Файл: Методические рекомендации по разработке образовательных программ по специальностям и квалификациям технического и профессионального, послесреднего образования.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2
Одобрен на заседании РУМС
от 28 марта 2023 года
Методические рекомендации
по разработке образовательных программ
по специальностям и квалификациям технического и профессионального, послесреднего образования
Глава 1. Общие положения
-
Настоящие Методические рекомендации по разработке образовательных программ по специальностям и квалификациям технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Методические рекомендации) определяют структуру и порядок разработки образовательных программ по специальностям технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Образовательные программы). -
Образовательные программы разрабатываются в соответствии с:
-
Законом Республики Казахстан «Об образовании» в части подготовки кадров с ТиППО; -
Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования, Государственным общеобязательным стандартом послесреднего образования, утвержденным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 (далее – ГОСО); -
Классификатором специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2018 года № 500; -
Типовыми учебными программами цикла или модуля общеобразовательных дисциплин для организаций технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 6 января 2023 года № 1; -
Национальной рамкой квалификации; -
Профессиональными стандартами (при их наличии); -
Профессиональными стандартами WorldSkills (при их наличии).
-
Целью разработки образовательных программ является приведение содержания обучения требованиям работодателей с учетом академической самостоятельности организаций образования. -
При разработке образовательных программ используется компетентностный подход – метод построения учебного процесса, ориентированный на достижение результатов обучения. -
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие определения:
-
образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения; -
профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда; -
базовая компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для личностной, социальной и профессиональной деятельности обучающегося; -
профессиональная компетенция – способность решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность; -
базовый модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование базовой компетенции обучающегося; -
профессиональный модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование профессиональной компетенции; -
академический кредит – унифицированная единица измерения объема учебной и (или) научной работы (нагрузки) обучающегося и (или) педагога; -
рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией ТиППО для конкретной учебной дисциплины и (или) модуля рабочего учебного плана; -
рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией ТиППО, регламентирующий перечень, объем учебных дисциплин и/или модулей, последовательность их изучения, а также формы контроля их освоения; -
результаты обучения – подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности, и отношения.
Глава 2. Структура образовательной программы
-
Требования к структуре образовательной программы определяются ГОСО. Структура образовательной программы включает:
1. Паспорт образовательной программы;
2. Перечень компетенций;
3. Содержание образовательной программы:
3.1. Содержание модулей (дисциплин);
3.2. Сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы;
3.3. Матрица дисциплин по компетенциям (для модульных программ).
-
Образовательная программа разрабатывается на языке обучения, на котором ведется подготовка обучающихся. -
В паспорте образовательной программы указываются: код и наименование специальности и квалификации(-ий); цель образовательной программы; нормативно-правовое обеспечение программы в области образования; наименование применяемых профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills (при их наличии); отличительные особенности образовательной программы.
-
Перечень компетенций в образовательной программе представлен группой компетенций, которыми будет обладать обучающий после освоения образовательной программы.
-
В содержании модулей (дисциплин) дается их краткое описание, определяются результаты обучения, которые необходимо достичь в ходе освоения модуля или дисциплины, указывается индекс формируемой компетенции.
-
В сводной таблице отражаются: объем освоенных кредитов/часов, деление по семестрам, форма итогового контроля в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы.
-
Матрица компетенций является вспомогательным компонентом, который позволяет совместить компетенции с дисциплинами, в рамках которых эти компетенции будут формироваться.
-
Титульный лист образовательной программы содержит следующие реквизиты: наименование организации образования; уровень квалификации в соответствии с Национальной рамкой квалификации; уровень образования в системе образования; направление и специализация подготовки; код и наименование специальности и квалификации; база образования; форма обучения; язык обучения; общий объем учебного времени; год приема на обучение по данной образовательной программе.
-
В титульном листе указываются разработчики образовательной программы. Образовательная программа разрабатывается рабочей группой, в состав которой входят педагоги организации ТиППО, а также специалисты с производства соответствующей отрасли.
-
Образовательная программа утверждается руководителем организации образования. В титульном листе проставляется дата и подпись утверждения, заверенные печатью.
-
Образовательная программа должна быть рассмотрена и одобрена на заседании Индустриального совета (совета работодателей) колледжа, а затем рекомендована педагогическим советом организации образования к утверждению. В титульном листе прописывается дата заседания, номер протокола, проставляется подпись председателя Индустриального совета (совета работодателей).
Глава 3. Порядок разработки образовательных программ
-
Разработка образовательной программы осуществляется в следующей последовательности:
-
Формулирование цели образовательной программы; -
Разработка перечня компетенций специалиста; -
Определение содержания модулей (дисциплин); -
Составление сводной таблицы; -
Составление матрицы дисциплин по компетенциям.
Формулирование цели образовательной программы
-
Цель образовательной программы формулируется на основе основной цели профессиональной деятельности по квалификации. Основная цель профессиональной деятельности по квалификации – это описание действия или действий, требуемых для достижения результата.
Основная цель осуществляемой специалистом деятельности должна быть измеряемой и наблюдаемой и должна кратко описывать профессиональную область как суммарный результат того, что должно быть достигнуто по освоению квалификации(-ий).
Основная цель деятельности указана в карточках профессии в профессиональных стандартах.
На основании основной цели осуществляемой специалистом деятельности формулируется цель образовательной программы.
Цель образовательной программы формулируется следующим образом:
«Подготовка специалистов для … (в соответствии с главной целью выполняемой специалистом деятельности)».
При этом нужно учитывать, что цель образовательной программы должна быть сформулирована лаконично и соответствовать критериям – конкретность, достижимость.
Разработка перечня компетенций специалиста
-
Перечень компетенций в образовательной программе представлен группой следующих компетенций: общеобразовательные, базовые и профессиональные.
Проектирование перечня компетенций необходимо рассматривать с позиций интегративного конечного результата освоения образовательной программы, востребованного работодателем.
-
Общеобразовательные компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение цели образовательной программы. -
Базовые компетенции направлены на формирование здорового образа жизни и совершенствование физических качеств, социализацию и адаптацию в обществе и трудовом коллективе, развитие чувств патриотизма и гражданственности, национального самосознания, добропорядочности и антикоррупционной культуры, приобретение навыков предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Обязательными базовыми компетенциями являются компетенции, формирующие обязательные базовые модули, указанные в ГОСО.
-
Способность специалиста решать комплекс профессиональных задач является профессиональной компетенцией.При определении профессиональных компетенций необходимо учитывать требования профессиональных стандартов. -
Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессионального стандарта в группу разработчиков необходимо включить специалистов с организации (предприятия). -
При определении профессионального стандарта для разработки образовательной программы необходимо учесть следующее:
-
квалификациям, изучаемым в рамках образовательной программы, может соответствовать один профессиональный стандарт, который носит схожее или одинаковое наименование с квалификацией ТиППО; -
квалификациям, изучаемым в рамках образовательной программы, может соответствовать только определенная часть какого-либо профессионального стандарта, то есть одна или часть трудовых функций и/или профессиональных задач может совпадать; -
квалификациям, изучаемым в рамках образовательной программы, может соответствовать ряд профессиональных стандартов, причем возможно, что профессиональные стандарты будут относиться к разным отраслям.
-
Целесообразно провести предварительную оценку сопоставления уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы и профессионального стандарта. -
Для формирования профессиональной компетенции используется единица профессионального стандарта – трудовая функция, которая является набором взаимосвязанных действий, направленных на решение нескольких задач процесса труда. -
Карточки профессий профессиональных стандартов имеют разный охват и уровень обобщения – конкретизации в целях видов деятельности, функциях, задачах, знаниях и умениях. Кроме того, нельзя исключать такой момент как отсутствие профессиональных стандартов по квалификациям. Поэтому для определения содержания профессиональных модулей требуется провести функциональный анализ содержания профессиональной деятельности по квалификации. -
На основе функционального анализа квалификации составляется функциональная карта, описывающая основную цель профессиональной деятельности по квалификации и вытекающие из нее трудовые функции и соответствующие трудовые задачи. -
Формулировки компетенций строятся по той же структуре, что и формулировка основной цели профессиональной деятельности по квалификации: сначала дается описание действия или действий, требуемых для достижения результата (глагол или несколько глаголов); затем описывается объект действия (существительное или нескольких существительных); далее описывается контекст/ситуация действия (цель действия, лицо, на которое направлено действие).
Определение содержания модулей (дисциплин)
-
В образовательных программах для формирования компетенции определяется модуль, который, в свою очередь, включает результаты обучения. -
Модуль – это функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование компетенции выпускника. Модуль имеет четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны обеспечить обучающемуся освоение заявленной компетенции. -
Модули размещаются в порядке, обеспечивающем логическое построение процесса обучения и оценки его результатов. -
Формулировки модулей имеют сходную структуру с формулировками компетенций и отличаются только описанием действий: