формированию системы подготовки и повышения квалификации кадров в области антикризисного и арбитражного управления.

E-mail: ryakhovskaya@mail. ru rectorat_ieay@mail. ru


Н. Г. АКУЛОВА

К.э.н., доцент, завкафедрой «Антикризисное управление» Института экономики и антикризисного управления

E-mail: rectorat_ieay@mail. ru


Ключевые слова:

антикризисный управляющий, арбитражный управляющий, образовательные стандарты, профессиональный профиль, повышение квалификации, профессиональная некомпетентность.


Системная модернизация как стратегия разви­тия российской экономики не может осущест­вляться в отрыве от решения проблем высшего, послевузовского и дополнительного образования. Образовательное сообщество, деловые круги и органы власти понимают, что устойчивая система образования - это не только мощный механизм по минимизации негативных последствий кризиса, но и эффективный инструмент сохранения и на­копления интеллектуального потенциала для его преодоления и обеспечения посткризисного развития страны. Именно так всегда рассматривали потенциал образования в кризисные времена ве­дущие страны мира - через модернизацию к инно­вационному обновлению. История неоднократно подтверждала действенность такого механизма, и Россия здесь не является исключением. Когда становится понятно, что делать, важно опреде­лить, кто и как это будет реализовывать. И если не будет сформировано кадровое обеспечение про­цессов модернизации экономики, то самые му­дрые и дальновидные планы обречены на провал.


Сейчас для российского общества и государства важно смоделировать посткризисную образова­тельную систему, нацеленную на решение задач опережающего развития, которая явилась бы ка­тализатором стабилизации национальной эконо­мики. Особое место в этой образовательной среде занимает система подготовки профессионалов в области антикризисного и арбитражного управле­ния, которая в настоящее время претерпевает се­рьезные, противоречивые изменения. Реализация идей многоуровневого непрерывного образова­ния, реальная многолетняя практика подготовки антикризисных и арбитражных управляющих в нашей стране актуализируют нарастающий круг проблем, с решением которых связано дальней­шее совершенствование профессионального об­разования в этой области.

Необходимость и возможность совершен­ствования подготовки специалистов в области антикризисного и арбитражного управления обусловлена следующими основными обстоя­тельствами:

- в условиях глобального финансового кри­зиса обострились проблемы многих российских предприятий реального сектора, связанные с нарушением финансового равновесия, что вы­зывает потребность в профессионалах с особым набором знаний, умений и компетенций по фи­нансовому оздоровлению предприятий

- процессы глобализации хозяйственных отношений привели к изменению характера эко­номических циклов: продолжительность цикла сократилась с 11—12 лет до 5—7 лет, т. е. кризисы стали наступать чаще; цикл синхронизировал­ся по странам; государства и союзы государств стали осуществлять активную антикризисную политику

- антикризисное управление на микроуров­не возникает в рамках традиционного управ­ления в виде антицепативного управления и существенно видоизменяется в зависимости от масштабов и стадии кризиса, постепенно при­обретая самостоятельный вид деятельности в виде арбитражного управления

- антикризисное управление имеет ряд принципиальных отличий от традиционного управления по таким основным параметрам: условия деятельности бизнеса (высокий темп изменений, непредсказуемость ситуации, новые управленческие проблемы); цели деятельности; организация ресурсов для достижения цели; ха­рактер управленческой информации; стиль ру­ководства

- в период кризиса разрушаются традици­онные хозяйственные связи, поэтому необходи­мо ориентироваться на задачи и условия функционирования систем более высокого порядка, для которых предприятие выступает в качестве лишь одного из элементов. При таком условии предприятие выступает как открытая бизнес-система, которая ищет свое место в рамках си­стем более высокого порядка

- в перспективе потребность в специали­стах в области антикризисного и арбитражного управления будет возрастать, так как мировой наукой и практикой доказано, что для успешно­го функционирования института несостоятель­ности и предотвращения незаконного захвата собственности нужны высококвалифицирован­ные, адекватные потребностям рынка профес­сионалы, способные предупредить кризис, вы­вести предприятие из кризиса, цивилизованно и эффективно осуществлять процедуры, приме­няемые в деле о банкротстве


- наблюдается тенденция совершенство­вания законодательства о несостоятельности в сторону возрастания роли восстановительных процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, что, в свою очередь, повышает требо­вания к арбитражным управляющим в области диагностики, разработки и реализации планов финансового оздоровления и внешнего управ­ления.

Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о кадровом сопровождении антикризис­ных программ важно произвести дифференциа­цию специалистов на два вида - антикризисные управляющие и арбитражные управляющие, что обусловлено существенными различиями вы­полняемых ими функций.

Основными функциями специалиста по антикризисному управлению являются пред­видение, предупреждение кризисов, анализ их симптомов, разработка мер по предотвращению негативных явлений в деятельности компании, мер по ее переводу из неустойчивого состояния в стабильное, использование факторов кризиса для развития, разработка и реализация внесу­дебных оздоровительных процедур.

Арбитражный управляющий - специалист, назначаемый арбитражным судом для управле­ния несостоятельными организациями. Чтобы получить статус арбитражного управляющего необходимо, кроме высшего образования, еще пройти курс дополнительного обучения и сдать теоретический экзамен по специальной про­грамме подготовки этих специалистов; иметь стаж работы на руководящих должностях не менее одного года и пройти стажировку в каче­стве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве в течение не менее шести месяцев или стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкрот­стве не менее двух лет, если более продолжи­тельные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией.






Высшее профессиональное образование

в области антикризисного управления













Антикризисное управление





Бакалавр менеджмента в области антикризисного управления



Дополнительное образование по единой программе подготовки арбитражных управляющих







Арбитражное управление









М агистр менеджмента в области антикризисного управления









Послевузовское образование









Повышение квалификации



Рис. 1. Стратегическая базовая модель непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в области антикризисного и арбитражного управления


Стратегическая базовая модель непрерывной подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению в соответствии с по­следними изменениями системы высшего про­фессионального образования показана на рисун­ке.


Особое значение в этих условиях приобре­тает развитие образовательных программ выс­шего экономического образования в разрезе компетенций, направленных на антикризисное управление на макро-, мезо- и микроуровне экономики. Антикризисные программы пра­вительства РФ и задачи модернизации эконо­мики не могут быть эффективно реализованы без подготовки выпускников, способных про­фессионально принимать и реализовывать как превентивные антикризисные управленческие решения, так и нестандартные антикризисные управленческие решения в досудебных и судебных процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Однако система под­готовки, сложившаяся с начала 90-х годов, сегод­ня разрушается, что свя­зано с реформированием высшего образования в России. В настоящее вре­мя профессиональные профили, предлагаемые в проекте ФГОС ВПО по направлению подготов­ки бакалавров «Менедж­мент», не учитывают уни­кальную экономическую составляющую антикри­зисного управления, а также многообразную и динамичную нормативно-законодательную со­ставляющую. Среди две­надцати предлагаемых профилей по данному направлению подготовки бакалавров есть такие, как «Логистика», «Информа­ционный менеджмент», «Управление человече­скими ресурсами» и пр., а профиля «Антикризисное управление» - нет. Более того, вызывает недоумение отсутствие в базовой части проекта нового стандарта хоть какой-нибудь учебной дисциплины по антикри­зисному управлению. Можно было бы предпо­ложить, что формирование компетенций в такой обширной области, как антикризисное и арби­тражное управление, рассредоточено по другим дисциплинам, однако из пятидесяти профессио­нальных компетенций не предложено ни одной по профилактике и выходу из кризиса.

Учитывая, что образовательные стандарты нового поколения призваны стать «проводни­ками» перспективных отечественных, между­народных и европейских тенденций рефор­мирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России, представля­ется необходимым открыть профессиональный профиль «Антикризисное управление» в рамках направления подготовки бакалавров «Менедж­мент». Наличие выпускников высшего образо­вания в любой области управленческой деятель­ности является важным условием обеспечения ее эффективности, которого может быть лишен институт банкротства России.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по профессиональному профилю подготовки «Антикризисное управление» могут стать:

органы государственного и муниципаль­ного управления по экономической политике, предпринимательству и собственности

подразделения стратегического развития организаций всех форм собственности

аналитические службы


организации, осуществляющие консалтин­говую и экспертную деятельность

саморегулируемые организации арбитраж­ных управляющих

команды арбитражных управляющих. Профессиональные профили должны быть четко определены в разрабатываемой компетентностной модели ФГОС ВПО и одновременно должны сохранять возможность изменений. От­крытие такого профессионального профиля, как «Антикризисное управление», будет способство­вать удовлетворению требования, предусмотрен­ного «Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федера­ции»: «В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна осуществляться интеграция об­разования, науки и экономики» [1].

Другой важной проблемой является наличие существенных недостатков в дополнительном об­разовании, которое в данном случае состоит из двух частей: подготовки арбитражных управляю­щих по программе Министерства экономического развития и повышения их квалификации. При этом если с первой составляющей образовательные учреждения как-то справляются, то повышение квалификации арбитражных управляющих сегод­ня, по сути, отсутствует. Тем самым игнорируется ст. 22 Закона о банкротстве, в которой закрепле­но, что СРО обязано «организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих чле­нов» [2]. Однако практически ни одна СРО арби­тражных управляющих России даже и не пытается ее выполнять, о чем свидетельствуют результаты анализа их стандартов, в которых указано, что ар­битражные управляющие обязаны постоянно по­вышать свою профессиональную квалификацию. Такая разница в формулировках свидетельствует о пренебрежительном выполнении СРО ее важней­шей функции и самоустранении Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра от контроля выполнения данной нормы законодательства.

Наряду с этим следует подчеркнуть, что одной из основных обязанностей СРО арби­тражных управляющих является контроль про­фессиональной деятельности ее членов в части соблюдения требований Федерального закона о несостоятельности, других федеральных за­конов, иных нормативных правовых актов Рос­сийской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной дея­тельности [2]. А из вышесказанного следует, что налицо ярко выраженное противоречие между обеспечением функции контроля со стороны СРО за соблюдением законодательства ее чле­нами и несоблюдением законодательства самой СРО арбитражных управляющих в плане орга­низации повышения уровня профессиональной подготовки ее членов.

Правда, отдельные СРО проводят темати­ческие семинары, конференции, что является, безусловно, положительным, однако не заменя­ет полноценного постоянного повышения ква­лификации.