Файл: Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2021

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенные недостатки в области повы­шения квалификации стали одной из причин значительного числа нарушений со стороны арбитражных управляющих. Так, в расчете на одного арбитражного управляющего из семи тысяч состоящих в госреестре приходится 1,5 жалобы, однако если учесть «мертвые души» (например, из числа не назначаемых более трех лет), то картина будет более печальной. Крайне слабый интерес СРО в повышении квалифи­кации своих членов подтверждает следующий факт: в конце прошлого года после внесения в план работы подкомитета по антикризисно­му управлению и проблемным долгам Коми­тета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ вопроса о выполнении СРО требований законодательства по организации повышения квалификации ее членов Институт экономики и антикризисного управления провел экспери­мент - предложил двенадцати СРО провести на бесплатной основе однодневный семинар по проблемам арбитражного управления с при­влечением по их выбору ведущих специалистов России и включением по их желанию вопросов для рассмотрения. Со стороны института было выдвинуто одно требование - должно быть не менее 70 арбитражных управляющих. Вместо двенадцати было проведено два семинара: пер­вый — с НП «Первая саморегулируемая органи­зация арбитражных управляющих», а второй — с НП «РСОПАУ».

О необходимости организации постоянного повышения квалификации арбитражных управ ляющих свидетельствует также рост количества нарушений в ходе проведения дел о банкрот­стве. Так, в 2009 г. в Росреестр поступило более 10 тысяч обращений на их ненадлежащие дей­ствия (бездействие). Судами вынесены решения о привлечении почти 2300 арбитражных управ­ляющих к административной ответственности, дисквалифицированы 38 челеловек Значитель­ная часть нарушений связана с недостаточным уровнем профессиональных знаний и умений. Об этом свидетельствуют и результаты сдачи эк­заменов в Институте экономики и антикризисно­го управления за последние три года по програм­мам Банка России и Минэнерго, когда многие практикующие арбитражные управляющие не в состоянии ответить на вопрос об основных по­ложениях, закрепленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоя­тельности (банкротстве)». Это говорит о том, что после получения свидетельства арбитражного управляющего основной закон ими забыт, а си­стематические поправки и дополнения к законо­дательству о банкротстве не изучаются.

Отсюда возникает вопрос: как будет вы­полняться поручение президента РФ о замене ликвидационной направленности института банкротства на реабилитационную? Сложность планирования и организации оздоровительных процедур (формирование плана финансового оздоровления и внешнего управления, выбор эффективных форм и видов бизнеса на иннова­ционной рисковой основе, организация взаимо­действия бизнеса с государством и обществен­ностью, обеспечение конкурентной стратегии бизнеса) не способствует заинтересованности арбитражных управляющих, большинство из которых имеют техническое образование, в проведении реабилитационных процедур, при­меняемых в деле о банкротстве должника. Для распродажи предприятий, а это происходит в большинстве случаев, уже выработан опреде­ленный алгоритм действий, в то время как для вывода предприятий из кризиса, их финансово­го оздоровления необходима совокупность зна­ний и уникальных компетенций в области эко­номики, менеджмента, финансов, психологии, различных отраслей права (конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового, налогового, трудового). Но се­годня лишь незначительная часть арбитражных управляющих владеет этими знаниями, прак­тическими навыками и технологиями антикри­зисного управления, т. е. вопрос об организации постоянного повышения квалификации более чем своевремен. Нерешенность этого вопроса провоцирует функциональную неграмотность


и профессиональную некомпетентность арби­тражных управляющих.

Формирование системы повышения квали­фикации арбитражных управляющих сопряже­но с необходимостью решения ряда вопросов:

1. Какова должна быть продолжительность обучения?

2. Каково содержание программы, кто ее раз­рабатывает и утверждает?

3. Как часто она изменяется?

4. Какова периодичность прохождения кур­сов повышения квалификации - конкретным ар­битражным управляющим?

5. Какой характер должна носить программа повышения квалификации - универсальный или индивидуальный для каждой СРО?

Что касается продолжительности обучения, то в соответствии с действующим законодатель­ством об образовании повышением квалифика­ции считается обучение не менее 72 часов в об­разовательном учреждении [3].

Представляется, что программа должна раз­рабатываться обучающими организациями, СРО, с участием национального объединения, Росреестра и Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России. Важ­нейшим вопросом является содержание про­граммы, при решении которого можно исполь­зовать опыт оценщиков, программа повышения квалификации которых включает следующие компоненты:

обязательные дисциплины

дисциплины по выбору или вариативную часть

итоговую аттестацию.

При повышении квалификации арбитраж­ных управляющих обязательные дисциплины должны предусматривать изучение отдельных положений дисциплин Единой программы под­готовки арбитражных управляющих, утверж­денной приказом МЭР России 10.12.2009 г. № 517, актуализированных с учетом прошед­ших изменений, а их доля не должна превышать 70% учебного времени.

Дисциплины по выбору предназначены для углубленного изучения отдельных проблем с уче­том специализации данной группы слушателей.

Под специализацией понимается формирова­ние специальных групп слушателей, например для финансового оздоровления ЖКХ, сельско­хозяйственных, градообразующих организаций, предприятий ВПК и т. д.

Целесообразно предварительно провести анкетирование арбитражных управляющих на предмет выявления их пожеланий и предпочте­ний по ее содержанию.

Важно решить вопрос о периодичности из­менения программы (1 раз в год, 1 раз в 2 года). При решении этой части задачи следует учи­тывать постоянное изменение нормативно-законодательной базы, тенденцию к усложнению задач, решаемых арбитражными управляющи­ми, а также изменение вектора развития инсти­тута банкротства с ликвидационного на реаби­литационный.

После решения вопросов «чему учить?», «как часто учить?» необходимо ответить на во­прос «как учить?», чтобы достичь максимально­го результата.

Ключевой вопрос тут - количество часов ау­диторной работы.

В соответствии с действующим законо­дательством 100%-ная аудиторная подготов­ка обязательна только при профессиональной переподготовке, т.е. при первичном обучении арбитражных управляющих. При повышении квалификации возможно использование:


1) модульно-блочной системы с возможно­стью изучения всей программы с разбивкой на блоки;

2) дистанционных и информационных тех­нологий, с организацией учебного процесса в режиме онлайн;

3) экстерната, т. е. самостоятельного изуче­ния всего материала программы. Все это позво­лит арбитражным управляющим обновить свои знания без отрыва или с частичным отрывом от работы;

4) различных методов и форм обучения: лекций и практических занятий, моделирования компо­нентов профессиональной деятельности антикри­зисного и арбитражного управляющего, деловых игр, разборов кейс-стади, мастер-классов.

Важно продумать форму итогового контро­ля знаний (тестирование, устный, письменный, устно-письменный экзамен).

Для обеспечения качественного повышения квалификации арбитражных управляющих не менее важно отработать систему отбора вузов.

В этой связи необходимо напомнить, что в период функционирования ФСФО России подготовку арбитражных управляющих осу­ществляли 113 вузов с получением необходимой аккредитации. В 2009 г. таких вузов было 51, они подготовили более 1700 арбитражных управляющих. Сегодня соглашение о сотрудни­честве с Росреестром заключили 40 вузов, 8 из них находятся в Москве. В данном случае речь идет о подготовке арбитражных управляющих по программе Росреестра. При этом вузовское сообщество и СРО знают о качестве подготовки в каждой обучающей организации.

Рособрнадзор, проверяя качественные пока­затели вузов, оценивает процентное соотноше­ние отличных, хороших и неудовлетворительных оценок, периодичность проведения групп в си­стеме дополнительного образования, обеспечен­ность учебного процесса учебно-методической литературой, наличие современных техниче­ских средств обучения и т.д. Это в конечном итоге подтверждается или не подтверждается свидетельством о госаккредитации.

Следовательно, современный вуз, имеющий государственную аккредитацию, применяющий прогрессивные педагогические технологии и обладающий опытом профессионального пар­тнерства с сообществами арбитражных управ­ляющих, должен быть кластером антикризисно­го и арбитражного обучения - только при этом сохраняется и активная обратная связь и проис­ходит реальная коррекция подготовки качества специалистов и их специализации.

Весь комплекс перечисленных проблем и перспективы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитраж­ному управлению обсуждались в апреле 2010 г. на заседании подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам Комитета по безопасности предпринимательской деятельно­сти Торгово-промышленной палаты РФ. В ре­зультате была создана рабочая группа по раз­работке механизма повышения квалификации арбитражных управляющих с включением в ее состав представителей всех заинтересованных организаций, которой поручено обобщить и си­стематизировать многочисленные предложения, с реализацией которых связано дальнейшее раз­витие непрерывного многоуровневого профес­сионального образования в сфере антикризис­ного и арбитражного управления.



Список литературы:

1.О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Журнал «Экономика России: XXI век». 2006. №19.

2. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 22, п. 2.

3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квали­фикации) специалистов (в ред. постановлений правительства РФ от 10.03.2000 № 213, от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175), ст. 7.



Научно-практический журнал «Эффективное антикризисное управление» № 2(61) 2010. с. 88-93.

www.e-c-m.ru