Файл: Психология труда 21. Сущность и этапы профессионального самоопределения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

21. Сущность и этапы профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Этапы профессионального самоопределения:

Профессиональное самоопределение рассматривает­ся как процесс, охватывающий весь период профессиональ­ной деятельности личности: от возникновения профессио­нальных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого про­цесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием шко­лы и тесно связан с предшествующими этапами профессиональ­ного самоопределения.

Старший подростковый и ранний юношеский возраст являются сенситивными для решения таких задач профессионального самоопределения как выбор будущей профессии, способов и путей ее получения. Уровень и содержание профессионального самоопределения в этот возрастной период обусловлены спецификой решаемых задач.

1. Первичный выбор профессии, для которого характерны малопонятные представления о мире профессий, ситуативное представления о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки

2. Этап профессионального самоопределения (старший школь­ный возраст). На этом этапе возникают и формируются про­фессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

3. Профессиональное обучение как освоение выбранной про­фессии осуществляется после получения школьного образо­вания;

4. Профессиональная адаптация характеризуется формиро­ванием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;

5. самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые свя­заны с профессиональным трудом.


Климов Е. А. (2007) понимает профессиональное самоопределение как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Содержание деятельности — это, прежде всего, образы желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений.

Структура профессионального самоопределения:

Наличие профессионального выбора позволяет судить о конкретном результате профессионального самоопределения — выбрана будущая профессия или нет.

Устойчивость этого выбора свидетельствует о его окончательности либо попытках пересмотра и принятия других возможных вариантов. Поскольку профессиональное самоопределение школьников не является одномоментным процессом, то постоянные пересмотры вариантов выбора позволяют судить о том, как именно, какими темпами и с каким результатом осуществляется этот процесс.

Профессиональный план и степень его сформированности позволяют зафиксировать не только наличие профессионального выбора, но и наличие путей получения профессии. Показатель сформированности профессионального плана, таким образом, включает две характеристики: наличие выбора профессии и наличие путей ее получения. В зависимости от выраженности этих характеристик определяется степень сформированности профессионального плана: так, при отсутствии выбора и путей получения профессиональный план считается не сформированным; при наличии выбора профессии, но отсутствии путей ее получения профессиональный план сформирован частично; при наличии выбора профессии, а также путей ее получения профессиональный план имеет высокую степень сформированности.

Статус профессиональной идентичности мы рассматриваем согласно теоретическим представлениям А. А. Азбель. Методика позволяет выявить выраженность статусов профессиональной идентичности, которые определяются с учетом двух ортогональных характеристик: наличие выбора профессии и самостоятельность выбора (осознанность выбора с учетом разнообразных критериев). Азбель основывается на представлениях Дж. Марсия о стадиях формирования идентичности и выделяет 4 статуса профессиональной идентичности: неопределенный (профессия не выбрана и необходимость выбора не осознана), навязанный (профессия выбрана, но выбор навязан извне), мораторий идентичности (выбор не сделан, но проблема выбора осознается и предпринимаются поиски вариантов ее решения) и сформированный статус (профессия выбрана осознанно и самостоятельно). Об успешности процесса профессионального самоопределения свидетельствует прохождение кризиса выбора профессии (моратория профессиональной идентичности) и достижение сформированной профессиональной идентичности.



Информированность о мире профессий в целом позволяет судить о наличии у школьника необходимой информации для принятия решения о выборе профессии. К такой информации может относиться знание содержания профессий и их требований к человеку, знание специфики рынка труда и понимание путей получения профессии и карьерного развития в той или иной области. Информированность о мире профессий является комплексным показателем, и о ее сформированности можно судить по таким параметрам как: знания о необходимых теоретических и практических дисциплинах, а также о необходимых личностных качествах для получения профессии, знания о требованиях профессии к здоровью, знания об учебных заведениях и вступительных испытаниях, знания о возможных местах и условиях работы, знания о родственных и смежных специальностях и т. д.

Учебная и внеучебная познавательная активность характеризует степень проявления активности в овладении той или иной предметной сферы, как общего, так и дополнительного образования. Об учебной активности можно судить по школьной успеваемости, участии в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня. Внеучебную познавательную активность могут характеризовать количество и длительность занятий в специализированных кружках и секциях, а также увлечений в свободное время. Одним из количественных показателей такой активности может выступать наличие общепринятых достижений. Высокий уровень учебной и внеучебной познавательной активности является предпосылкой формирования психологической готовности к выбору профессии как с точки зрения наличия определенных познавательных и профессиональных интересов, так и с точки зрения развития необходимых личностных качеств и способностей.

Мотивация выбора профессии, а именно соотношение внешних и внутренних мотивов выбора, позволяет оценить источник побуждения к выбору той или иной профессиональной деятельности. Причем к внутренним мотивам выбора профессии традиционно относят содержание работы, возможность получения новых знаний, новых впечатлений, возможность общения, возможность творческой деятельности, подвижный характер работы, полезность результатов и помощь другим, высокая ответственность и самостоятельность в принятии решений. Тогда как среди внешних мотивов выбора обычно рассматриваются: материальная обеспеченность, возможность продвижения по службе, престижность, условия работы, близость к месту жительства, легкость получения образования, возможность быть популярным, наличие командировок, работа в помещении или на свежем воздухе и т. п. Преобладание внутренней мотивации выбора профессии свидетельствует об осознанном выборе, опирающемся на содержание профессиональной деятельности.


Содержательные показатели профессионального самоопределения несут информацию о том, какая профессия из всего многообразия избирается человеком, насколько она соответствует его познавательной и профессиональной направленности, а также его предпочтениям (показатель адекватности профессионального выбора). При этом по степени сформированности познавательных интересов, профессиональной направленности учебных предпочтений можно судить об уровне развития предпосылок выбора профессии. Знание о взаимосвязи уровневых и содержательных показателей профессионального самоопределения позволяет судить о том, как протекает профессиональное самоопределение у конкретного человека.

22. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения

Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, структурными элементами которого являются разные виды самоопределения – личностное, социальное, профессиональное и др.

Все виды самоопределения находятся в постоянном взаимодействии. В некоторых случаях одно формирует другое, например, личностное самоопределение может предшествовать и помогать профессиональному, обычно они происходят одновременно, меняя значение, как причина и следствие. Психологическое изучение профессионального самоопределения неразрывно с проблемами психологии личности: особенности личностного развития значительно воздействуют на процесс профессионального самоопределения и дальнейшие результаты трудовой деятельности, а само становление личности в большой степени происходит в течение профессионального самоопределения, профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Профессиональное самоопределение - более предметно, его возможно оформить официально (получить диплом и т.п.); понятие же личностного самоопределения гораздо более сложное понятие. Профессиональное самоопределение в значительной степени зависит от внешних (благоприятных) условий окружающей действительности, а личностное - от самого человека.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

  • Гностический (перестройка сознания и самосознания)

  • Практический уровень (реальные изменения социального статуса человека)

Важнейшая составляющая самоопределения — это профессиональное самосознание (гностический уровень), общая структура которого такова:


  • осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы — токари», «мы — металлисты», «мы — рабочие»)

  • знание и оценка своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей («новичок», «один из лучших специалистов»)

  • знание человека о степени его признания в социальной группе («меня считают хорошим специалистом»)

  • знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успеха и неудач («здесь требуется терпение»), о своих индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности

  • представление о себе и своей работе в будущем

Э. Ф. Зеер расширяет область условий становления человека как профессионала и важнейшим из них называет вопрос личностного смысла в профессиональном труде. В течение жизни личность меняется. На разных стадиях развития (детство, подростковый возраст, ранняя юность и т. д.) одни и те же задачи профессионального самоопределения могут решаться по-разному. В целом же самоопределение есть не просто выбор профессии из альтернатив, а творческий процесс развития личности.

Основные моменты процесса профессионального самоопределения по Э. Ф. Зееру таковы:

1) избирательность отношения человека к миру профессий

2) осуществление выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий

3) самоопределение в течение всей жизни, постоянное рефлексирование своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии

4) инициирование и актуализация процесса событиями жизни (окончание обучения, изменение места жительства и др.)

5) восприятие самоопределения как актов самореализации и самоактуализации, актов проявления социальной зрелости личности.

Также согласно Э. Ф. Зееру, профессиональное самоопределение есть утверждение человеком собственной позиции в проблемной ситуации, нередко сопровождающееся конфликтами внутриличностного характера. Факторами, обусловливающими эти конфликты, выступают:

1) рассогласования составляющих направленности личности (мотивы, самооценки, ценностные ориентации);

2) несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;

3) противоречия между направленностью личности на достижение успеха, материальных благ, карьеру и уровнем развития профессионально важных качеств;