Файл: С развитием международной торговли, страхование стало неотъемлемой частью любой внешнеторговой сделки. Практически все договоры куплипродажи сопровождаются страхованием.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В практике страхования существует два основных принципа формирования рисков, обеспечивающих страховую защиту. Оба они используются в страховании грузов.

Первый принцип построен на методе исключения, то есть по этому принципу страхуется груз от всех рисков, за исключением некоторых. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на условиях «С ответственностью за все риски» Правил страхования грузов, а также Оговорки «А» Института Лондонских Страховщиков Грузов. В соответствии с Правилами страхования грузов Страховщик не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

- всякого рода военных действий или мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;

- прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;

- умысла или грубой небрежности Страхователя или выгодоприобретателя, или их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

- влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку;

- несоответствующей упаковки или укупорки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;

- огня или взрыва вследствие погрузки с ведома Страхователя или выгодоприобретателя, или их представителей, но без ведома Страховщика, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;

- недостачи груза при целости наружной упаковки;

- повреждения груза червями, грызунами и насекомыми;

-замедления в доставке груза и падения цен; не возмещаются также всякие другие косвенные убытки Страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

Второй принцип построен на методе включения, то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на двух других условиях Правил страхования грузов и, соответственно, Оговорки «В» и «С» Института Лондонских Страховщиков Грузов. Второй и третий вариант транспортного страхования грузов обеспечивают меньшую защиту грузов от возможных рисков и включают 5 групп рисков:


  1. Огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;

  2. Пропажа судна или самолета без вести;

  3. Несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

  4. Общая авария;

  5. Все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Особенностью страхования на условиях «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» является то, что, несмотря на идентичность рисков, предусмотренных условиями «С ответственностью за частную аварию», в этом случае возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случаях: крушения или столкновения, пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозочном средстве.

Специфическим при страховании грузов является страхование (при всех трех условиях) убытков, расходов и взносов от общей аварии (англ. general average). Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза. Например, экипаж судна при возникновении пожара на борту может в целях спасания судна и груза выбросить часть груза за борт или залить его водой. В этом случае ущерб и расходы от общей аварии раскладываются на владельцев грузов, судна и фрахта пропорционально их стоимости. Производится расчет убытков, т. н. диспаша (average adjustment). У всех участников общей аварии: владельцев грузов и др. возникает либо обязанность возместить ущерб и расходы от общей аварии, либо право требовать возмещения ущерба. Причем эти права и обязанности возникают согласно Кодексу торгового мореплавания независимо от того застрахован груз или нет. Страхование в этом случае позволяет оперативно урегулировать претензии по возможному ущербу от общей аварии.

По согласованию сторон также могут быть застрахованы риски, которые обычно являются исключением. Например, по отдельному договору страхуются военные риски, волнения и другие.



В соответствии с Международными правилами «Incoterms—2000», составленными и рекомендованными Международной торговой палатой и применяемыми во внешней торговле, определяются два важных условия экспортно-импортной сделки — момент перехода риска потери или повреждения товара и распределения затрат между продавцом и покупателем:

Как показывает анализ «Incoterms—2000», обязательства относительно страхования грузов содержатся только при поставке грузов на условиях CIF (Cost, Insurance & Freight — стоимость, страхование и фрахт) и CIP (Cost, Insurance paid to… — перевозка и страхование оплачены до…). При поставке на этих условиях продавец обязан застраховать товар в страховой компании с хорошей репутацией. Учитывая то обстоятельство, что переход риска потери и/или повреждения груза не совпадает с распределением затрат между продавцом и покупателем получателем страхового возмещения по договору страхования (выгодоприобретателем) при поставке на условиях CIF или CIP является покупатель. Соответственно страховой полис вместе с другими документами, предусмотренными контрактом, передается покупателю. Минимальная страховая сумма должна покрывать сумму контракта (то есть стоимость товара и фрахта) плюс 10 % и должна быть установлена в валюте контракта. Международные правила требуют заключения договора страхования, если в контракте не оговорено иное, на условиях минимального покрытия рисков, что соответствует условиям «С» Оговорок Института Лондонских страховщиков (Institute of London Underwriters) по страхованию грузов. Данные условия практически соответствуют условиям «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения». При всех остальных условиях поставки по «Инкотермс-2000» не содержится требований к сторонам по обязательному страхованию грузов.

Таким образом, при заключении экспортного или импортного контракта перед продавцом или покупателем неизбежно встает вопрос об уменьшении вероятного ущерба. Выбор того или иного варианта страхования стороны решают либо выбором условий страхования в контракте (при поставке на условиях CIF или CIP), либо каждая сторона решает этот вопрос для себя самостоятельно, учитывая распределение рисков.

При поставке на условиях CIF или CIP, если в контракте не оговорено иное, продавец осуществляет страхование на условиях минимального покрытия рисков. Этого зачастую бывает достаточно при поставке товаров, которые вряд ли могут быть повреждены в процессе транспортировки, например, кокс, металл в чушках, нефть, скрап и т. п. Однако, при транспортировке, например, ценного оборудования, приборов, желательно страхование на условиях «От всех рисков». Поэтому при заключении контракта стороны должны выбрать вариант страхования, адекватный товару, способу его упаковки и транспортировки.


Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон договора страхования на основании документов, подтверждающих стоимость груза. Если стоимость груза документально не подтверждена, страховщик основывается на рыночной стоимости аналогичного товара, при этом страховая сумма не может превышать действительной стоимости груза на момент заключения договора страхования.

По соглашению сторон договора страхования в страховую сумму могут быть включены расходы, связанные с перевозкой и хранением груза, подтвержденные документально, а также ожидаемая прибыль от реализации груза, не превышающая 10% от стоимости груза.

Страховщик несет страховую ответственность за убытки, связанные с перевозкой и хранением груза, в пределах страховой суммы.

Если договор страхования груза предусматривает единичную перевозку (хранение) и при этом объем перевозимого груза соответствует оговоренному, то объем страховой ответственности равен страховой сумме.

Если договор страхования груза предусматривает перевозку (хранение) груза партиями (по частям) в течение определенного срока и при этом страховая сумма в договоре страхования определена на весь груз в совокупности, то объем страховой ответственности страховщика по каждой партии (части) груза определяется страховой суммой, равной стоимости конкретной партии груза согласно представленным документам.

Если стоимость фактически перевозимого (хранимого) груза превысит оговоренную в договоре страхования сумму, то страховая ответственность страховщика уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к стоимости перевозимого (хранимого) груза.

Если стоимость фактически перевозимого (хранимого) груза будет меньше оговоренной в договоре страхования суммы, то страховая ответственность страховщика определяется страховой суммой, исчисленной, исходя из фактической стоимости перевозимого груза. страховщик возвращает страхователю разницу между размером уплаченной страховой премией и размером страховой премии, определенной из стоимости конкретного перевозимого (хранимого) груза.

При заключении Договора страхования по соглашению сторон устанавливается безусловная франшиза - установленный конкретным договором страхования размер убытков страхователя, не подлежащий возмещению страховщиком. Франшиза зависит от категории груза, способа и условий перевозки или хранения.


Страховая премия определяется индивидуально, исходя из базовой тарифной ставки с учетом номенклатуры груза, его упаковки, периода и способа перевозки или хранения, возраста и принадлежности перевозочного средства, а также других условий перевозки и хранения груза.

 

 

 

 

 

 

5.ИСПОЛНЕНИЕ СТОРОНАМИ ДОГВОРА СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ И ВЫПЛАТА СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Страховщик имеет право:

  1. Проверять представленную страхователем информацию о грузе, подлежащем страхованию, и ее достоверность;

  2. При необходимости давать письменные рекомендации по уменьшению убытка. Однако эти действия страховщика не могут рассматриваться как признание им своей обязанности выплачивать страховое возмещение;

  3. Самостоятельно выяснять причины и обстоятельства события, имеющего признаки страхового случая;

  4. Производить осмотр груза, пострадавшего при наступлении события, имеющего признаки страхового случая. При этом страхователь не вправе препятствовать страховщику в проведении такого осмотра;

  5. Требовать от страхователя информацию, необходимую для установления факта наступления события или размера предполагаемого страхового возмещения, включая сведения, составляющие коммерческую тайну;

  6. При необходимости направлять запросы в соответствующие компетентные органы о предоставлении документов и информации, подтверждающих факт и причину наступления события.

Страховщик обязан:

  1. Ознакомить страхователя с правилами страхования.

  2. После получения страховой премии или первого ее взноса в 3-х дневной срок выдать страхователю страховой полис и вручить ему один экземпляр Правил страхования, на основании которых заключен договор страхования.

  3. Соблюдать условия правил и договора страхования.

  4. Не разглашать сведения о страхователе и его имуществе за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.  


При наступлении события, имеющего признаки страхового случая, страховщик обязан:

  1. Произвести осмотр поврежденного груза.

  2. В 7-ми дневной срок со дня предоставления ему всех необходимых документов относительно наступившего события провести анализ на предмет признания события страховым.

  3. При признании события страховым случаем, составить страховой акт (аварийный сертификат) установленной формы, произвести расчет причиненного убытка и суммы страхового возмещения.

  4. Выплатить страховое возмещение в срок, установленный правилами страхования.