Файл: Психология труда 21. Сущность и этапы профессионального самоопределения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) несоответствие представлений о своих профессионально важных качествах и реальных профессиональных возможностей;

5) противоречия между профессиональными возможностями, потенциалом и социальными ограничениями, обусловленными полом, возрастом, этнической принадлежностью, внешностью.

Итак, профессиональное самоопределение человека как субъекта труда есть процесс его активной ориентации в мире профессий, сопряженный с поиском смысла трудовой деятельности, с внутренними и внешними конфликтами, профессиональными и жизненными кризисами; профессиональное самоопределение есть процесс периодически повторяющихся выборов на протяжении всей профессиональной карьеры человека. Один из его результатов — выбор профессии — есть определяющий акт, ключевой момент самоопределения субъекта, конкретизирующий его цели, смыслы бытия, ценности, предпочтения форм социальной активности человека.

23. Профориентация. Профориентационное интервью. Профориентация и карьера

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные.

Профориентационное консультирование (в широком смысле) — консультирование, направленное на решение задач, связанных с профессиональным самоопределением, трудовым становлением и карьерным ростом клиента.

В узком смысле профориентационное консультирование разделяют на собственно профориентацию и карьерное консультирование. Профориентационное консультирование (в узком смысле) направлено на решение вопросов профессионального самоопределения субъекта учебной (или учебно-профессиональной) деятельности. Сюда относят: способствование выбору профессионального профиля учащегося, будущей специальности, учебно-профессионального заведения, информирование о будущих карьерных перспективах и возможных местах работы специалистов выбранной области и др.


Информационно-разъяснительный этап: На этом этапе работы консультант в основном занимается просветительской деятельностью. Его основная цель — создать у клиента "образ профессионального мира", дать представление о том где и как можно искать информацию о профессиях, наметить первые шаги действий, заинтересовать подростка и добиться первых самостоятельных вопросов. Беседа должна строиться как наводящий разговор. Описываются типы профессий, но примеры приводит сам клиент.

Профориентация и карьера

Карьера связана с профессиональным самоопределением теснейшим образом. В настоящее время профессиональное самоопределение рассматривается как длительный процесс внутреннего, субъективного плана, поиск человеком «своей» профессии и «себя в профессии», собственной профессиональной роли в ней, определение для себя профессиональных позиций и перспектив, достижение их. Уже сама длительность поискового периода влияет на стартовые условия карьерного роста. Так, Н. В. Самоукина указывает на то, что имеются случаи совпадения профессионального самоопределения с выбором профессии. В этом случае, вероятнее всего, карьера будет носить стабильный характер. В то же время не так редки ситуации в жизни людей, когда внешне выраженные акты поведения не совпадают с протеканием внутреннего процесса профессионального самоопределения личности . Например, осуществив в поведенческом плане выбор определенной профессии и начав работать или поступив в институт, психологически человек может находиться на начальном этапе зарождения интереса к другой профессии, иногда далекой от выбранной профессиональной области. Такое положение свойственно нестабильной карьере.

С. А. Боровикова выделяет ряд факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального самоопределения. Они же являются наиболее существенными при построении карьеры.

К ним отнесены:

1) интересы (с учетом способностей, прошлого опыта, представлений о будущей профессии);

2) индивидуальные особенности (характер, темперамент, свойства нервной системы);

3) уровень подготовки (культурный кругозор, мировоззрение, школьная успеваемость);

4) состояние здоровья;

5) ряд социальных факторов (местожительство, профессия и советы родителей, рекомендации учителей, товарищей, средства массовой информации)

В настоящее время большую значимость приобретает внутренняя детерминированность профессионального выбора. Профессиональное самоопределение с этой позиции понимается как осознание личностью своих потребностей, мотивов, интересов («хочу»); возможностей, склонностей, профессионально значимых качеств и способностей («могу»); относительно устойчивых, закрепившихся психофизиологических и характерологических качеств («имею») и соотнесение их с теми требованиями, которые предъявляются социальной ситуацией человеку, выбирающему профессию.



Удовлетворенность работой и успешность карьерного продвижения в значительной мере определяется возможностью играть и ту роль, которая казалась подходящей на начальной стадии профессионального развития.

Самоопределившаяся (и карьерно успешная) личность — это субъект, осознавший свои цели, идеалы, личностные и физические свойства, возможности и внешние требования. Это человек, желающий и готовый трудиться.

Для зрелой личности характерным является построение карьеры, соотнесенной с интересом и включенностью в любимое дело, и создание собственной среды, благоприятной для развития и самореализации, что требует напряженной деятельности и усилий самого человека.

Исходные представления «Я-концепции» и образа будущей профессии задают содержание профессионального самосознания, которое, в свою очередь, начинает продуцировать личностно значимые образы функционального «Я» и приобретаемой (полученной) профессии. В совокупности они образуют своеобразную карьерную платформу.

Существует эмпирическим путем установленная связь, зависимость между успешным продвижением профессионала в любом виде профессиональной деятельности и развитием профессионального самосознания (В. А. Кан-Калик, Е. М. Борисова, М. И. Жукова). Те профессионалы, которые успешно продвигаются в своей профессиональной деятельности, более эффективно работают, овладевают мастерством, те и лучше осознают себя как субъекта деятельности, особенности своей деятельности, собственные достоинства и недостатки и на этой основе могут заниматься саморазвитием, самосовершенствованием. Те профессионалы, которые испытывают трудности в успешном продвижении по линии профессионального мастерства, обладают более низким уровнем профессионального самосознания.

Профессионал должен осознавать свое отношение к труду, мотивы профессиональной деятельности, цели, свои профессиональные действия, внутренние условия деятельности: уровень подготовленности, опыт, личностные качества, необходимые для успешного осуществления деятельности, а также внешние обстоятельства деятельности — орудия труда и различные приспособления, предметные и социальные условия деятельности.

От уровня сформированности профессиональной «Я-концепции» зависит процесс формирования профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность. Высокая профессиональная подготовка и овладение профессиональным мастерством невозможны без формирования и развития профессионального самосознания.


24. Основные методы профориентации

Основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной помощи:

Информационно-справочные, просветительские методы:

1) профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

2) справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);

3) информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);

4) профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);

5) экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

6) встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);

7) познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

8) профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные "мероприятия");

9) учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день этот метод очень проблематичен для России, так как показывать почти нечего);

10) использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения "производить впечатление" на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения "объема" профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода "редакторским правкам" и "цензуре");

11) различные "ярмарки профессий" и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.

Методы профессиональной психодиагностики:

1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

2) открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);


3) опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);

6) опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий - "профпригодность формируется в самой трудовой деятельности" (по Е. А. Климову);

7) "личностные" опросники: при их использовании требуется особая подготовка профконсультантов, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации; по-настоящему личность нельзя "просчитать" (возникает масса проблем); настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на "референдумах" и при "голосованиях", когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на "жлобовство" ); таким образом, получается, что тест на "личностность" - это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в "мелочах" жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, "усредненном" режиме жизни;

8) проективные личностные тесты (требуются особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);

9) методы наблюдения - это один из основных научно-практических методов работы психолога - по Е. А. Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);

10) сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не превращает знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в "стукачей" и доносчиков);

11) психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);