Файл: Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству Третий семестр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация профессионального образования
«Открытый социально-экономический колледж»
Программа среднего профессионального образования
Специальное дошкольное образование
Дисциплина:
Практикум по художественной
обработке материалов и изобразительному искусству
Третий семестр
Выполнил: слушатель Белоусова Ирина Дмитриевна
Преподаватель:
Мороз Татьяна Сергеевна с. Рыткучи, 2022

2
Оглавление
1. Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме (на одном листе)………………………………………………………………………………3 2. Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана. (на одном листе) 6 3. Роспись шаблонов по мотивам Дымковской, Каргопольской и
Филимоновской глиняной игрушки. (три игрушки на трех листах)........... 8
4. Список используемой литературы………...………………………………...10

3
1. Тема. Народный костюм.
Задание: Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме.
Материал: гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4.
Этапы работы:
1. Схематично строю фигуру человека. Провожу вертикальную линию и разбиваю ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисовала голову, три следующих отрезка отвожу для туловища, а оставшиеся четыре оставляю для ног. Длину рук довожу до середины бедра. Для одетой фигуры определяю пропорции, не вырисовываю покрытые одеждой части тела.
2. Рисую сарафан: от плеч рисую две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собираю в складки, а к низу его сильно расширяю. Рисую волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди провожу лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу сарафана пускаю широкую узорную кайму.
3. На этом этапе рисую плечи и пышные рукава рубахи – их можно расширить сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собираю на манжету, что образует объемный напуск. Можно и по другому варианту – широкие трапециевидные рукава, украсить по низу широкой вышитой каймой.
Верхнюю часть рубахи, не закрытую сарафаном, тоже можно украсить солнцевидной вышивкой вокруг шеи.
4. Рисуем традиционную женскую прическу – ровный пробор волос, длинную косу, перекинутую через плечо наперед. Под косой на затылке располагаем большой бант, для этого рисуем его края видимыми спереди. А низ косы украшаем расшитым косником.
5. На голове рисую красивый высокий кокошник сердцевидной можно и какой-либо иной формы. Край кокошника можно оформить фестончатой линией. Сбоку на кокошнике, а также по его краю вдоль лба могут идти короткие нитки бисера в виде бахромы. Украшаю кокошник растительным или геометрическим орнаментом, подчеркивающим его форму.
6. Мужской народный костюм начинаю рисовать с рубахи, заканчивающейся ниже пояса. Плечи рисую более широкими, мужскими.
Рукава рубахи, чуть расширенные к низу и прямые, или же соберу на манжете в сборку. Рисую стоячий цилиндрический воротник и застежку на груди, расположенную слева. Обычно оба этих элемента украшены вышивкой или тесьмой.
7. Обязательная и немаловажная деталь мужского костюма – пояс или кушак. Им подпоясывали рубаху на талии. В праздничном варианте кушак богато украшали. Рисую завязанный узлом пояс с двумя свисающими концами.


4 8. Далее рисую штаны – они широкие, заправлены в высокие сапоги или в тряпичные онучи, обмотанные вокруг голени, а сверху онучей надевались лапти. Онучи рисую перевязанными узким шнурком характерными перекрещивающимися линиями. Штанины образуют над голенищами сапог или онучами небольшой объем – напуск из собранной ткани.
9. Обуваю изображаемого человека в плетеные из золотистого лыка лапти. Стараюсь точно передать плетение, ведь лапти – исконно русская обувь и является одним из самых типичных и узнаваемых элементов народного костюма.
10. Завершаю рисунок изображением круглой прически «под горшок» и головного убора – картуза с узким околышем и украшенного цветком
(такой убор характерен для городского костюма) или высокой, чуть сбитой набок шапки.
Раскрашиваю костюмы в самые разнообразные цвета, но с учетом того, что в старину использовались натуральные красители для окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми. Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными, золотистыми, коричневыми оттенками.
Также использовались ткани с различными набивными рисунками, типичными из которых были: восточный огурец, горох, полоска. Также традиционными считаются белоземельные ситцы (мелкий цветочный рисунок по белому фону).

5

6
Тема. Русская деревянная игрушка. «Топорщина», тарарушки, матрешка.
Задание: Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана.
Материал: гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета
Этапы работы:
1.Просмотрела изделия Полхов-Майдана на фотографиях;
2.
Определила принцип построения орнамента на своем предполагаемом предмете.
3. Определила приѐм письма для наиболее широкого места предмета;
4. Вырезала контур матрешки из простой бумаги через складывание пополам. Развернула и перевела его на лист основной бумаги
5. В тонких линиях карандаша нарисовала расположение основных элементов орнамента карандашом;
6. Краской выполнила основные элементы орнамента;
7. Дополнила орнамент второстепенными украшающими элементами и выполнила прорисовку;
8. Украсила края контура орнаментом тонкой кистью.


7

8
Тема.Русская глиняная игрушка.
Задание: Выполнение росписи шаблонов по мотивам Дымковской,
Каргопольской и Филимоновской глиняной игрушки.
Материал: гуашь. Формат А- 4.
Этапы работы:
1. Рассмотрела игрушки, обратила внимание на своеобразие форм и индивидуальный характер украшающей росписи.
2. Выбрала образ барыни, так как она легко рисуется и рассмотрела особенности его росписи (3- 4 варианта для сравнения). Определила общие элементы росписи.
3. Для работы изготовила шаблон игрушки.
Барыня — круглая голова, туловище, руки «колбаски» и широкая юбка.
Затем аккуратно соединила между собой детали наброска. Обратила внимание, что кисти рук у игрушек не прорисовываются, а остаются слегка заостренными. На голове нарисовала кокошник и большие серьги «капли».
Затем готовый шаблон аккуратно вырезала. Сделала несколько разных шаблонов, с разным положением рук, размером кокошников, пышностью юбок. Использовала для работы плотный картон, так мой трафарет дольше прослужит и будет нужен в моей работе с воспитанниками.
Обвела трафарет на листе бумаги, расположенном вертикально. Сильно не нажимая карандашом нарисовала нужные детали. Отметила границы кокошника дугой, уточнила рисунок сережек. Нарисовала прическу – это коса, скрученная в бублик – она закроет границу кокошника. Наметила детали лица. Глаза, щеки, рот и нос на таких игрушках обозначаются точками и кружочками разных размеров.
Затем перешла к костюму. Наметила ворот, рукава игрушки. Вырез здесь может быть самым различным и украшен орнаментом. Кофта зачастую бывает одноцветной, без ярких рисунков. Однако на ней могут присутствовать волнистые и прямые линии с точками. Можно украсить ими рукава, середину, край кофты.
На юбке чаще всего встречается рисунок из стилизованных цветов, а также клетка и полоска на подоле. Цветы рисуются в виде кругов с сердцевиной в виде небольшого кружочка, в котором рисуются точки, полоски или волнистые линии. Между «цветами» располагаю волнистые

9 линии (стебли) и на них обозначаю маленькие кружочки (ягоды). Можно украсить подол юбки клеткой или полосками по своему усмотрению.


10
Список используемой литературы.
1. Додсон Б. «Ключ к искусству рисунка». – Минск, 2000. – 223 с.
2. Норлинг Э. «Объѐмный рисунок и перспектива». / Пер. М. Авдониной. –
М.: Эксмо, 2004. – 160 с.
3. Сапожников И. П. «Полный курс рисования». / Под ред. И. В. Ларионова.
– Москва, 2003. – 143 с. методические рекомендации по использованию данной технологии с детьми дошкольного возраста