Файл: Практическое задание опишите какие методики применяются в разрешении конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Опишите какие методики применяются в разрешении конфликтов.
2. Подобрать методики для выявления навыков ведения переговоров, необходимых для
работы медиатора.
3. Подберите практические упражнения для отработки навыков медиатора и способы
работы с конфликтными ситуациями.
4. Посмотрите мультфильм «МОСТ». Ответьте на вопросы: какие чувства испытывают
участники конфликта? Какие потребности испытывают участники конфликта?
Вы как медиатор, что можете посоветовать, что бы избегать такого рода ситуаций?
1. Методы разрешения конфликта.
Разрешение конфликтов возможно различными способами.
Применение того или иного способа зависит как от личного опыта и интуиции руководителя, так и от глубины и драматичности сложившихся в коллективе отношений. Кратко охарактеризуем эти методы.
1. Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою собственную точку зрения, не вызывая негативной защитной реакции со стороны оппонента.
2. Структурные методы воздействуют на участников конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав, ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы стимулирования работников и т.п. К этим методам относят: разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы; строгое соблюдение принципа единоначалия, при котором подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами.
Если же поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.
3. Межличностные методы (приспособление, уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс, принуждение) можно рассматривать в двух аспектах - внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.
В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.
4. Переговоры представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений. Переговоры возможны при условии взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте, отсутствия существенных различий в полномочиях участников конфликта; участия в переговорах сторон, обладающих реальными полномочиями.
5. Ответные агрессивные действия - методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Однако бывают случаи, когда разрешение конфликта возможно только данными методами.


6. Уход от конфликта (уступки, метод бездействия, приспособление, метод сглаживания).
Преимущество такого метода состоит в том, что решение принимается, как правило, оперативно.
Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта, банальности проблемы, лежащей в основе конфликта, наличия более важных проблем, требующих своего решения, необходимости сглаживания разгоревшихся страстей, потребности выиграть время для сбора необходимой информации или когда время надвигающегося конфликта складывается неудачно.
7. Подавление конфликта (метод скрытых действий, метод быстрого решения, метод "разделяй и властвуй") - применяется, когда стечение обстоятельств делает невозможным открытый конфликт из-за боязни потери имиджа или из-за невозможности вовлечения противоположной стороны в активное противодействие.
2.
- Тест «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС).
- Опросник для самооценки терпеливости Методика разработана и описана Е.П. Ильиным и Е.К. Фешенко
- Шкала Р. Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков, адаптированная
В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько
- Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну
- Тест «Моя тактика ведения переговоров»
- Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации (К.Томас)
- Опросник для самооценки терпеливости
3. Упражнение «Надо договориться».
Цели:
- сконцентрировать внимание участников;
- осознать ценность сотрудничества;
- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
-сплотить группу.
Ход упражнения. Участникам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй – «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Упражнение «Воинственный круг».
Цели: - осознание личных стратегий поведения в конфликте. - самооценка собственной конфликтологической культуры. - развитие навыков бесконфликтного общения и поиска оптимальных партнерских взаимоотношений.
Ход выполнения: Участники тренинга встают в круг. Инструкция для всех участников:
«Сейчас три человека, названные мною, покинут комнату и станут водящими. Затем они по очереди по моему приглашению будут входить в комнату и пытаться проникнуть в центр круга».
Инструкция для водящих: «Вам необходимо любым способом проникнуть в круг».
Инструкция для стоящих в круге: «Нам надо сомкнуть круг и крепко держаться за руки, стараясь не допустить проникновения водящего в круг. Однако если он сможет нас убедить пропустить его в круг, а не выберет силовую тактику, позвольте ему это сделать. Каждый из нас, принимая решение, пропускать или не пропускать водящего в круг, должен ориентироваться на чувства, вызываемые партнером, на убедительность его поведения и просьб». После выполнения упражнения группа садится в круг, и тренер проводит обсуждение, целью которого является осознание участниками тренинга причин непонимания людьми друг друга, необходимости ориентации человека на поведение
(вербальное и невербальное) других участников общения и его учет в построении эффективных стратегий собственного поведения.
Упражнение «Личность в конфликте»
Цель: осознание различий в поведении людей в конфликтных ситуациях.
Материалы: карточки с заданиями, бумага для выполнения заданий.
Ход выполнения: Группа располагается полукругом, перед ней ставятся стол и стулья.
Тренер предлагает 3 участникам группы выйти за дверь и быть готовыми решать несложные арифметические задачи. Условно их можно назвать «математики». Оставшимся в комнате участникам группы тренер дает следующую инструкцию: «Сейчас ушедшие за дверь участники будут по одному входить, садиться за стол и решать предложенные задачи.
2-3 человека подойдут к столу и будут организаторами помех, мешая выполнять задания.
Еще три человека будут «журналистами», каждый из которых прикреплен к своему
«математику». По моей команде работа закончится, и решавший расскажет нам о своих чувствах во время выполнения задания. Наша задача — внимательно следить за поведением «математиков», проявлением их эмоциональных состояний, выслушать их рассказы и запомнить их реакции»
4.Лось и медведь испытывают злость, ярость друг к другу. Никто и не подумал кому-то уступить. Они испытывают потребность в значимости, принятии, уважении, безусловной любви.
Им стоило договориться и путем коммуникации друг с другом. Осознавать свои потребности и рефлексировать поведение. Повышать свою самооценку.
Дать возможность пройти другому первым, похвалив себя, а не обесценивая данным поступком.