Файл: История возникновения социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История возникновения социальной психологии



Началом научного социально-психологического знания можно считать анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности. Уже в произведениях Платона и Аристотеля обнаруживается немало рассуждений о связи между индивидуальными особенностями тех или иных людей и их положением в обществе, об идеальной личности и идеальном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-психологических концепций в более позднее время. Философы прошлого в течение продолжительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе "хорошим" или "плохим". Отсюда и выводились источники социального поведения людей.

В течение длительного периода социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений (Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель). Элементы социальной психологии складывались внутри конкретных наук – в психологии и социологии, а также в антропологии (Э.Тейлор), этнографии (Л.Морган, Леви-Брюль), криминологии и языкознании.
Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологической проблематике возрастает в различных странах. В Германии формируется научная школа, обратившаяся к изучению психологии народов. В первую очередь здесь необходимо отметить труды по психологии философа Лацаруса и языковеда Штейнталя, которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать "Журнал психологии народов и языкознания". За тридцатилетний период было опубликовано 20 томов этого издания, которое можно рассматривать как первый журнал по социальной психологии. Целью журнала было объявлено "открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое". На его страницах социально-психологические вопросы рассматривались, исходя из филологической, антропологической и исторической ориентации. При этом явления культуры прослеживались в их историческом развитии. К данному направлению можно отнести и работы "отца психологии" Вундта. 10 томов его "Психологии народов" были опубликованы за период с 1900 по 1920 гг. К сфере изучения "народной психологии" Вундт относил "те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя из индивидуального сознания". Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны, поэтому объектом социально-психологического исследования должен выступать язык, миф, обычай.

Ко второй половине 19 века относятся первые попытки создания социально-психологических концепций: «психология народов» (М.Лацарус, Х.Штейнталь, В.Вундт), «психология масс» (С.Сигеле, Г.Лебон) и теория «инстинктов социального поведения» (У.Макдугалл).

Большой вклад в формирование социально-психологического знания внес Фрейд. Будучи основоположником психоанализа и соответствующей научной школы, он оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества.

Важной вехой на пути становления социальной психологии как науки явилась публикация в 1908 г. двух учебников - "Введение в социальную психологию" английского психолога Макдугалла и "Социальная психология" американского социолога Росса. Макдугалл развивал "гормическую" теорию поведения людей в группах (от греч. "горме", что означает "животный импульс" и переводится на многие языки как "инстинкт"). Поведение людей объяснялось на основе инстинктов, направляющих все живое к определенным, биологически значимым целям. Росс, находясь под сильным влиянием французской социально-психологической мысли, использовал концепцию подражания в качестве ключевого принципа при анализе социального поведения.

Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов - американца Томаса и поляка (затем переехавшего в США) Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. С тех пор изучение установок прочно вошло в основную проблематику западной социальной психологии.


Среди выдающихся исследователей, оказавших большое влияние на формирование современной социальной психологии, необходимо назвать Левина, работавшего до 1933 г. в Германии, а затем эмигрировавшего в США. Левин привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состояния личности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их сравнительная важность различна в различных случаях.

Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно. Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков и имеет самобытную историю.

История развития отечественной социальной психологии включает в себя четыре этапа:

I этап — зарождение социально-психологических знаний в общественных и естественных науках (60-е годы XIX в. — начало XX в.);

II этап — отделение социальной психологии от родительских дисциплин (20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.);

III этап — начало становления социальной психологии как самостоятельной науки (вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов);

IV этап — возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии вторая половина (50-х — вторая половина 70-х годов XX в.).

Первый этап (60-е годы XIX в, — начало XX вв.)

В этот период шел процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе и человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Существенное значение имела проблема общественной детерминации психики.

Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, в процессе изучения национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами.

Большой вклад в развитие социально-психологических знаний внесли представители психологической школы в социологии Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.

Н.К. Михайловский разработал концепцию массовых социальных движений, согласно которой действующими силами социального развития являются герои и толпа. При их взаимодействии возникают сложные психологические процессы. Функция героя заключается в том, чтобы управлять настроением толпы, быть способным использовать его для достижения поставленных целей. По его мнению, решающая роль в ходе исторического процессе принадлежит именно социально-психологическому фактору.

В своих работах Н.К. Михайловский проанализировал психологические особенности героя, психологию толпы, механизмы взаимодействия людей в толпе. Исследуя особенности общения людей в толпе, он выделил механизмы влияния, которые реализуются в данной ситуации – внушение, подражание, заражение, противопоставление. В процессе исследований ученый пришел к выводу, что подражание, общественное настроение и социальное поведение являются психологическими факторами развития общества.
Большое значение для развития социальной психологии в предреволюционный период имели труды В.М. Бехтерева. Им были опубликованы работы, посвященные роли внушения в общественной жизни, проблеме личности и условиям ее развития, а также взгляды на понимание предмета, задач и методов «общественной психологии». В 1921 году ученый опубликовал свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология», который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии.

В.М. Бехтерев одним из первых предложил развернутое определение предмета социальной психологии: изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. Им было отмечено, что коллектив представляет собой целостное развивающееся образования, а также были выделены системообразующие признаки коллектива и факторы, объединяющие людей в коллектив.
Особое внимание В.М. Бехтерев уделил вопросу о методах социальной рефлексологии, полагая, что в рамках ее исследований должен быть применен объективный метод. В 1925 году В.М. Бехтерев совместно с М.В. Ланге впервые применил метод эксперимент в ходе социально-психологического исследования, что положило начало развития экспериментальной социальной психологии в России.
Второй этап (20-е годы — первая половина 30-х годов XX века)
В первые годы Советской власти отечественные социально-психологические идеи развивались в рамках теории марксизма, и шла идейная борьба между материалистической и идеалистической психологией. На этом этапе шел поиск дальнейшего пути развития отечественной науки и обсуждался ряд методологических проблем: соотношение социальной психологии и индивидуальной психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии.
При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, по сути, является социальной. Поэтому никакой социальной психологии наряду с общей не должно быть. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. Так, В.А. Артемов высказал идею о том, что с точки зрения марксистской философии, вся психология становится социальной, и должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Л.С. Выготский считал, что психика отдельного человека социальна, и поэтому должна составлять предмет социальной психологии. Он предлагал развести социальную психологию и коллективную психологию, отмечая, что предмет первой – психика отдельного человека, а предмет второй – личная психология в условиях коллективного проявления.

Вопрос о взаимоотношении индивидуальной и социальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии. Особое место в дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г.И. Челпанов. Защищая позиции идеалистической психологии, он предложил разделить психологию на две части: социальную, которая должна разрабатываться в рамках марксизма, и собственно психологию, которая будет пониматься как эмпирическая наука, не зависимая от мировоззрения вообще. Позиция Г.И. Челпанова получила много возражений.

К.Н. Корнилов предложил свой подход – реактологию, который предполагал сохранение единства психологии путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии. С этой позиции, коллективпонимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.

В ходе исследования проблемы коллектива в этот период было высказано три точки зрения. Согласно первой позиции, коллектив понимался как простая сумма составляющих его индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида предопределено общими задачами и структурой коллектива. Согласно третьему подходу, индивидуальное поведение индивида в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи – Б.В. Беляев, А.С. Залужный, и др. В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке,
На I Всесоюзном съезде по изучению поведения человека, состоявшейся в 1930г. проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения. Начало 30-х годов было пиком развития социально-психологических исследований и в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике. Однако, социальная психология по-прежнему оставалась несамостоятельной дисциплиной.


Третий этап (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX в.)
Во второй половине 30-х годов в связи с изоляцией отечественной науки от западной психологии и усилением идеологического контроля наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Проводились лишь отдельные социально-психологические исследования в рамках педагогики (А.С. Макаренко, А.С. Залужный), общей психологии и философии.

Основным источником и сферой применения социальной психологии в этот период была педагогическая практика, где центральной темой являлась психология коллектива. Огромное влияние на развитие социальной психологии на этом этапе оказали взгляды А. С. Макаренко. Коллектив, согласно А.С. Макаренко, — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления; это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества; совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. Коллектив является частью общества и органически связан с другими коллективами. А.С. Макаренко дал новую классификацию коллективов и выделил стадии их развития. По его мнению, коллектив в своем развитии, проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. Психология личности занимает центральное место в коллективной психологии А.С. Макаренко. Автор ставил вопрос о необходимости целостного изучения личности.
Стержневая идея социально-психологической концепции А. С. Макаренко — единство коллектива и личности. Это определило основание его практического требования: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива.
Взгляды А.С. Макаренко развивались многими исследователями и практиками, освещались в многочисленных публикациях.

В 40-50-х годах локальные социально-психологические исследования проводились и в других отраслях науки и практики – в медицине, социологии, философии и др.
Четвертый этап (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов XX века)
В этот период снижение идеологического контроля и демократизация во всех сферах жизни способствовали активному развитию научных знаний во всех направлениях. Возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности с активной жизненной позиции. Психология в 50-х годах признается самостоятельной наукой. Социальная психология также становится самостоятельной, а значит определены предмет и объект ее исследований, выделены и определены основные категории и понятия, сформулированы законы и закономерности, представлены уровни ее развития, состояние исследований и характеристика ее места в системе других наук.

Периода возрождения социальной психологии связывают с дискуссией, которая началась публикацией статьи А.Г. Ковалева «О социальной психологии» в Вестнике ЛГУ, 1959, № 12. Дискуссии продолжались в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии.

В 1968 г. была опубликована книга «Проблемы общественной психологии» под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Поршнева, которая привлекла внимание ученых. В 60-х — первой половине 70-х годов публикуются учебники и учебные пособия (Г. М. Андреева, 1980; А. Г. Ковалев, 1972; Е. С. Кузьмин 1967; Б. Д. Парыгин, 1967, 1971). В 1975 г. Была выпущена книга "Методологические проблемы социальной психологии", в которой были отражены основные проблемы социальной психологии: личность, деятельность, общение, общественные отношения, социальные нормы, ценностные ориентации, большие социальные группы, регуляция поведения. Эта книга полностью представлена авторами, входившими в число ведущих социальных психологов страны того периода.
Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой основных ее проблем в области методологии (концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е.В. Шороховой), в исследовании коллектива (К.К. Платонов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Исследования социальной психологии личности были освещены в работах Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Разработкой социальной психологии общения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин.

В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 г. была организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в МГУ. Социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В Институте психологии АН СССР в 1972 г. Создается первый в стране сектор социальной психологии. Начинается активная публикация статей, монографий, сборников. Проблемы социальной психологии обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.