Файл: Методические рекомендации по разработке образовательных программ по специальностям и квалификациям технического и профессионального, послесреднего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2

Одобрен на заседании РУМС

от 28 марта 2023 года
Методические рекомендации

по разработке образовательных программ

по специальностям и квалификациям технического и профессионального, послесреднего образования
Глава 1. Общие положения


  1. Настоящие Методические рекомендации по разработке образовательных программ по специальностям и квалификациям технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Методические рекомендации) определяют структуру и порядок разработки образовательных программ по специальностям технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Образовательные программы).

  2. Образовательные программы разрабатываются в соответствии с:

  • Законом Республики Казахстан «Об образовании» в части подготовки кадров с ТиППО;

  • Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования, Государственным общеобязательным стандартом послесреднего образования, утвержденным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 (далее – ГОСО);

  • Классификатором специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2018 года № 500;

  • Типовыми учебными программами цикла или модуля общеобразовательных дисциплин для организаций технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 6 января 2023 года № 1;

  • Национальной рамкой квалификации;

  • Профессиональными стандартами (при их наличии);

  • Профессиональными стандартами WorldSkills (при их наличии).

  1. Целью разработки образовательных программ является приведение содержания обучения требованиям работодателей с учетом академической самостоятельности организаций образования.

  2. При разработке образовательных программ используется компетентностный подход – метод построения учебного процесса, ориентированный на достижение результатов обучения.

  3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие определения:

  1. образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;

  2. профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;

  3. базовая компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для личностной, социальной и профессиональной деятельности обучающегося;

  4. профессиональная компетенция – способность решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;

  5.  базовый модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование базовой компетенции обучающегося;

  6. профессиональный модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование профессиональной компетенции;

  7. академический кредит – унифицированная единица измерения объема учебной и (или) научной работы (нагрузки) обучающегося и (или) педагога;

  8. рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией ТиППО для конкретной учебной дисциплины и (или) модуля рабочего учебного плана;

  9. рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией ТиППО, регламентирующий перечень, объем учебных дисциплин и/или модулей, последовательность их изучения, а также формы контроля их освоения;

  10. результаты обучения – подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности, и отношения.



Глава 2. Структура образовательной программы


  1. Требования к структуре образовательной программы определяются ГОСО. Структура образовательной программы включает:

1. Паспорт образовательной программы;

2. Перечень компетенций;

3. Содержание образовательной программы:

3.1. Содержание модулей (дисциплин);

3.2. Сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы;

3.3. Матрица дисциплин по компетенциям (для модульных программ).

  1. Образовательная программа разрабатывается на языке обучения, на котором ведется подготовка обучающихся.

  2. В паспорте образовательной программы указываются: код и наименование специальности и квалификации(-ий); цель образовательной программы; нормативно-правовое обеспечение программы в области образования; наименование применяемых профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills (при их наличии); отличительные особенности образовательной программы.



  1. Перечень компетенций в образовательной программе представлен группой компетенций, которыми будет обладать обучающий после освоения образовательной программы.



  1. В содержании модулей (дисциплин) дается их краткое описание, определяются результаты обучения, которые необходимо достичь в ходе освоения модуля или дисциплины, указывается индекс формируемой компетенции.



  1. В сводной таблице отражаются: объем освоенных кредитов/часов, деление по семестрам, форма итогового контроля в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы.



  1. Матрица компетенций является вспомогательным компонентом, который позволяет совместить компетенции с дисциплинами, в рамках которых эти компетенции будут формироваться.




  1. Титульный лист образовательной программы содержит следующие реквизиты: наименование организации образования; уровень квалификации в соответствии с Национальной рамкой квалификации; уровень образования в системе образования; направление и специализация подготовки; код и наименование специальности и квалификации; база образования; форма обучения; язык обучения; общий объем учебного времени; год приема на обучение по данной образовательной программе.




  1. В титульном листе указываются разработчики образовательной программы. Образовательная программа разрабатывается рабочей группой, в состав которой входят педагоги организации ТиППО, а также специалисты с производства соответствующей отрасли.




  1. Образовательная программа утверждается руководителем организации образования. В титульном листе проставляется дата и подпись утверждения, заверенные печатью.




  1. Образовательная программа должна быть рассмотрена и одобрена на заседании Индустриального совета (совета работодателей) колледжа, а затем рекомендована педагогическим советом организации образования к утверждению. В титульном листе прописывается дата заседания, номер протокола, проставляется подпись председателя Индустриального совета (совета работодателей).



Глава 3. Порядок разработки образовательных программ


  1. Разработка образовательной программы осуществляется в следующей последовательности:

  1. Формулирование цели образовательной программы;

  2. Разработка перечня компетенций специалиста;

  3. Определение содержания модулей (дисциплин);

  4. Составление сводной таблицы;

  5. Составление матрицы дисциплин по компетенциям.


Формулирование цели образовательной программы


  1. Цель образовательной программы формулируется на основе основной цели профессиональной деятельности по квалификации. Основная цель профессиональной деятельности по квалификации – это описание действия или действий, требуемых для достижения результата.

Основная цель осуществляемой специалистом деятельности должна быть измеряемой и наблюдаемой и должна кратко описывать профессиональную область как суммарный результат того, что должно быть достигнуто по освоению квалификации(-ий).

Основная цель деятельности указана в карточках профессии в профессиональных стандартах.

На основании основной цели осуществляемой специалистом деятельности формулируется цель образовательной программы.

Цель образовательной программы формулируется следующим образом:

«Подготовка специалистов для … (в соответствии с главной целью выполняемой специалистом деятельности)».

При этом нужно учитывать, что цель образовательной программы должна быть сформулирована лаконично и соответствовать критериям – конкретность, достижимость.
Разработка перечня компетенций специалиста

  1. Перечень компетенций в образовательной программе представлен группой следующих компетенций: общеобразовательные, базовые и профессиональные.

Проектирование перечня компетенций необходимо рассматривать с позиций интегративного конечного результата освоения образовательной программы, востребованного работодателем.

  1. Общеобразовательные компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение цели образовательной программы.

  2. Базовые компетенции направлены на формирование здорового образа жизни и совершенствование физических качеств, социализацию и адаптацию в обществе и трудовом коллективе, развитие чувств патриотизма и гражданственности, национального самосознания, добропорядочности и антикоррупционной культуры, приобретение навыков предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в профессиональной деятельности.

Обязательными базовыми компетенциями являются компетенции, формирующие обязательные базовые модули, указанные в ГОСО.

  1. Способность специалиста решать комплекс профессиональных задач является профессиональной компетенцией.При определении профессиональных компетенций необходимо учитывать требования профессиональных стандартов.

  2. Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессионального стандарта в группу разработчиков необходимо включить специалистов с организации (предприятия).

  3. При определении профессионального стандарта для разработки образовательной программы необходимо учесть следующее:


  • квалификациям, изучаемым в рамках образовательной программы, может соответствовать один профессиональный стандарт, который носит схожее или одинаковое наименование с квалификацией ТиППО;

  • квалификациям, изучаемым в рамках образовательной программы, может соответствовать только определенная часть какого-либо профессионального стандарта, то есть одна или часть трудовых функций и/или профессиональных задач может совпадать;

  • квалификациям, изучаемым в рамках образовательной программы, может соответствовать ряд профессиональных стандартов, причем возможно, что профессиональные стандарты будут относиться к разным отраслям.

  1. Целесообразно провести предварительную оценку сопоставления уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы и профессионального стандарта.

  2. Для формирования профессиональной компетенции используется единица профессионального стандарта – трудовая функция, которая является набором взаимосвязанных действий, направленных на решение нескольких задач процесса труда.

  3. Карточки профессий профессиональных стандартов имеют разный охват и уровень обобщения – конкретизации в целях видов деятельности, функциях, задачах, знаниях и умениях. Кроме того, нельзя исключать такой момент как отсутствие профессиональных стандартов по квалификациям. Поэтому для определения содержания профессиональных модулей требуется провести функциональный анализ содержания профессиональной деятельности по квалификации.

  4. На основе функционального анализа квалификации составляется функциональная карта, описывающая основную цель профессиональной деятельности по квалификации и вытекающие из нее трудовые функции и соответствующие трудовые задачи.

  5. Формулировки компетенций строятся по той же структуре, что и формулировка основной цели профессиональной деятельности по квалификации: сначала дается описание действия или действий, требуемых для достижения результата (глагол или несколько глаголов); затем описывается объект действия (существительное или нескольких существительных); далее описывается контекст/ситуация действия (цель действия, лицо, на которое направлено действие).


Определение содержания модулей (дисциплин)

  1. В образовательных программах для формирования компетенции определяется модуль, который, в свою очередь, включает результаты обучения.

  2. Модуль – это функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование компетенции выпускника. Модуль имеет четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны обеспечить обучающемуся освоение заявленной компетенции.

  3. Модули размещаются в порядке, обеспечивающем логическое построение процесса обучения и оценки его результатов.

  4. Формулировки модулей имеют сходную структуру с формулировками компетенций и отличаются только описанием действий: