Файл: 1 слайд В. М. Бехтерев и его вклад в развитие отечественной психиатрии. 2 слайд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 слайд
В.М.Бехтерев и его вклад в развитие отечественной психиатрии.
2 слайд
План:
Введение.
Детство Владимира Михайловича.
Образование.
Опыт общения с иностранными коллегами.
Карьера: Казань.
Карьера: Санкт-Петербург.
Достижения В.М. Бехтерева.
Заключение.
Библиография.
3 слайд
Современную медицину невозможно представить без таких направлений, как психиатрия и неврология. Данные науки являются необходимой частью работы врача с пациентами несмотря на тип заболевания, так как и психические расстройства, и соматические могут возникнуть в результате некоторых нарушений деятельности нервной системы. Владимир Михайлович Бехтерев является ярким представителем данной отрасли медицины, в связи с чем мне и моим коллегам важно знать о биографии и достижениях данного человека
4 слайд
Актуальность: психоневрологические заболевания получают с каждым годом всё большую распространенность, поэтому расстройства в данной области являются настоящей проблемой современного общества.
Цель: рассмотреть биографию В.М. Бехтерева и его вклад в развитие отечественной психиатрии
5 слайд Детство Владимира Михайловича
Величайший русский психиатр родился 1 февраля 1857 года (или же 20 января по старому стилю) в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии Татарстана. Отец Бехтерева работал коллежским секретарем, но мужчина скончался в достаточно раннем возрасте, из-за чего воспитание детей полностью легло на плечи супруги, матери Владимира Михайловича.
6 слайд Образование
В августе 1867 года Бехтерев поступил в Вятскую гимназию, где окончил 7 классов. Мальчик отличался интересом к естественным наукам. Знания, полученные в стенах гимназии, позволили Владимиру поступить в Императорскую медико-хирургическую академию в возрасте шестнадцати с половиной лет, хотя прием абитуриентов осуществлялся при достижении ими семнадцати лет. Будучи студентом последнего курса Бехтерев принял участие в Русско-турецкой войне 1877 -1878 гг. в составе «летучего санитарного отряда братьев Рыжовых». В 1878 г. Бехтерев досрочно сдал выпускные экзамены и был оставлен для дальнейшего совершенствования в Профессорском Институте при академии под руководством крупнейшего русского психиатра Ивана Павловича Мержеевского. 4 апреля 1881 года Бехтерев успешно защитил докторскую диссертацию по медицине на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней» и 20 ноября 1881 года получил ученое звание приват-доцента.
7 слайд Опыт общения с иностранными коллегами
Первого июля 1884 года решением Конференции академии Владимир Михайлович был отправлен в первую научную заграничную командировку в Германию. В.М. Бехтерев посещал лекции Вестфаля, Менделя, Дюбуа-Раймона и др. известных немецких ученых, занимавшихся изучением нервной системы. Затем в Лейпциге он работал с крупнейшим неврологом и морфологом того времени П. Флексигом, которому вскоре посвятил свою первую фундаментальную монографию «Проводящие пути спинного и головного мозга». Здесь же он начал изучать психологию в лаборатории немецкого физиолога и психолога В. Вунда. После Лейпцига Бехтерев посетил Париж, где ознакомился с работой Жана-Мартена Шарко, а затем Мюнхен, уделив особое внимание клинике профессора Гуддена, завершив командировку летом 1885 года в Вене в клинике профессора Мейнерта.
8 слайд Карьера: Казань
Начало профессиональной деятельности пришлось на 1885 год, и выбор пал на Казанский университет, куда отправился Бехтерев после завершения заграничной стажировки. Он реорганизовал кафедру психиатрии, при которой им вскоре была организована первая в России психофизиологическая лаборатория, где В.М. Бехтерев начал изучать морфологию нервной системы. В казанский период жизни В.М. Бехтерев обогатил науку открытиями в области анатомии и физиологии различных структур головного и спинного мозга. Эти исследования были обобщены в монографии «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893 г). В 1892 году В.М. Бехтерев был инициатором создания Казанского Неврологического общества, а в 1893 году создал журнал «Неврологический вестник», редактором которого был многие последующие годы.
9 слайд Карьера: Санкт-Петербург
26 сентября 1893 года В.М. Бехтерев, вместо ушедшего в отставку по выслуге лет его учителя И.П. Мержеевского, возглавил кафедру душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии в Петербурге. Здесь продолжались исследования, начатые еще в Казани, и завершившиеся изданием в 7 частях в 1903-1905 монографии «Основы учения о функциях мозга».
В 1896 году Владимир Михайлович создал журнал «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», а 1897 году была открыта вновь построенная клиника нервных болезней Военно-медицинской академии, в которой организовали специальную операционную для проведения хирургического лечения некоторых нервных и душевных болезней.
10 слайд
В 1899 году Бехтерев был избран академиком Военно-медицинской академии и награжден золотой медалью Российской Академии наук. Через год за монографию «Проводящие пути спинного и головного мозга» В.М. Бехтерев был награжден премией Бэра Российской Академии наук. В этом же году он избирается председателем Русского общества нормальной и патологической психологии и профессором Женского медицинского института по кафедре нервных и душевных болезней.
В течение зимы 1905-1906 Владимир исполнял обязанности начальника Военно-медицинской академии. В эти годы его научные интересы были уже направлены на изучение психологии – в 1903 он впервые выступил с предложением о создании Психоневрологического Института. Данная идея была успешно воплощена в реальность в 1907 году. В этом же году В.М. Бехтерев получил звание заслуженного ординарного профессора.
11 слайд Труды В.М. Бехтерева:
Статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» была опубликована в столичном журнале «Врач» в 1892г. Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» (сейчас более известна как ревматоидный спондилит), то есть системное воспалительное заболевание соединительной ткани с поражением суставно-связочного аппарата позвоночника, а также периферических суставов, крестцовоподвздошного сочленения, тазобедренных и плечевых суставов и вовлечением в процесс внутренних органов. Бехтерев также выделил такие заболевания, как хореическая падучая, сифилитический множественный склероз, острая мозжечковая атаксия алкоголиков. Эти, а также другие впервые выявленные ученым неврологические симптомы и ряд оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомной книге «Нервные болезни в отдельных наблюдениях», изданной в Казани.
12 слайд
В лаборатории Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками проводил исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга».
В начале двадцатого века Бехтерев подготовил к печати первый том работы «Основы учения о функциях мозга», которая стала его главным трудом по нейрофизиологии. Здесь были собраны и систематизированы общие положения о деятельности мозга. Так, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, в соответствии с которой нервная энергия в мозгу устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру. По мнению Бехтерева, эта энергия как бы стекается к нему по связующим отдельные территории мозга проводящим путям, прежде всего из вблизи расположенных территорий мозга, в которых, как считал Бехтерев, возникает «понижение возбудимости, следовательно, угнетение».
Труды Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли огромный вклад в развитие отечественной психологии. Благодаря интересу Владимира Михайловича к ходу отдельных пучков в центральной нервной системе, составу белого вещества спинного мозга и ходу волокон в сером веществе и к множеству других тем ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной систем, например, преддверной ветви слухового нерва. Также он создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга, установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов.
13 слайд Смена фокуса в науке
После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева стали привлекать проблемы психологии. Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: он выделял субъективную психологию, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективную. Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, однако считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, то есть поведения и физиологической активности нервной системы.
Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах. Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева.
Характеризуя взгляды В.М.Бехтерева, невропатолога и психиатра, необходимо, прежде всего, подчеркнуть их целостность. Объектом его изучения и воздействия был человек, отличающийся специфической историей формирования, индивидуальным внутренним миром. Поэтому Бехтерев считал необходимым получить о больном максимум объективных сведений, наблюдая за протеканием клинической картины заболевания, восстанавливая историю жизни больного, выявляя наследственные предрасположенности, а также используя конкретные экспериментальные данные изучения психических характеристик пациента.
14 слайд Достижения В.М. Бехтерева
Для описания сложных форм рефлекторной деятельности Бехтерев предложил термин «сочетательно-двигательный рефлекс». Открытые Бехтеревым физиологические рефлексы (лопаточно-плечевой,
рефлекс большого веретена, выдыхательный) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльно-стопный рефлекс Менделя-Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева-Якобсона) отражают поражение пирамидных путей. Симптомы Бехтерева наблюдаются при различных патологических состояниях: спинной сухотке, седалищной невралгии, массивных мозговых инсультах, ангиотрофоневрозах, патологических процессах в оболочках основания мозга и т.д.
Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность, барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлени, миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности).
Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию. В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.
15 слайд Создание института:
В 1908 году Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектологическим институтом по изучению мозга им. В.М. Бехтерева.
16 слайд Дрессировка
В 1921 году академик В.М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В.Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий.
Уже к началу 1921 года в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком.