Файл: Развитие лексической стороны речи в старшем дошкольном возрасте средствами игр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ИГР


Аннотация: Статья посвящена проблеме развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Освещаются научные позиции по изучению данного вопроса. Рассматривается методика использования речевых игр в практике работы с детьми как одного из средств развития лексики детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие речи, лексическая сторона речи, речевые игры.

DEVELOPMENT OF THE LEXICAL SIDE OF SPEECH IN SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF GAMES

Abstract: The article is devoted to the problem of speech development in older preschool children. The scientific positions on the study of this issue are highlighted. The article considers the methodology of using speech games in the practice of working with children as one of the means of developing the vocabulary of older preschool children.

Key words: preschool age, speech development, lexical side of speech, speech games.

В последнее десятилетие остро высветилась проблема развития речи детей дошкольного возраста. Увеличилось число неговорящих и поздно говорящих детей. Обращение к данной теме актуализируют научные дискуссии современных исследователей. Лексический строй речи играет важную роль в становлении правильной связной устной, а в дальнейшем, и письменной речи детей. Неполноценность оформления речевого сообщения затрудняет его понимание слушателем. Проблема развития лексики у дошкольников актуальна тем, что ее сформированность является необходимой составляющей успешной адаптации ребенка в обществе, одной из важных компонентов готовности выпускника ДОУ к обучению в школе.

Лексическая сторона речи – это элемент языка, содержащий в себе активный и пассивный лексический запас, возможность его использования в определенных ситуациях. В состав лексического строя входят: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречий, местоимений).

Н. В. Серебрякова считает, что формирование словарного запаса детей напрямую связано, с одной стороны, с формированием мышления и других психологических действий, а с другой стороны, с формированием абсолютно всех частей речи: фонетико-фонематической и грамматической стороны речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с данным в детском словаре заранее появляются словосочетания с определенным значением, а затем – с обобщающим значением. Развитие лексики обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности [2].


Р.И. Лалаева, Е.М. Хватцев, Н.В. Серебрякова подчеркивают, что факторы для формирования речи формируются за счет двух действий. Одно из этих действий считается неречевая предметная деятельность самого ребенка, через восприятие мира. Еще одним важным условием формирования речи является пополнения словарного запаса благодаря общению взрослых и их взаимодействию с детьми [2].

Словарь – это главный строительный материал нашей речи, следовательно, роль словаря для владения языком так же важно, как и фонетика и грамматика. Для успешного обучения в школе ученики должны выучить значение и формы лексических единиц и уметь использовать их в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладевать навыками общения как при устной, так письменной речи. Развитию лексической стороны речи также способствует обогащение представлений об окружающем мире, ознакомлении с неизвестными ранее предметами, явлениями, признаками и действия предметов.

Речевая деятельность с точки зрения психолингвистики рассматривается как формы знаковой деятельности, а процесс освоения языка – это овладение ребенка с разных языковых знаков (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Е.Ф. Соботович и др.). Ряд исследователей подчеркивают, что основное движущее влияние, обусловленное развитием в речи ребенка – это семантика языка, и также придают большое значение расширению границ семантического стороны слова, как важной цели в словарной работе. Усвоение лексического значения – это один из самых сложных психологических процессов [3].

Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный — насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы (Дятлова)

Как в научных, так и в теоретических источниках есть факторы, определяющие процесс формирования лексического стороны речи детей с нормальным развитием (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, В.К. Воробьева, Д.Б. Эльконин, С.М. Карпова, Г.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Ревуцкая, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович и др.) [1, 2]. Среди факторов следует выделить следующие:



  1. Полнота формирования фонологических обобщений, постоянство слухового восприятия.

  2. Овладение ребенком обобщениями.

  3. Усвоение системы морфологического словообразования.

  4. Сформированность смысловых связей.

В логике нашего исследования наиболее эффективно развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста происходит в игре. Рассмотрим игру и игровую деятельность как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Смысл игры, по Л.С. Выготскому, заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребенка. Игра учит, формирует, воспитывает, стимулирует исследовательское поведение, направляет на поиск новой информации, а также развитию любознательности [1].

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому решением проблемы развития лексической стороны речи старшего дошкольника мы видим в использовании игр.

Ниже приведем примеры игр по работе с развитием лексической стороны старшего дошкольника:

1. Для активизации обобщающих слов: «Назови одним словом» (закончить перечисляемые педагогом слова обобщением), «Продолжи сам» (продолжение перечисления видовых понятий после обобщения педагога), «Что лишнее, в чем путаница?» (исключение лишнего понятия из группировки, исправление обобщений) и др.

2. Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи значение имеет составление детьми загадок. Сначала дети учатся отгадывать «готовые»  народные, авторские загадки двух видов: прямое описание характерных признаков без называния самого предмета (мягкие лапки, а в лапках цап-царапки) и метафорическое описание, сопоставление с другим предметом, чем-то близким загадываемому (сидит присная девица в темнице, а коса на улице).

Так же для развития лексической стороны нужно проводить словарную работу в разных видах деятельности:

1. Бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь (изучают слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные, умывальные принадлежности, их качества, действия с ними).

2. В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов (знакомство со словами: плоскогубцы, отвертка, ножницы, грабли, резать, крутить пилить).


3. Творческая художественная деятельность. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах способствуют активизации образного словаря (театр, актёр, роль, режиссёр, кулисы, художник, палитра и др.)

Таким образом, использование игр и игровых приемов в развитии лексической стороны речи поможет педагогу эффективно и успешно развивать словарь старшего дошкольника, а также развивать кругозор, проигрывать различные жизненные ситуации, активировать образный, активный и пассивный словари.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития / Л. С. Выготский. – Санкт Петербург: Питер, 2001. – 512 с.

  2. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт Петербург : Союз, 1999. – 276 с.

  3. Леонтьев, А. Н. Воспитание ребёнка в игре / А. Н. Леонтьев. – Москва: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2005. – 144 с.

  4. Азаренкова, Т. М. Дидактические игры в развитии лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Молодой исследователь : вызовы и перспективы. Смоленский Государственный университет Р Ф / Т. М. Азеренкова.  Москва : ООО «Интернаука», 2018.  С. 24-28.

  5. Дятлова, Е. Е. Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / Е. Е. Дятлова // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.).  Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016.  С. 22-24.